Федеральное собрание Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Парламент, в соответствии с теорией разделения властей 1, представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти. Российский Парламент, в своем нынешнем облике, функционирует относительно
небольшой промежуток времени - с момента принятия Конституции 1993 года.

Файлы: 1 файл

федсобр.docx

— 116.40 Кб (Скачать файл)

Конституция далее определяет Федеральное Собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное Собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное Собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты – федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам. Так как из текста Конституции следует, что указы президента6 как главы государства, уступают по

своей юридической силе законам, т.е. актам, принимаемым высшим

законодательным органом страны — парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного Суда утрачивают юридическую силу.

Фактически, парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства. В Конституции РФ определена структура Федерального Собрания как двухпалатного

органа. Аналогичная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря, двум преимуществам: возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей нации также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве - субъектов федерации),

либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль; возможности сделать оптимальным законодательный процесс, установив противовес возможным скоропалительным и мало продуманным законодательным решениям одной палаты. Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание

характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу – как нижнюю палату Федерального Собрания.

Двухпалатная структура российского парламента принадлежит к тому типу, который определяется сравнительной слабостью верхней палаты. Это выражается в возможности для Государственной Думы преодолевать возражения Совета Федерации в случае разногласий между палатами по большинству законов, хотя Совет Федерации и имеет некоторые важные специальные полномочия. 
2.2 Порядок формирования палат Федерального Собрания 
2.2.1 Порядок формирования Совета Федерации 
Совет Федерации основывается на равном представительстве субъектов Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. В настоящее время Совет Федерации формируется на основании ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания

РФ". В Совет Федерации в соответствии с Конституцией РФ входят по два

представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного

(представительного) и исполнительного  органов государственной власти. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин России не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта

РФ) на срок его полномочий. Под исполнительным органом понимается

исполнительный орган общей компетенции - президент, губернатор, глава

исполнительной власти, или правительство субъекта Федерации. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения об его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ. Ни Конституция, ни ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ"  не определяют долю состава палаты, которая должна быть укомплектована, чтобы палата считалась правомочной. Однако так как основная часть решений палаты принимается большинством голосов ее членов можно полагать, что она правомочна, если избрано (назначено) большинство ее членов. Совет Федерации не подлежит роспуску, однако без Государственной Думы он может осуществлять лишь полномочия, перечисленные в ст. 102 Конституции РФ. 
2.2.2 Порядок формирования и основания роспуска Государственной Думы

Конституция РФ устанавливает численный состав Государственной Думы – 450 депутатов. Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы представляется оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт работы, но и использовать его в течение значительного времени. В то же время его не следует считать слишком длительным. Периодические перевыборы Государственной Думы приспосабливают ее состав к изменяющимся социально- политическим отношениям в обществе, позволяют отразить в депутатском корпусе политические симпатии и антипатии избирателей. В соответствии с Конституцией РФ выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок,

исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Конституция не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и  применяемой избирательной системы. Принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, добровольного участия в выборах сформулированы с соответствующей конкретизацией в ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ". В соответствии с действующим федеральным законом о выборах депутаты избираются по смешанной системе. Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства. При этом избирательные округа должны быть примерно равны по числу зарегистрированных на их территориях избирателей, а также  не

допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов РФ. Норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа зарегистрированных избирателей, проживающих на территории РФ, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Голосовать в одномандатном избирательном округе может

избиратель, постоянно или преимущественно проживающий на территории этого избирательного округа. Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину РФ, обладающему пассивным избирательным правом. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии в

соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и уставом

политической партии. Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе голосов полученных зарегистрированными кандидатами избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. Другая половина депутатов Государственной Думы избирается в федеральном избирательном округе, включающем в себя всю территорию РФ. В этом случае депутаты Государственной Думы избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и избирательными блоками. Такая система соответствует предназначению выборов как высшего непосредственного выражения власти народа. К распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5% и более голосов избирателей, при условии, что таких списков было не менее трех и за все эти списки подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. В этом случае иные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов по федеральному избирательному округу не допускаются. Если менее чем за три федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5% и более голосов избирателей, подано в совокупности более 50% голосов, а остальные списки получили менее 5% голосов, к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, которые получили 5% и более голосов, а

также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей списки, получившие менее 5% голосов, до того, как общее число списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, не достигнет трех. Федеральный закон о выборах предусмотрел некоторые условия допущения к распределению мандатов баллотирующихся в федеральном избирательном округе списков кандидатов помимо 5% заградительного пункта. До распределения мандатов между федеральными списками кандидатов из каждого списка исключаются депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам. Далее ЦИК РФ7 подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу за федеральные списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов. Эта сумма делится на 225, и полученный результат есть первое избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения мандатов. Если после этих действий остаются нераспределенные депутатские мандаты, они передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления на первое избирательное частное (метод наибольшего остатка). При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей. На прошедших 7 декабря 2003 года выборах депутатов Государственной Думы из 23 избирательных партий и блоков, принявших участие в выборах, к распределению депутатских мандатов по федеральному избирательному округу были допущены лишь 4 партии и блока  -  Единая Россия8, получившая – 37,57 % голосов избирателей (120 депутатских мандатов), Коммунистическая партия РФ – 12,61 %  (40 депутатских мандатов), Либерально-демократическая партия России – 11,45 % (36 депутатских мандатов) и блок "Родина" – 9,20 % (29 депутатских мандатов), остальные партии в том числе "Яблоко" и "Союз правых сил" не смогли преодолеть 5 % заградительный барьер, набрав 4,3 % и 4,00 % голосов избирателей соответственно. Государственная Дума на основании Конституции РФ может быть распущена в следующих случаях:

1. В случае трехкратного отклонения представленных главой государства

кандидатур на должность Председателя Правительства РФ.

2. В случае несогласия Президента РФ с принятым Государственной Думой решением о недоверии Правительству РФ, если вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ,  а также в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, при  выдвижении предложения депутатами Государственной Думы, Государственная Дума не может быть распущена:

1. В течение года после избрания, если выразит недоверие Правительству РФ или откажет ему в доверии. Государственная Дума подлежит в этот период роспуску только в случае, если трижды отклонит представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.

2. Роспуск невозможен после того, как Дума приняла постановление о

выдвижении против Президента обвинения в государственной измене или

совершении иного тяжкого преступления.  Запрещение роспуска действует на период, пока Совет Федерации не примет своего решения по обвинению или пока не истечет предусмотренный в ч. 3 ст. 93 Конституции трехмесячный срок.

3. В период действия военного или чрезвычайного положения.

4. В последние шесть месяцев пребывания Президента в должности. 
2.3 Структура Федерального Собрания

Как уже говорилось выше, в Конституции РФ определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа, состоящего из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. 
2.3.1. Структура Совета Федерации

В Конституции РФ не указывается численный состав Совета Федерации. Однако, исходя из того, что палата формируется путем представительства по одному члену от представительного и исполнительного органов государственной власти каждого субъекта РФ 9- на основании ч. 1 ст. 65 Конституции РФ - можно сделать вывод, что Совет Федерации должен состоять из 178 членов. В Конституции РФ структура Совета Федерации закреплена в ст. 101. В этой статье говорится о том, что "Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей"; "Председатель Совета Федерации и его заместители. ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты"; Совет Федерации образует комитеты и комиссии. Более детально вопрос о структуре раскрыт в Регламенте Совета Федерации. Возглавляет Совет Федерации Председатель, который избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта РФ. Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одну кандидатуру. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения Совет Федерации утверждает список кандидатур для голосования. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. Регламент СФ выделяет полномочия Председателя Совета Федерации, основными из которых являются:

Информация о работе Федеральное собрание Российской Федерации