Федеральное Собрание Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Парламент (англ. parliament от фр. parler – «говорить») – название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ 4
Глава 2. Функции Федерального Собрания РФ 6
Глава 3. Место и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Реферат по праву.docx

— 39.60 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный  экономический университет

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Правоведение»

на тему: «Федеральное Собрание Российской Федерации»

 

 

 

Студент: В.О.Клепикова

гр. М-10-30

Преподаватель: Е.А.Митцукова

к.ю.н., доцент

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ 4

Глава 2. Функции  Федерального Собрания РФ 6

Глава 3. Место  и роль Федерального Собрания в системе  органов государственной власти РФ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в  регулировании, упорядочении различных  отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные  и единоличные). В современных  условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.

Парламент (англ. parliament от фр. parler – «говорить») – название высшего  представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.

В настоящее время высший представительный и законодательный  орган в разных странах имеет  разное название. «Парламент» как  собственное наименование для обозначения  данного органа применяется в  Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др. В  США и большинстве стран Латинской  Америки парламент называется конгрессом, в Норвегии – стортингом, в Литве  и Латвии - сеймом и так далее.

В Российской Федерации парламентом  является Федеральное Собрание. Государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.  Федеральное Собрание относят к  органам законодательной власти. 

Глава 1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.

Правовой статус парламента определяется существующей в государстве  формой правления. Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

Представительный характер Федерального Собрания заключается  в том, что Федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путём проведения периодических и свободных выборов.

Выборы направлены на:

    • выявление интересов различных социальных групп;
    • учет федеративных отношений;
    • обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.

Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и её субъектов.

Федеральное Собрание состоит  из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная  Дума является палатой общенародного  представительства, а в Совете Федерации  реализуется представительство  субъектов Федерации.

Двухпалатная структура  Федерального Собрания предполагает самостоятельность  палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат.

Конституция РФ предусматривает  только три случая, когда Совет  Федерации и Государственная  Дума могут собираться совместно: для  заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений  руководителей иностранных государств.

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение  в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:

    1. Правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;
    2. Правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;
    3. Правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания. 

Глава 2. Функции  Федерального Собрания РФ

В Конституции РФ закреплены предметы ведения обеих палат  Федерального Собрания. Эти перечни  устанавливают основной круг полномочий палат, не затрагивая законодательную  деятельность.

В теории права выделяют три основные функции Федерального Собрания:

    • Представительная;
    • Законотворческая;
    • Контрольная.

Рассмотрим подробнее  каждую из них.

Как представительный орган  Федеральное Собрание представляет интересы всего многонационального народа России, формирует и выражает его волю. Являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации, её многонациональный  народ в результате выборов (прямых и косвенных) передаёт (делегирует) своим представителям в Федеральное  Собрание часть государственной  власти, доверяет им от имени народа осуществлять эту государственную  власть.

Совет Федерации – орган, представляющий интересы субъектов  РФ. Государственная Дума – орган  представительства всех граждан  РФ.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов  депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. В настоящее время порядок  формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 года.

Выборы в Российской Федерации  проводятся на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании.

«Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для  иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции  не установлен принцип единства системы  представительных органов Российской Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами».

Законотворческая функция, безусловно, является основной функцией Парламента, ведь законодательство –  основа и гарантия существования  самого государства. В реализации этой функции участвуют обе палаты Федерального Собрания, но основную роль играет Государственная Дума. В процессе законотворчества участвуют и другие субъекты, перечисленные в статье 104 Конституции РФ.

«Конституция именует  Федеральное Собрание законодательным  органом, определяя в качестве его  основной функции законотворчество. Это единственный законодательный  орган на федеральном уровне. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет  права издать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую  силу и прямое действие на всей территории РФ».

Законотворческая функция  состоит в разработке и принятии законов, регулирующих основные стороны  жизни государства и общества. Она включает в себя не только процесс  принятия закона, но и процесс его  создания, оформления.

В Российской Федерации законодательный  процесс состоит из следующих  основных стадий:

    1. Законодательная инициатива (внесение законопроекта в Государственную Думу);
    2. Рассмотрение законопроекта (как правило, в трех чтениях) и принятие закона Государственной Думой;
    3. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации закона, принятого Государственной Думой;
    4. Подписание закона Президентом РФ и его обнародование.

Также существуют дополнительные этапы, применяемые при возникновении  разногласий:

    1. Рассмотрение закона в согласительной комиссии;
    2. Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Советом Федерации;
    3. Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Президентом РФ;
    4. Повторное рассмотрение Советом Федерации закона, отклоненного Президентом РФ.

У некоторых видов актов  есть свои закрепленные в законодательстве особенности принятия, например, у  Федеральных конституционных законов, Федеральных законов о предметах совместного ведения, Законов о поправках к Конституции РФ.

Также Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (статьи 102, 103), принимают постановления.

Согласно статье 15 Конституции  РФ, законы и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции РФ.

Контрольная функция Федерального Собрания заключается в парламентском  контроле. Парламентский контроль –  право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей  деятельности и отправлять в отставку министров или правительства  в целом в случае признания  их деятельности неудовлетворительной.

Конституция не называет Федеральное  Собрание контрольным органом, но некоторые  полномочия позволяют ему осуществлять ряд контрольных функций.

К контрольным полномочиям  Совета Федерации может быть отнесено:

    • Утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
    • Отрешение Президента РФ от должности;
    • Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда;
    • Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К контрольным полномочиям Государственной Думы относят:

    • Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • Решение вопроса о доверии Правительству РФ;
    • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека;
    • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Также с целью осуществления  палатами Федерального Собрания деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия  для общества и государства, проводится парламентское расследование. Парламентскому расследованию подлежат:

    • Факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;
    • Обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
    • Обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования  и принятии решения о возбуждении  парламентского расследования палаты Федерального Собрания на паритетных началах формируют комиссию, состоящую  из членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, и избирают ее сопредседателей.

Совет Федерации, Государственная  Дума вправе направить парламентский  запрос, а член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы - депутатский  запрос должностным лицам органов  по вопросам, входящим в компетенцию  этих органов и должностных лиц.

Информация о работе Федеральное Собрание Российской Федерации