Федеральное Собрание Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Парламент (англ. parliament от фр. parler – «говорить») – название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ 4
Глава 2. Функции Федерального Собрания РФ 6
Глава 3. Место и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Реферат по праву.docx

— 39.60 Кб (Скачать файл)

Вмешательство Федерального Собрания в деятельность других органов  государственной власти является проявлением  принципа разделения власти и системы  «сдержек и противовесов».

Итак, Федеральное Собрание осуществляет свои полномочия в рамках своих функций. Для осуществления  своих функций Федеральному Собранию необходима четкая организация деятельности. 

Глава 3. Место и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ

Понятие Федерального Собрания как органа государственной власти Российской Федерации. Не умаляя значения исполнительной и судебной властей, следует признать, что «первой среди равных», несомненно, является законодательная власть. Ей, по Конституции, отведено особое место, поскольку в ее прерогативы входит разработка и принятие законов, на которых строится организация и деятельность всего государства. Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнительной власти, на их основе функционирует судебная система.

Следовательно, в «тройственном  союзе» разделения властей Федеральное Собрание, как выразитель законодательной власти, выступает в роли основополагающего органа государственной власти, наделенного правами влиять на каждую из них.

В отличие от других государственных  органов Федеральное Собрание —  сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи  и отношения с другими государственными и общественными институтами. Отсюда его специфические особенности  в формировании, функционировании и  внутреннем устройстве.

Согласно Конституции (ст. 94) Федеральное Собрание — парламент  Российской Федерации — является постоянно действующим представительным и законодательным органом. Этим подчеркивается двуединая природа  парламента и тесная взаимосвязь  двух основополагающих его функций.

В основу порядка образования  Федерального Собрания помимо принципа разделения властей положены также  принципы федерализма и многопартийности.

Принцип федерализма призван  обеспечивать интересы многонационального народа Российской Федерации, являющегося  носителем суверенитета и единственным источником власти.

На практике этот принцип  реализуется в двухпалатной структуре  Федерального Собрания. Одна из палат  — Государственная Дума — представляет весь народ страны в целом. Другая — Совет Федерации — состоит из представителей каждого субъекта Российской Федерации1. Из этого следует, что при формировании Совета Федерации проводится принцип равенства субъектов Федерации.

При существенных различиях  и в территориальном отношении, и по численности населения, субъекты Российской Федерации равно имеют  по два представителя в Совете Федерации.

Принцип многопартийности в  отличие от принципа федерализма, который  тем или иным образом всегда учитывался при построении органов государственной  власти в Российской Федерации, —  факт качественно новый в формировании российского представительного  органа. Он заложен в ценностях  мировой парламентской теории и  практики, в которую постепенно вписывается  практика отечественная.

Многопартийная система  — это один из институтов современного общества, без которого невозможна представительная демократия. Парламент, как главный элемент представительной демократии, не может считаться демократически избранным без соперничества  партий в политической борьбе за депутатские  мандаты.

На принципе многопартийности основываются формирование и деятельность Государственной Думы. 225 (из 450) депутатов  избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Участие политических партий в деятельности парламента разнообразно. Это создание партийных фракций, участие в прениях, отстаивание  своих позиций и взглядов, принятие решений в соответствии с установками  своих партийных органов и  т.д.

Многопартийный состав Федерального Собрания характеризует его как  демократически организованный государственный  орган представительной и законодательной  власти.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция предусматривает  совершенно различную компетенцию  для каждой из палат, обеспечивая  тем самым систему «сдержек и  противовесов» в деятельности Федерального Собрания.

Совету Федерации отводится  роль своего рода тормоза по отношению  к Государственной Думе, призванного  предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах  в Государственную Думу теми или  иными политическими силами.

Следует заметить, что в  нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам  государственной власти вообще и  к парламенту в частности, являющееся следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей  Конституции Российской федерации.

В обществе имеются силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института  или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремления наталкиваются  на ряд противодействующих факторов.

Многие представители  политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полная дискредитация  парламента может существенно подорвать  складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен  в глазах значительной части населения  страны, то этого нельзя сказать  о его идеологической роли.

Существен и тот факт, что в демократических странах  парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем  национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы, которые  не представлены в правительстве  и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.

Вместе с тем парламент  выступает как своего рода уравновешивающая сила и в отношениях конкурирующих  политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые  в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского  парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авакьян С.А., Федеральное Собрание – парламент России. М. 1999;
  2. Андриченко Л.В., Чертков А.Н. Взаимодействие Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ // Журнал российского права, 2009, № 2;
  3. Астафичев П.А., Социально-правовая природа народного представительства // Гос-во и право. 2001. № 11;
  4. Буланов О.Н., Бойко Ю.Ю., Коврякова Е.В., Парламентское право России. Учебник. М., Эксмо, 2006;
  5. Гранкин И..В., Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ // Журнал российского права. 2003. № 1;
  6. Гранкин И.В., Конституционно-правовое регулирование  формирования плата Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования // Журнал российского права. 2005. № 8;
  7. Колесников Е.В., Актуальные вопросы парламентского иммунитета членов верхних палат парламента (на примере РФ, Франции, ФРГ) // Конст. и муниц. Право, 209, № 4;
  8. Кузнецова Л.Л., Сравнительно-правовой анализ основных форм парламентского контроля // Журнал российского права. 2004. № 2;
  9. Курманов М.М., Сущность статуса члена Совета Федерации ФС РФ // Журнал российского права. 2003. № 9;
  10. Миронов С.М., Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его взаимодействие с другими органами государственной власти // Журнал российского права, 2003. № 1.

 


Информация о работе Федеральное Собрание Российской Федерации