Федеральное собрание Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Парламент, в соответствии с теорией разделения властей 1, представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти. Российский Парламент, в своем нынешнем облике, функционирует относительно
небольшой промежуток времени - с момента принятия Конституции 1993 года.

Файлы: 1 файл

федсобр.docx

— 116.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»

на тему: «Федеральное собрание Российской Федерации»

 

 

Выполнила: студентка 2 курса 
очной формы обучения 

 

 

 

 

 

 

     Москва 2014

 

Оглавление 

 

 

Введение

Парламент, в соответствии с теорией разделения властей 1, представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти. Российский Парламент, в своем нынешнем облике, функционирует относительно

небольшой промежуток времени - с момента принятия Конституции 1993 года. Сегодня, несмотря на существование законодательной базы, посвященной различным, связанным с деятельностью Российского Парламента аспектам, совершенно ясно, что этого регулирования недостаточно –  так многие вопросы вообще не закреплены в законодательстве.  
Объектом исследования является система органов государственной власти.

Т. к. государственный орган - это составная часть государственного

аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная

государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти. Система государственных органов состоит из органов законодательной власти (представительных органов государственной власти); органов исполнительной власти и органов судебной власти.

Предметом исследования является Федеральное Собрание (Парламент РФ), состоящий из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы, как высший законодательный и представительный орган государственной власти. Характеристика Федерального Собрания, как представительного органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ России, являясь его законным представителем в силу Конституции. О том, что Парламент РФ является  законодательным органом, говорят возложенные на него полномочия издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой только сила самой Конституции и международных договоров.

Исходя из выше изложенного, можно определить цель работы, которая

состоит в анализе сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.

Задачами работы является: определение порядка формирования  палат

Федерального Собрания РФ и его полномочий; обоснование структуры Российского Парламента и правового статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Говоря о методе исследования, следует выделить следующие – формально–юридический и  структурного анализа.

Задачи и методы обосновывают структуру работы: изложение в первой главе общей характеристики парламентов в странах мира; во второй определение структуры Федерального Собрания, порядка его формирования и полномочий, и  в третьей обоснование правового статуса парламентариев.

Данная работа написана на основе российского законодательства, базовыми нормативными актами которого являются: Конституция РФ2; Регламент Государственной Думы3; Регламент Совета Федерации; Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации"; Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ". 
Глава 1. Общая характеристика и значение парламента в зарубежных странах

В соответствии с концепцией разделения властей, первое место среди ветвей

государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и

судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона. Законодательная власть — это исключительное право и способность устанавливать наиболее общие правила поведения, издавать нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу.

Обычно законы издаются по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни, хотя в англосаксонских странах наряду с законами такого рода есть и частные законы, имеющие индивидуальное действие. Законы имеют непререкаемую силу. Акты главы государства, правительства, других государственных органов и должностных лиц, суда, деятельность различного рода объединений, граждан и не граждан должна соответствовать конституции и законам. Закон может быть отменен только другим законом, органы конституционного контроля могут лишь признать закон неконституционным. Законодательная власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера — также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия (народное, государственное собрание, конгресс, и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название "парламент", которое используется теперь в некоторых конституциях.  
Во всех современных конституциях парламент определяется как носитель верховной законодательной власти. Парламент, как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский; испанские кортесы) возникли еще в ХII-ХШ вв.

Однако история современного парламента как общенационального представительного органа, отличного от сословных представительных органов времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм как особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной власти при существенной политической и идеологической роли парламента. Парламент и парламентаризм — понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих элементов относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность. 
Современный парламент — это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, объявляет амнистию и т.д.  
Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. Под парламентом обычно понимают представительное однопалатное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент — это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты (при этом закон, как правило, может быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В странах с

влиянием англосаксонского права, где главой государства является президент и существует одна палата, парламент рассматривается как двуединое учреждение. В континентальном праве, в Германии, Франции, под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах (Египет, Финляндия) глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента. В настоящее время число палат в парламентах стран мира не превышает двух, однако, например, в парламенте Югославии в 70-х гг. было пять палат. В большинстве стран в настоящее время действуют двухпалатные парламенты, а в Дании, Греции, Египте, КНР, Португалии, Финляндии, Венгрии, Швеции и многих других странах — однопалатные.  
Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочисленнее верхней. Лишь в Великобритании иное соотношение: более 1200 пэров в верхней палате (Палате лордов) и 659 членов — в Палате общин. Тенденция последних десятилетий — установление фиксированной численности палат. Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты — сенаторами. В состав парламента иногда входят также их заместители, а в единичных федеративных государствах — делегаты от территорий, владений, федерального округа, ассоциированных штатов, не являющихся субъектами федерации (США). Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на 4—5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов (в настоящее время в КНР). Часть членов парламента может избираться косвенными выборами. В некоторых странах резервируются места для сторонников определенных религий и национальностей, а также для женщин. Эти места тоже замещаются путем непрямых выборов. Верхняя палата формируется различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Полностью назначаются верхние палаты главой государства в Канаде, Иордании, Таиланде, Ямайке, Барбадосе, Белизе (во многих из них генерал-губернатором — представителем короны Великобритании). Ведущую роль в деятельности парламента играет его руководящий орган. В странах с двухпалатной системой каждая палата формирует свой руководящий орган. Руководство парламента осуществляется либо единолично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, бюро, комитетом, конференцией). Председатель нижней палаты, либо коллегиальные руководящие органы образуются самой палатой. В некоторых президентских республиках, в том числе в США, председателем верхней палаты по должности становится Вице-президент. Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава, как только этот состав приступит к работе. Он может быть распущен досрочно. Очень редко главой государства по требованию правительства распускаются обе палаты (например, в Италии). Обычно роспуску подлежат лишь нижняя палата и однопалатный парламент, а верхняя палата лишь прекращает свои полномочия на время роспуска нижней палаты. Если верхняя палата избрана

на более длительный срок, чем нижняя, то после избрания новой нижней палаты, верхняя возобновляет свою деятельность.  
По характеру закрепленной в конституциях законодательной компетенции парламенты делят на три группы: с абсолютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относительно ограниченной законодательной компетенцией. К первой группе относятся парламенты, юридически обладающие правом принимать законы по любым вопросам (Великобритания, Италия, Ирландия, Греция, Япония). Ни в основных законах, ни в других актах не дается перечня вопросов, которые должны рассматриваться парламентами и решаться в принимаемых ими законах. Перечисление в конституции Швеции вопросов, которые решаются только путем принятия законов Риксдагом, не является ограничением его законодательной компетенции: конституция определяет его исключительные права, но одновременно устанавливает, что Риксдаг может принимать законы и по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства.  
Во вторую группу входят парламенты преимущественно федеративных государств, чьи конституции четко разграничивают права федерации и ее субъектов. Так, при определении компетенции Конгресса США4 Конституция закрепила за ним не законодательную власть вообще, а только предоставленную ею. Более того, в разд. 9 ст. 1 установлен тот круг вопросов, по которым Конгресс не может принимать законов. На современном этапе эта вторая группа пополнилась парламентами некоторых

унитарных государств. К их числу относится Франция. Конституция Франции жестко ограничила перечень вопросов, по которым может законодательствовать парламент (ст. 34). Причем даже в этих ограниченных областях по одним вопросам он может принимать законы, а по другим — лишь устанавливать общие принципы (например, в социально-экономической сфере).  
Третью группу составляют парламенты, рамки ограниченной законодательной" компетенции которых довольно подвижны. Это парламенты некоторых федераций, где имеется совместная законодательная компетенция федерации и ее субъектов. В тех унитарных государствах, в которых созданы автономные образования, объем законодательных прав парламента, как правило, не определен. Однако в законе установлен перечень вопросов, входящих в компетенцию этих автономных образований. По ним не может законодательствовать парламент государства.  
Следует отметить, что даже в тех странах, парламенты которых имеют абсолютно неограниченную законодательную компетенцию, эта компетенция на практике стала уже. Ограничение законодательных прав парламентов проходит прежде всего по таким главным направлениям, как утрата законодательной инициативы, которая теперь в значительной мере сосредоточилась в руках правительства, и делегирование права издания актов, имеющих силу закона, исполнительной власти. Но при этом парламент все же стремится сохранить за собой контроль за делегированным законодательством. В большинстве стран, где оно допускается, правительство обязано в последующем (иногда по требованию парламента, а иногда в обязательном порядке) представлять акты делегированного законодательства5 на утверждение парламента.

 

Глава 2. Федеральное Собрание – парламент России 
2.1 Парламент РФ – общенациональный законодательный и представительный орган государственной власти

Из определения Федерального Собрания как парламента РФ следует, что этот

орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонационального народа России, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ. В системе разделения властей на федеральном уровне парламент в России, как и в других государствах, олицетворяет законодательную ветвь власти. Его функции, однако, не ограничиваются законодательной деятельностью, но охватывают также верховное распоряжение государственной казной и контроль за исполнительной властью посредством форм и способов, определенных Конституцией и соответствующими ей федеральными законами. В России Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену "двухзвенному" органу представительной власти, состоящему из Съезда народных депутатов России и формируемого им Верховного Совета. Созданные в годы Советской власти органы представительной власти "нового, социалистического типа", коренным образом отличающиеся от учреждений буржуазного парламентаризма, по мере демократизации советского общества, отражения в действующей Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и постепенного приведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возлагаемых на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречащих принципу разделения властей

(распорядительные и некоторые  контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения между представительными органами страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам. С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года  в развитии и применении теории разделения властей в нашей стране начался новый период, который продолжается вплоть до настоящего времени. Конституция РФ 1993 года не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из ветвей власти круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

Согласно Конституции законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание — парламент России. Он состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95). Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в силу Конституции. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. В принципе это означает, что Федеральное Собрание - выборный орган. Однако отсюда не следует (как часто ошибочно утверждается), что члены Федерального Собрания хотя бы в своей совокупности должны быть избраны большинством народа. Это желательно, но на практике далеко не всегда достижимо. В большой мере зависит это от избирательной системы, от порядка формирования Федерального Собрания, которые устанавливаются федеральными законами. Зависит это и от активности избирателей, прежде всего от их участия в голосовании на выборах. Если парламент избран в соответствии с Конституцией и изданными на ее основе законами, он легитимен вне зависимости от того, какая доля общего числа избирателей поддержала кандидатов, которые оказались, избраны его членами.

Информация о работе Федеральное собрание Российской Федерации