Церковь и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

В наше время вопрос о взаимоотношении Церкви и государства стоит довольно остро. Некоторые доминирующие религиозные течения, обладающие определенной тоталитарной властью над сознанием человека, умышленно вступают в союз с политическим руководством нашей страны. Информация о постоянном контакте Представителя Церкви с высшей государственной властью не сходят с экрана телевизора и газетных полос.

Содержание работы

o Введение
o Глава 1 «Симбиоз церкви и государства»:
1. 1. Виды религиозных конфессий
1. 2. Законодательное закрепление отношений церкви и государства
1.3. Церковь и государство: симбиоз или антибиоз
o Глава 2
2. 1. Внедрение религиозного обучения в школы и в ВУЗы
2. 2. Free Pussy Riot
o Глава 3 «Церковь и коррупция»:
3. 1. Деньги и роскошь – чудо божьей милости
3. 2. Скандалы вокруг патриарха Кирилла

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 126.69 Кб (Скачать файл)

  4 июля Толоконникова, Алехина и Самуцевич объявили голодовку, протестуя против решения Таганского суда, ограничившего по ходатайству следствия им и их защите срок ознакомления с семью томами уголовного дела до 9 июля. Требования арестованных удовлетворены не были; 9 июля адвокаты Pussy Riot объявили, что они и их подзащитные закончили ознакомление с материалами дела.

  12 июля прокуратура ЦАО Москвы утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении трех участниц Pussy Riot. Потерпевшими были признаны девять человек: охранник, свечница, ключарь и прихожане Храма Христа Спасителя, которые, по собственному свидетельству, испытали "сильную душевную боль" из-за действий обвиняемых. Материалы дела были направлены в Хамовнический суд Москвы .

  Рассмотрение уголовного дела Pussy Riot по существу началось в Хамовническом суде 30 июля 2012 года. Толоконникова, Алехина и Самуцевич не признали себя виновными, хотя и охарактеризовали свое выступление в храме как этическую ошибку. Сторона обвинения потребовала назначить им наказание в виде трех лет заключения. 17 августа 2012 года суд признал Толоконникову, Алехину и Самуцевич виновными в хулиганстве и приговорил их к двум годам заключения в колонии общего режима.

  После вынесения приговора Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич в столичном ГУ МВД заявили, что продолжают розыск остальных участниц Pussy Riot, причастных к акции в Храме Христа Спасителя. По сообщению пресс-службы ведомства, уголовное дело в отношении находившихся на свободе активисток было выделено в отдельное производство.

  В начале августа 2012 года стало известно о первом гражданском иске против Pussy Riot, поданном жительницей Новосибирска Ириной Рузанкиной, которая требовала компенсации в размере 30 тысяч рублей за моральный ущерб, нанесенный ей просмотром видеоролика с выступления группы в Храме Христа Спасителя. В течение месяца против участниц панк-группы было подано еще два аналогичных иска. 7 сентября Кунцевский суд Москвы отклонил иск Кузанкиной, а 3 октября - два других иска, посчитав факт причинения истцам морального вреда недоказанным.

  1 октября 2012 года Мосгорсуд начал рассмотрение кассационной жалобы адвокатов Pussy Riot на вынесенный приговор. Однако в тот же день заседание было перенесено из-за того, что одна из осужденных, Екатерина Самуцевич, отказалась от услуг всех представлявших участниц панк-группы адвокатов - Виолетты Волковой, Марка Фейгина и Николая Полозова. Свое решение Самуцевич мотивировала тем, что у нее с адвокатами "не совпадают позиции по делу". Новый адвокат Самуцевич Ирина Хрунова 10 октября заявила в суде, что действия ее подзащитной в Храме Христа Спасителя должны трактоваться иначе, чем действия других участниц, поскольку ее сразу задержал охранник, и она не участвовала в "танцах и выкриках" на солее храма. В тот же день суд, прислушавшись к доводам защиты, заменил срок наказания Самуцевич на условный, активистка была освобождена из-под стражи в зале суда. Приговор Толоконниковой и Алехиной был оставлен без изменений.

  Процесс над Pussy Riot привлек внимание правозащитных организаций и чиновников не только в России, но и за рубежом. 3 апреля 2012 года организация Amnesty International распространила заявление, в котором, констатировав политические мотивы "неоправданно жестких" мер по отношению к участницам Pussy Riot, объявила арестованных девушек узниками совести и призвала к их "немедленному и безоговорочному освобождению". 31 июля Госдепартамент США выразил обеспокоенность ситуацией вокруг судебного преследования Pussy Riot, назвав дело "политически мотивированным". 2 октября 2012 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, призывавшую к пересмотру приговора участницам Pussy Riot и их немедленному освобождению.

  Поддержку Pussy Riot в разное время выражали и зарубежные артисты, в их числе Пол Маккартни, Мадонна, Бьорк, Йоко Оно, Стинг, Нина Хаген, Red Hot Chili Peppers, Faith No More, Franz Ferdinand и другие. Джазовый пианист Ииро Рантала (Iiro Rantala) отменил концерт в Москве, заявив, что "не хочет выступать в стране, где свобода слова на уровне средневековья", а американская панк-группа Anti-Flag записала англоязычную версию песни "Богородице Дево, Путина прогони".

  В августе 2012 года арт-группа Pussy Riot стала кандидатом на премию Кандинского в номинации «Проект года».

  13 сентября 2012 года Pussy Riot были объявлены лауреатами премии "Сделано в России", организованной журналом "Сноб", в номинации "Арт-проект".

В октябре 2012 года британский журнал ArtReview опубликовал Top-100 самых влиятельных людей в современном искусстве, в котором самая высокая позиция у выходцев из России — 57-е место в списке — оказалась занята арт-активистами Pussy Riot.

  Итак, мотив выступления очевиден – политический протест. И цена его понятна – нарушение общественного порядка, за которое полагается штраф. Арест, уголовное дело, многомесячное содержание под стражей - явная попытка расправы над инакомыслящими. Чего тут непонятного? 

  Конечно, сотрудники культового сооружения, явившиеся невольными свидетелями панк-молебна, вольны его остановить и добиться выдворения его участниц. И в Чехии, и в Эстонии есть свои Православные Церкви. Эстония к тому же – родина патриарха Алексия II. Там находится знаменитый Пюхтицкий женский монастырь. Эстетическая несовместимость панк-молебна и церковной традиции – вещь для европейцев понятная и бесспорная. С другой стороны, такое вторжение для церкви – лишь неприятный эпизод, который заканчивается в момент выдворения нарушительниц за пределы церковной ограды.  
 

  Показательно, что в Эстонии с критикой в адрес президента, признавшего Pussy Riot политзаключёнными, выступил лютеранский архиепископ Пыдер (давний приятель патриарха Кирилла по экуменической деятельности). А представители Эстонской Православной Церкви от комментариев воздержались.  
 

  Сегодня уже мало кто помнит, что и в России, первая реакция представителей Церкви на панк-молебен была более, чем сдержанной. Выход на амвон Храма Христа Спасителя, вообще, никто не заметил. Присутствовали там девушки 20 секунд. Потом охранники сами помогли им донести вещи до выхода. Задерживать «преступниц» никому в голову не пришло. 

 

  И когда в сети появился скандальный ролик, с песней «Богородице Дево! Путина прогони!», реакция главных официальных спикеров РПЦ МП была спокойной. Чаплин отмахнулся от корреспондента – мол, много чести на всякую ерунду реагировать. Кураев посетовал, что девушек не накормили блинами – Масленица же! Патриарх Московский и всея Руси в то время был занят судебной тяжбой – помогал своей «троюродной сестре» выбить из протоиерея Георгия Шевченко большие деньги за пыль на книгах. Панк-молебном не интересовался. 

 

  О том, что в Храме Христа Спасителя произошло что-то достойное внимания, впервые узнали от свежеизбранного президента Путина, об изгнании которого девушки просили Богородицу. Он неожиданно «извинился» перед «патриархом и верующими» за что-то «возмутительное». Патриарх промолчал. И молчал долго. Почти две недели. За это время многое произошло. С лёгкой руки знатока и защитника радикального исламизма Максима Шевченко стартовала беспрецедентная по масштабам и ожесточённости информационная кампания – людям чуть ли не кувалдой вбивали в головы мысль о том, что они обязаны желать девушкам из Pussy Riot скорой и мучительной смерти. Мгновенно преобразился Чаплин. Напуганый Кураев начал робко отказываться от своих слов. Потом бойцы спецподразделения МВД РФ по борьбе с экстремизмом (Центр «Э») задержали двух молодых мам, которые ни от кого не скрывались – Надежду Толоконникову и Марию Алехину. Позднее к ним присоединилась Екатерина Самуцевич, которая не только не скрывалась, но и сама пришла на допрос. И только после этого заговорил патриарх. «Диавол посмеялся над нами», - заявил он. С этим не поспоришь. Действительно, посмеялся…

 

Для начала, хотелось бы разъяснить 2 вопроса:

  1. Что такое «кощунство»?
  2. Что такое «осквернение»?

 

Ответы:

  1. Кощунство – оскорбление или насмешка над священными именами, явлениями, понятиями;
  2. осквернение – то же самое, но действием и в отношении священных предметов. 

 

  Текст панк-молебна известен. Из священных имён там упоминается только Богородица. Девушки обратились к ней с просьбой прогнать Путина. И призвали ее помощь в делах, которые считают правыми, справедливыми, достойными – в протесте против тирании и в защите прав женщин. Текст панк-молебна можно назвать наивным. Но его, при всем желании, нельзя назвать кощунственным. И рефрен «срань Господня», адресованный патриарху Московскому и всея Руси, по образности и резкости вполне достоин наиболее ярких и эмоциональных фрагментов «Псалтыри» или Евангелия. Но никаких признаков кощунства в нем не содержится. То же самое можно сказать и о других обидных для патриарха Кирилла словах и выражениях. Как частное лицо он может потребовать сатисфакцию в рамках гражданского процесса. Примешивать к этому церковь и говорить о «кощунстве» патриарх не имеет права. Он – не святыня. 

 

  Что же касается «осквернения», то о нем всё уже сказал ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. Никакие действия, связанные с ликвидацией последствий осквернения там не проводились. Потому что ничего не было осквернено. А нелепые заявления патриарха о том, что девушки «осквернили» гвоздь самим фактом присутствия с ним в одном помещении – это какой-то несмешной юмор.

 

  Ну и, чтоб два раза не ходить: всё, что находится за пределами алтаря, отделённого иконостасом, - общедоступная часть храма. Включая солею и амвон, на которых девушки провели 20 секунд в момент, когда богослужение не совершалось. 

 

  А сколько человек бездумно повторили клевету про «кощунство» и «осквернение», которыми буквально сочился телевизор! Причем, речь тут, вообще, не может идти о чьём-то личном мнении. В церкви мнений не бывает. В церкви есть «Устав». Так вот, никаких уставных норм девушки не нарушили. А все, что не противоречит «Уставу», в церкви де-юре разрешено. Прочие ограничения касаются лишь привычек и вкусов современных церковных людей. 
 

  В ранней церкви выступления пророчиц, находящихся в молитвенном экстазе, были не только нормой, но и средоточием всей христианской жизни. Считалось, что их устами говорит Святой Дух. На Руси никто не смел чинить препятствия юродивым Христа ради. А делали они подчас дикие шокирующие вещи. Считалось, что в каждой из них содержится урок, который свидетели происшедшего должны извлечь. 
 

  Можно сказать, что нынешние церковные люди отвыкли от таких «острых блюд», что они ценят свой новый унылый уклад – каждая тётка в синем халате знает, где ее засаленная тряпочка для протирки подсвечников, каждая уборщица знает к какой розетке подключать пылесос, охранники никогда не ругаются матом. Не вопрос! Живите той церковной жизнью, которая вам нравится. Только не говорите, что эта уютная тина неприкосновенна! Да, у случайных свидетелей выступления девушек из Pussy Riot вполне могла отвалиться челюсть. Их можно понять – такое не каждый день увидишь. Но их бытовые привычки и представления о норме – ничто. Всё в церкви – Христос. 

 

  Нам постоянно говорят, что девушки из Pussy Riot – враги Церкви Христовой, а их обвинители якобы «христиане». Пусть так. Открываем Евангелие, читаем. Как надо поступать с врагами - проклинающими, злословящими, гонящими? Благословлять, молиться за них, любить. Точка! Это не метафора. Это заповедь, исполнение которой – примета, позволяющая отличить христианина от самозванца. 

 

  Между тем, сами девушки из Pussy Riot себя ничьими врагами не считают. Хорошо! Допустим, они не враги, а сёстры во Христе, которые сделали что-то неправильное. Открываем Евангелие, читаем: обличи наедине, не поможет – при свидетелях, не поможет - при всей христианской общине. Если не поможет и это, наступает самое страшное наказание из всех, возможных – остракизм: «да будет тебе как язычник и мытарь».  
 

  Что делают наши соотечественники, по недоразумению называющие себя «христианами»? Не только сами проклинают, злословят, гонят, но и зовут «римских легионеров», чтобы потребовать для своих мнимых врагов максимально сурового наказания.  
 

  О каких «религиозных чувствах» говорят люди, отрёкшиеся от Христа? Можно ли принимать их заведомо лживые слова за чистую монету? Вопрос риторический. 
 

  С обвинителями более-менее разобрались. Вернёмся к обвиняемым…

 

  Зачем они это сделали? Дмитрий Медведев и Алексей Навальный утверждают «ради паблисити». Следователь Ранченков им возражает: из-за лютой ненависти к православным людям. Ему так кажется. Собственно, из-за ранченковских галлюцинаций девушки и сидят в тюрьме четвёртый месяц. А девочка Гера и мальчик Филипп ровно столько же не видят своих мам. А еще кто-то говорит про «современное искусство», про «перфоманс». Иные ограничиваются категоричным «выпендриться хотели» или «по дурости».  

 

  Только три человека лишены права голоса: Надежда, Мария и Екатерина. Их оценка собственного поступка никого не интересует. Надежда даже письмо Чаплину написала с просьбой выслушать. Чаплин не соизволил. Тем более, неинтересна их оценка следователю Ранченкову – он и так всё знает и мнение своё менять не намерен. Потому что, если оно изменится, девушек придётся освобождать. Его даже две психолого-лингвистические экспертизы (проведенные по его же инициативе!) не убедили. 

 

  На одном судебном спектакле Надежда Толоконникова сообщила о том, зачем их который месяц держат взаперти. Оказывается сотрудники Центра «Э» МВД РФ предлагают им выгодную сделку – самооговор в обмен на свободу. Делается это просто. Девушки заявляют, что они как-то не очень сильно любят православных людей и потому решили их немного потроллить. О последствиях не задумывались. Но теперь они видят: насколько глубокие душевные раны они нанесли православным людям. Просят у них прощения. И раскаиваются в содеянном… В обмен на такое заявление, следствие ходатайствует об изменении меры пресечения. Обвинитель на суде попросит минимальный срок. Приговор - конечно, обвинительный. Но срок – условный. Всем спасибо, все свободны.

 

  Необходимость панк-молебна они объясняли до смешного просто: митинги не помогают – Путин вот-вот воцарится, остаётся одно – просить о помощи Богородицу; ровно это мы и сделаем! И сделали панк-молебен.  

 

  Собственно, панк-молебен – это видео-ролик. В Храме Христа Спасителя отсняли лишь 20-секундный эпизод, на который впоследствии был наложен звук. Форма и содержание панк-молебна настолько яркие, непривычные, шокирующие, что мало кто задаётся вопросом: а какой, собственно, жанр у этого произведения? Правильный ответ: молитва, молебное пение. Причем, по формату вполне традиционное – чередуются молитвенные и повествовательные куски, меняются «гласы» и т.д.  

Информация о работе Церковь и государство