Церковь и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

В наше время вопрос о взаимоотношении Церкви и государства стоит довольно остро. Некоторые доминирующие религиозные течения, обладающие определенной тоталитарной властью над сознанием человека, умышленно вступают в союз с политическим руководством нашей страны. Информация о постоянном контакте Представителя Церкви с высшей государственной властью не сходят с экрана телевизора и газетных полос.

Содержание работы

o Введение
o Глава 1 «Симбиоз церкви и государства»:
1. 1. Виды религиозных конфессий
1. 2. Законодательное закрепление отношений церкви и государства
1.3. Церковь и государство: симбиоз или антибиоз
o Глава 2
2. 1. Внедрение религиозного обучения в школы и в ВУЗы
2. 2. Free Pussy Riot
o Глава 3 «Церковь и коррупция»:
3. 1. Деньги и роскошь – чудо божьей милости
3. 2. Скандалы вокруг патриарха Кирилла

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 126.69 Кб (Скачать файл)

 

  Статья 10 Конституции Ливанской Республики: «Преподавание свободно, если оно не нарушает общественный порядок и добрые нравы и не затрагивает достоинства существующих в государстве религий и вероисповеданий. Не допускается нарушение права (религиозныз) общин иметь свои школы при условии соблюдения ими общих положений, установленных государством в отношении народного образования».

Статья 40 Конституции Литовской Республики устанавливает: «Государственные учебно-воспитательные учреждения самоуправлений являются светскими. В них по желанию родителей  ведется обучение Закону Божьему».

 

  Пункты 3 и 5 статьи 23 Конституции Королевства Нидерландов: «Требования к образованию, которое дается в государственных образовательных учреждениях, устанавливаются Актом парламента с должным учетом религиозной принадлежности и религиозных убеждений каждого учащегося… Стандарты образования в школах, финансируемых частично или полностью из государственных средств, устанавливаются Актом парламента с должным учетом в том, что касается частных школ, гарантий свободы получения образования в соответствии с религиозными или иными убеждениями».

Статья 2 Конституции Норвегии устанавливает, что евангелическая лютеранская  религия является официальной государственной  религией в Норвегии . Норвежские государственные детские сады и школы обязаны по закону преподавать всем ученикам «Мораль и Христианское воспитание» . Последние изменения в законодательстве Норвегии, связанные с отказом от государственной религии, не привели к запрету религиозного образования.

 

  Пункты 2 и 3 статьи 43 Конституции Португальской Республики устанавливают: «Государство не может присвоить себе право составлять программы обучения и развития культуры в соответствии с какими-либо философскими, эстетическими, политическими, идеологическими или религиозными директивами. Государственное обучение не может носить религиозный характер» . Однако пункт 5 статьи 41 Конституции Португальской Республики устанавливает: «Гарантируется свобода обучения основам религии, осуществляемого в рамках соответствующего вероисповедания» . То есть Конституцией Португальской Республики религиозное образование не запрещается в школах. Запрещено превращение государственного образования в религиозное.

В США  фактически нарушается принцип отделения  церкви от государства, поскольку поправка 1 к Конституции США не нашла  единодушной поддержки штатов. Так, в конституциях Пенсильвании, Нью-Гемпшира, Джорджии, Коннектикута и Массачусетса специально оговариваются привилегии религии и поддержки со стороны  штатов, в частности, в области  образования.

 

  Во Франции Закон об отделении церкви от государства 1905 г. предусматривает, тем не менее, бюджетные расходы, предназначенные на отправление культов в лицеях, колледжах и школах.

 

  Статья 20 Конституции Японии устанавливает: «Государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности» . Однако приведенная формулировка не содержит в себе нормы, запрещающей приглашение государственными органами представителей религиозных организаций для осуществления религиозного образования в образовательных учреждениях на условиях добровольности такого образования для обучаемых. Так как та же 20 статья Конституции Японии устанавливает запрет на принуждение к участию в каких-либо религиозных актах, празднествах, церемониях и обрядах. Кроме того, указанная статья устанавливает: «Ни одна из религиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий и не может пользоваться политической властью» . Правильность нормы о запрете на пользование религиозными организациями политической властью вне сомнений, и эта норма не имеет никакого отношения к анализируемой проблеме. Но и юридическая конструкция: «не должна получать от государства никаких привилегий» - не дает прямого ответа на вопрос, может ли быть разрешено религиозное образование, в силу неопределенности понятия «привилегии». Светскость государства в Японии не препятствует введению религиозного образования в школе.

 

  Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Опыт зарубежных демократических государств свидетельствует о том, что право граждан на религиозное образование неоспоримо, закреплено в конституциях многих зарубежных стран, не противоречит общей светской направленности образования в этих странах. Право на религиозное образование является неотъемлемым правом учащихся на доступ к информации и, причем право на обучение религии именно в рамках своего вероисповедания. Поэтому введение религиозного образования не противоречит светскому характеру российского образования, закрепленному в Конституции Российской Федерации и Законе РФ «Об образовании».

 

  Никто ни имеет права принуждать кого бы то ни было проходить религиозной обучение. Каждый имеет право сделать свой выбор в пользу религиозного образования своего ребенка или отказаться от такого образования. С другой стороны государство не может и не вправе отказать значительной части населения нашей страны в религиозном образовании только на основании протестов отдельных граждан против введения такого образования. Эта категория граждан, безусловно, имеющая право на свободу совести, убеждений и слова, может выразить свое неприятие религиозного образования в учебных заведениях посредством личного отказа от такого образования.

 

  Отказ одним гражданам в религиозном образовании на основании нежелания других граждан нарушает права первых. Если, к примеру, некто не желает получать высшее образование, то это - его личное дело и его личный выбор, но из этого вовсе не следует, что из-за его точки зрения и его выбора необходимо отменить в России высшее образование вообще. Демократия как раз в том и заключается, что власть учитывает потребности и запросы населения. Если религиозное образование, в целом, не противоречит Конституции Российской Федерации, международным правовым документам и сложившейся зарубежной практике, и есть соответствующее желание родителей учеников конкретного образовательного учреждения, то введение религиозного образования в качестве учебного предмета вполне оправданно, целесообразно и законно. При условии, конечно, полной добровольности выбора, возможности отказаться от такого образования для тех, кто сочтет это для себя возможным и необходимым.

 

2.2 Free Pussy Riot!

  Pussy Riot — российская феминистская панк-рок-группа, организующая свои выступления в формате несанкционированных акций в не предназначенных для этого местах. «Площадкой» для выступления у Pussy Riot становились станции московского метро, крыши троллейбусов, крыша изолятора МВД для административно задержанных, Красная площадь и Храм Христа Спасителя.

 

  Группа создана в августе 2011 года и состоит из нескольких участниц, выступающих под псевдонимами. И на выступлениях, и при общении с прессой участницы группы носят закрывающие лица вязаные балаклавы и, даже в морозную погоду, лёгкие яркие платья и цветные колготки.

 

  21 февраля 2012 года группа совершила акцию, которую назвала «панк-молебен», «Богородица, Путина прогони!» в храме Христа Спасителя. Участницы забежали на амвон и солею храма, где в течение 20–23 секунд осеняли себя крестным знамением, стоя на коленях, а остальное время пытались произнести слова песни, пока не были удалены охранниками храма. В целом нахождение на амвоне продолжалось 41 секунду. По словам ключаря храма, осквернения алтаря не было, и повторное освящение храма не требуется.

 

  19 февраля 2012 года, за два дня до выступления в храме Христа Спасителя, участницы группы вошли в Богоявленский придел Богоявленского собора в Елохове, где в тот момент служба не велась, и прихожан было немного. Участницы группы принесли гитары и звукоусилительную аппаратуру, но, по словам служителя храма, сначала выступали без звука, а как только «начали что-то кричать», были обнаружены и выведены охранниками храма. По словам протоиерея Всеволода Чаплина, этот инцидент не получил распространения, так как «девушки не успели пропеть кощунственные слова».

 

  Из съёмок акции в храме Христа Спасителя, дополненной отдельно снятыми кадрами исполнения песни на электрогитарах в Богоявленском соборе в Елохове и студийной звуковой дорожкой, был создан видеоролик песни. Песня «Богородица, Путина прогони!» критикует связь руководства Московского патриархата, включая патриарха Кирилла, со спецслужбами («Чёрная ряса, золотые погоны», «Глава КГБ, их главный святой // Ведёт протестующих в СИЗО под конвой») и Путиным («Патриарх Гундяй верит в Путина. Лучше бы в Бога, сука, верил»). По мнению Марка Фейгина, адвоката одной из подозреваемых в участии, в тексте песни нет обсценной лексики и «никаких откровенно оскорбительных призывов». В свою очередь глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества и член Общественной палаты Российской Федерации протоиерей Всеволод Чаплин утверждает, что в тексте песни присутствует оскорбление православных верующих, которое, по его мнению, выражено в словах песни «Все прихожане ползут на поклоны», и в упоминании бранных слов рядом с именем Господа (в тексте песни повторяются слова «Срань, срань, срань Господня»). Впоследствии видеоролик стал материалом для экспертизы по уголовному делу против трёх участниц группы.

По словам участниц группы, на проведение акции  их подтолкнули высказывания патриарха  Кирилла о том, что «Путин исправил кривизну истории», цитирование им путинской фразы про «раба  на галерах» и его предполагаемая связь с КГБ, а также политическое и коммерческое использование храма Христа Спасителя.

  26 февраля 2012 года стало известно о возбуждении против участниц Pussy Riot, выступавших в Храме Христа Спасителя, уголовного дела по статье "хулиганство" . 3 марта по подозрению в причастности к совершенному правонарушению были задержаны активистки Pussy Riot Мария Алехина и упоминавшаяся в СМИ как бывшая участница арт-группы "Война" Надежда Толоконникова (Надя Толокно; сама о себе в 2011 году говорила как об участнице так называемой "московской фракции" арт-группы. Сообщалось также о задержании 3 и 4 марта еще одной участницы (по другим данным, трех участниц) Pussy Riot и мужа Толоконниковой, активиста арт-группы "Война" Петра Верзилова, однако все они были после допроса отпущены. 6 марта по ходатайству следствия суд постановил арестовать Алехину и Толоконникову до 24 апреля, 12 марта им было предъявлено официальное обвинение в хулиганстве, совершенном группой лиц по мотивам религиозной ненависти. СМИ отмечали, что по этой статье арестованным грозило до семи лет лишения свободы; по одним данным, они отрицали свою причастность к делу, по другим - просто отказывались от дачи показаний.

 

  После решения об аресте Алехиной и Толоконниковой в Москве и других городах прошли акции в их поддержку. Более двух тысяч человек подписали коллективное обращение верующих к патриарху Кириллу с просьбой ходатайствовать перед судом о закрытии уголовного дела: признавая недопустимость содеянного, подписавшие обращение призвали к "христианскому отношению", отмечая, что у обеих арестованных есть малолетние дети. Ряд общественных деятелей, включая рок-музыканта Юрия Шевчука, уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, галериста Марата Гельмана и блогера Алексея Навального также призвали отменить постановление об аресте. Кроме того, 27 июня было опубликовано обращение более ста деятелей культуры, призвавших прекратить уголовное преследование участниц Pussy Riot и отпустить арестованных девушек из-под стражи. Среди подписавших обращение были режиссер Федор Бондарчук, актриса Чулпан Хаматова, писатели Григорий Чхартишвили, Дмитрий Быков и Виктор Шендерович, музыканты Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Андрей Макаревич и другие. 11 июля представитель Верховного суда заявил об отказе рассматривать обращение, сославшись на его ненадлежащее оформление, а также на то, что подписавшие не являлись участниками уголовного процесса.

 

  14 марта 2012 года Мосгорсуд отклонил просьбы адвокатов Алехиной и Толоконниковой об изменении меры пресечения, оставив обвиняемых под арестом. На следующий день стало известно о задержании третьей предполагаемой участницы "панк-молебна" в храме Христа Спасителя, Екатерины Самуцевич (также упоминалась в СМИ как Ирина Локтина). Ей были предъявлены те же обвинения, и 16 марта постановлением Пресненского суда Самуцевич была арестована до 24 апреля.

  Патриарх Кирилл впервые прокомментировал акцию Pussy Riot 24 марта 2012 года. Выступая после литургии в одном из московских храмов, он назвал произошедшее "глумлением над великими святынями" и выразил сожаление по поводу попыток некоторых верующих оправдать совершенное "кощунство".

  Cрок ареста троих участниц Pussy Riot неоднократно продлевался судом по требованию следователей, объяснявших такую меру необходимостью продолжения следственных действий, а также стремлением уберечь участниц группы от "посягательств недовольных граждан". 26 апреля адвокат Самуцевич Виолетта Волкова сообщила СМИ о выводах следственной экспертизы, проведенной ГУП "Центр информационно-аналитических технологий", согласно которым действия Pussy Riot могли оскорбить чувства верующих, однако в них отсутствовал состав какого-либо уголовного преступления. 11 мая Мосгорсуд, отказался рассматривать данные экспертизы, отклонив жалобу адвокатов участниц Pussy Riot на продление им срока ареста. 16 мая была завершена вторая проведенная ЦИАТ экспертиза, также не обнаружившая в действия Pussy Riot признаков религиозной ненависти. В то же время третья экспертиза, авторами которой стали независимые специалисты, пришла к противоположным заключениям. Ее авторы заявили о том, что участницы Pussy Riot нарушили общепризнанные нормы по мотивам религиозной вражды, сославшись, в числе прочего, на решения церковных соборов IV и VII веков, запрещавших "находиться в церкви в комической и сатирической одежде и производить там пляски".

Информация о работе Церковь и государство