Церковь и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

В наше время вопрос о взаимоотношении Церкви и государства стоит довольно остро. Некоторые доминирующие религиозные течения, обладающие определенной тоталитарной властью над сознанием человека, умышленно вступают в союз с политическим руководством нашей страны. Информация о постоянном контакте Представителя Церкви с высшей государственной властью не сходят с экрана телевизора и газетных полос.

Содержание работы

o Введение
o Глава 1 «Симбиоз церкви и государства»:
1. 1. Виды религиозных конфессий
1. 2. Законодательное закрепление отношений церкви и государства
1.3. Церковь и государство: симбиоз или антибиоз
o Глава 2
2. 1. Внедрение религиозного обучения в школы и в ВУЗы
2. 2. Free Pussy Riot
o Глава 3 «Церковь и коррупция»:
3. 1. Деньги и роскошь – чудо божьей милости
3. 2. Скандалы вокруг патриарха Кирилла

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 126.69 Кб (Скачать файл)

  Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религиозной принадлежности, в воспитании детей родителями, согласно своим убеждениям, с учётом права ребёнка на свободу совести и свободу вероисповедания. Члены религиозных обществ (как частное лицо) могут принимать участие в выборах, осуществлять политическую и иную государственную деятельность, быть участниками различных движений, деятельность которых не противоречит законодательству Российской Федерации.

  Религиозные объединения отделены от государства. Государство не может возложить на религиозные объединения функции органов государственной власти, не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если не нарушается законодательство. Религиозное объединение, в свою очередь, не принимает участия в выборах государственной власти, не выполняет функций органов государственной власти, не участвует в деятельности политических партий и не оказывает им материальную или иную помощь. Религиозные организации вправе просить у государства, а государство объявлять религиозные праздники нерабочими днями (на определенной территории), так же религиозные организации вправе создавать образовательные учреждения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Религиозные организации вправе по обоюдному согласию между детьми, родителями и органами местного самоуправления, предоставлять возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

  Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные, в зависимости от территориальной сферы своей деятельности. Местные организации должны состоять не менее чем из десяти совершеннолетних участников, постоянно и на законных основаниях, проживающих в одной местности. Централизованная религиозная организация должна состоять не менее чем из трёх местных религиозных организаций. После пятидесяти лет своей деятельности, осуществляющейся на территории Российской Федерации, централизованная религиозная организации имеет право, при обращении с заявлением о государственной регистрации, использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.

  Государство разрешает создавать религиозные объединения, группы и организации гражданам, постоянно и на законных условиях, проживающих на территории Российской Федерации. Религиозная организация должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица. Решение о государственной регистрации религиозной организации принимает Федеральный орган юстиции. Объединениям и группам разрешается осуществлять свою деятельность без государственной регистрации. Запрещается создавать религиозные группы в органах государственной власти, воинских частях.

  Наименование религиозной организации должно содержать в себе сведения о её вероисповедании. При осуществлении своей деятельности религиозная организация обязана указывать своё полное имя. Так же организация обязана информировать орган, принявший решение о её государственной регистрации, об изменениях, произошедших в названии организации, юридическом адресе, организационно-правовой форме, в сведениях об учредителях юридического лица, учредительных документах, размере уставного капитала, и о других изменениях в сведениях и документах юридического лица, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Религиозная организация должна ежегодно информировать орган, принявший решение о её государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

  Государство имеет право отказать в государственной регистрации религиозной организации по причинам:

- созданная организация не признана в качестве религиозной;

- документы не соответствуют  требованиям законодательства Российской  Федерации или указанные сведения не достоверны;

- организация с таким же названием уже существует;

-учредитель не правомочен.

  Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ в регистрации или уклонение от регистрации может быть обжалован в суд.

  Трудовые отношения в религиозной организации осуществляются в соответствии с Трудовым законодательством Российской Федерации. Работники религиозных организаций, а так же священнослужители подлежат социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты различного назначения (благотворительного, социального и т.п.), а так же объекты, приобретённые или созданные ими за счёт собственных средств (пожертвованное, переданное гражданами и государством). Передача в собственность религиозным организациям зданий, сооружений и прочих объектов для функционального использования, находящихся в государственной собственности, осуществляется безвозмездно.

  Религиозным организациям разрешается осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, установленном законодательством.

  Надзор за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.

  Нарушение законодательства влечёт за собой административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 
  Статья 13 Конституции РФ устанавливает политическое и идеологическое многообразие в России. Однако Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства. Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством.

  Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям.

 

  Государство, в том числе светское, как правило, осознает свое призвание устроять жизнь народа на началах добра и правды, заботясь о материальном и духовном благосостоянии общества. Поэтому Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Для Церкви такое взаимодействие должно быть частью ее спасительной миссии, объемлющей всестороннее попечение о человеке. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти.

 

  Условиями церковно-государственного взаимодействия должны являться соответствие церковного участия в государственных трудах природе и призванию Церкви, отсутствие государственного диктата в общественной деятельности Церкви, невовлеченность Церкви в те сферы деятельности государства, где ее труды невозможны вследствие канонических и иных причин.

 

  Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:

 

а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском  уровнях, содействие взаимопониманию  и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; 
б) забота о сохранении нравственности в обществе; 
в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; 
г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; 
д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры; 
е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений; 
ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; 
з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы; 
и) наука, включая гуманитарные исследования; 
к) здравоохранение; 
л) культура и творческая деятельность; 
м) работа церковных и светских средств массовой информации; 
н) деятельность по сохранению окружающей среды; 
о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества; 
п) поддержка института семьи, материнства и детства; 
р) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

 

  Церковно-государственное соработничество представляется также возможным в ряде других сфер в тех случаях, когда оно служит исполнению задач, соответствующих вышеперечисленным областям церковно-государственного взаимодействия.

 

В то же время существуют области, в которых священнослужители  и канонические церковные структуры  не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:

 
а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех  или иных политических партий, общественных и политических лидеров; 
б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны; 
в) непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию.

 
  Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое печалование, являющееся долгом Церкви, осуществляется через устное или письменное обращение к органам государственной власти различных ветвей и уровней со стороны соответствующих церковных инстанций.

 

 

 

1.3 Церковь и государство: симбиоз или антибиоз

  Симбиоз Церкви и государства вытекает из склонности человеческой натуры отступать от заповедей и воли Бога. Данное поведение Церкви – это всего лишь очередная попытка попасть на небеса через широкие врата. Ресурсы государственной машины – это запретный плод для Церкви. Это отнюдь не значит, что Церковь не имеет права использовать данные ресурсы, но это означает, что Церковь не имеет морального (и, между прочим, законодательного) права использовать их в нечистоплотном продвижении, зачастую насильно, против воли человека, своего учения в общество. Так и государство не имеет никакого права использовать ресурсы Церкви для продвижения политических лозунгов, прикрываясь именем Христа, что мы можем наблюдать в настоящее время. Принцип «Богу Богово, кесарю кесарево» успешно попирается таким симбиозом. Следствие этого – проникновение в святую Церковь «политических наемников» и манипулирование настроениями общества на основе господствующего религиозного учения. Можно увидеть, как показательно молятся главы нашей политической элиты, как «целуются» руководители церквей с нашим политическим руководством, как усердно «выпрашивают» религиозные институты у государства финансы для строительства культовых сооружений. Для «перерожденной», отступившей от учения Христа Церкви государство, в первую очередь, - это огромный денежный мешок и, безусловно, власть, с помощью которой можно существенно увеличить численность своих прихожан. Такова действительность – мы живем в мире, где происходит повсеместная утрата христианских ценностей. Христианство в настоящее время больше напоминает «пушечное мясо», которое кидают на амбразуры, дабы дать проход алчности, жажде власти и денег, гонке за славой и популярностью. Это, разумеется, не должно иметь место в нашей стране и в мире, но, к сожалению, химера Церкви и государства – это реальность нашего времени.

  Диалог Церкви и государства – это, в принципе, неизбежный процесс. Но этот диалог должен иметь четкие границы, делая акценты именно на сотрудничестве, а не злоупотребляя ресурсами обеих сторон. В России в настоящее время существуют такие границы в виде законодательного регулирования отношений Церкви и государства. Но, надо признать, стороны в диалоге часто пытаются игнорировать закон, пытаясь обойти четкие позиции российского права, а то и вовсе их игнорируя. Например, Глава города Курчатова, Косырев Юрий Сергеевчи, прямо нарушает ст. 14 Конституции РФ, в которой установлено, что Российская Федерация – светское государство, при этом все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, а также п.4 ст. 4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ. Данное нарушение проявляется в том, что в его служебном кабинете стоит икона Серафима Саровского. Закон категорически запрещает государственным служащим размещать предметы религиозной символики, чем и является в данном случае православная икона. Другой пример – можно часто увидеть наших политиков, участвующих в богослужении, крестных ходах и т.п., что опять-таки носит характер пренебрежения законом и прямого его нарушения. Госслужащие могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве. Церковь не имеет права предоставлять vip места для политиков в храмах, СМИ не должна транслировать по телевидению, радио, прессе их участие. В противном случае это превращается в показательную рекламу для простого человека, навязчиво указывающую ему, какой религии или конфессии он должен отдать приоритеты. Вот еще один пример, прямо показывающий возвеличивание отдельно взятой конфессии над другими: в преамбуле к ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ в четвертом и пятом абзацах указывается: «…признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,…». Налицо законодательное, пусть и не столь грубое и существенное, как фактическое поведение политиков, возвеличивание православия над христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом и другими религиями. Бесспорно, православие внесло существенный вклад в российскую историю, но зачем об этом так громко говорить, ущемляя интересы других конфессий? Российскую историю становило далеко не одно православие, а также протестантизм, ислам и язычество. Как на данное утверждение отреагируют последователи ислама, коих в нашей стране, по некоторым данным, насчитывается около 20 млн. человек? Провозглашая светское государство и равноправие религий, необходимо воздерживаться от подобного рода ляпсусов, могущих привести к нежелательным последствиям.

Информация о работе Церковь и государство