Церковь и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

В наше время вопрос о взаимоотношении Церкви и государства стоит довольно остро. Некоторые доминирующие религиозные течения, обладающие определенной тоталитарной властью над сознанием человека, умышленно вступают в союз с политическим руководством нашей страны. Информация о постоянном контакте Представителя Церкви с высшей государственной властью не сходят с экрана телевизора и газетных полос.

Содержание работы

o Введение
o Глава 1 «Симбиоз церкви и государства»:
1. 1. Виды религиозных конфессий
1. 2. Законодательное закрепление отношений церкви и государства
1.3. Церковь и государство: симбиоз или антибиоз
o Глава 2
2. 1. Внедрение религиозного обучения в школы и в ВУЗы
2. 2. Free Pussy Riot
o Глава 3 «Церковь и коррупция»:
3. 1. Деньги и роскошь – чудо божьей милости
3. 2. Скандалы вокруг патриарха Кирилла

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 126.69 Кб (Скачать файл)

УРАЛЬСКИЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОЛЛЕДЖ НЕДВИЖИМОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория  государства и права»

 

Тема: «Церковь и государство»

Выполнил:


Студент 2 курса Пылина Е. А.

 

Проверил:

Кудинов Е. В.

 

ЕКАТЕРИНБУРГ




 

 

План:

  • Введение
  • Глава 1 «Симбиоз церкви и государства»: 
    1. 1. Виды религиозных конфессий 
    1. 2. Законодательное закрепление отношений церкви и государства 
    1. 3. Церковь и государство: симбиоз или антибиоз
  • Глава 2  
    2. 1. Внедрение религиозного обучения в школы и в ВУЗы 
    2. 2. Free Pussy Riot
  • Глава 3 «Церковь и коррупция»:

3. 1. Деньги и роскошь – чудо  божьей милости

3. 2. Скандалы вокруг патриарха  Кирилла 

Введение

  В наше время вопрос о взаимоотношении Церкви и государства стоит довольно остро. Некоторые доминирующие религиозные течения, обладающие определенной тоталитарной властью над сознанием человека, умышленно вступают в союз с политическим руководством нашей страны. Информация о постоянном контакте Представителя Церкви с высшей государственной властью не сходят с экрана телевизора и газетных полос. Ни одно значительное событие нашей общественной жизни, ни один визит главы зарубежного государства не обходится без участия Патриарха. Церковно-государственные отношения поддерживаются не только на высшем уровне. На центр равняются администрации городов и областей России. Правящие архиереи, благочинные округов нередко становятся весьма значимой фигурой в жизни своего региона. Диалог между Церковью и государством – это не только односторонняя попытка Церкви использовать рычаги и потенциал политической власти, но и возможность для действующей политической элиты оказывать идеологическое давление на свой потенциальный электорат. Таким образом, от симбиоза Церкви и государства получается интересный продукт – незаконнорожденное дитя, обладающее всеобщим контролем над умами миллионов граждан Российской Федерации.

 Как убедительно показывает история, такой симбиоз только лишь разлагает и государство, и саму Церковь. Вместо святой Церкви она превращается в политический институт, в церковь идеологии и абсолютного домена в обществе. Мрачные периоды истории человечества, такие как «святая» инквизиция, крестовые походы, религиозные войны запада с востоком, насильственное крещение Руси князем Владимиром и др., показывают, к каким последствиям приводит отступление Церкви от той роли, какую изначально ей приписал Христос.

  Позиция автора данной работы однозначна – Церковь и государство никогда не должно сращиваться, образовывать единый политико-религиозный организм. Так говорит Библия, так говорит и закон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 «Симбиоз церкви и государства»

1.1 Виды религиозных конфессий

  В  переводе с греческого «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». И  в узком смысле под «церковью» понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты.

  В  широком смысле, «церковь» - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Главные признаки церкви:

а) наличие более или менее  разработанной (догматической или  культовой) системы;

б) иерархический характер, централизация  управления;

в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых  верующих);

  Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

  Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления – городская община, дворец и храм.

Главные признаки государства:

а) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой  институт, как гражданство (подданство);

б) наличие особой публичной власти, отделенной от общества;

в) наличие специального слоя, разряда  людей, профессионально занятых  управлением (бюрократия);

г) налоги, предназначенные для  обеспечения осуществления государством своих функций;

д) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг);

  Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими государствами;

б) режим отделения церкви от государства  и школы от церкви;

  Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам.

  Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право  собственности на широкий круг  объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.

2. Церковь получает от государства  различные субсидии и материальную  помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических  полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в  политической жизни, в частности,  через свое представительство  в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями  в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.

  Для режима отделения церкви от государства характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность  религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви  материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных  функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством  и церковью строятся на основе  юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

  Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.

  Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

  На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональные отношения в России регламентируются Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания.

 

 

 

1.2 Законодательное закрепление отношений церкви и государства

Правовой статус церкви устанавливается, главным образом, положениями Конституции Российской Федерации.

 Из Основного закона следует, что все религиозные объединения, к которым относится и церковь, отделены от государства и равны перед законом, и что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной (статья 14). В России, как в светском государстве, не может быть другого постановления о равенстве религиозных организаций и о негосударственности любой из религии, что вызывает желание сравнить вклады каждой из религий в духовное наследие России. Россия - многонациональная страна, но так же преамбула Основного закона призывает "чтить память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России…", из чего можно понять, что государство отдает тем самым преимущество выбору религии.

  Все равны перед законом и судом, не зависимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, говорится в частях 1, 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации. Так же запрещаются любые формы ограничения прав граждан по тем же признакам. Подобная статья была в конституции в советское время (часть 1 статьи 34 Конституции СССР, принятой 07 октября 1977 г.). Однако, на практике верующие подвергались различной дискриминации, что было характерно для СССР. 
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.), гласит: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими". Государство должно уважать убеждения всех граждан. Этого требует принцип свободы совести. Каждому гражданину открыта возможность свободного выбора любого вероисповедания. Российская Федерация - светское государство.

  На этом тезисе об отделении Церкви от государства настаивает и священноначалие нашей Церкви. Принятые на юбилейном Архиерейском соборе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" дают довольно сдержанную оценку синодальному периоду истории Русской Церкви, когда она официально была государственной. Патриарх не раз подчеркивал, что в отношениях между Церковью и государством принцип отделения религиозных объединений от государства должен оставаться незыблемым. "В России, в отличие от некоторых западных стран, государственной религии нет и быть не может. Что, разумеется, не отменяет исторической роли Православия в становлении национальной государственности, культуры, духовно-нравственного облика русского человека. Как не отменяет того факта, что до 80% населения современной России крещено в православной вере".

  Пункт 5 статьи 13 запрещает создание и деятельность общественных объединений, действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, представляют угрозу безопасности государства и ведут к национальной, расовой, социальной и религиозной распри. Имеется в виду создание расистских и террористических организаций, таких как: Ку-клукс - клан (создана в 1865 г. в США); движения по убеждениям и различным учениям, такие как "Арианизм" - преимущество Всевышнего перед Сыном Божиим (320-336 гг.); "Каханизм" - нацизм; и прочие "группы ненависти", такие как "Нео-конфедераты", "Чёрные сепаристы", "Христианская Идентичность" и т.д.

  Человек имеет право исповедовать свою религию, свободно распространять и выбирать религиозные и иные убеждения. Не разрешается принуждать к выбору религии и производить иные насильственные действия, влияющие на вероисповедание и убеждения человека. Так же человек в праве не исповедовать никакой религии, а руководствоваться атеистическими и философскими убеждениями, гласит статья 28 Конституции. Данная статья может вызвать неодобрение со стороны верующих и проповедующих религию, так как отсутствие веры - есть атеизм, против которого выступает каждая из религий.

  Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Запрещается пропаганда и агитация, возбуждающая расовую, национальную, религиозную вражду. Запрещается пропаганда расового, национального, религиозного превосходства. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации (статья 29). Данная статья допускает использование любых законных методов для получения и передачи информации, в том числе распространение религиозной информации, не подвергая дискриминации и оскорблению другие религии, что делает религию более доступной для общества. Человек на основании исчерпывающей информации может сделать желаемый выбор в религии или отказаться от неё. Сформировать своё личное мнение и представление о каждом вероисповедании, не подвергаясь никакому давлению.

  Часть 3 статьи 59 Конституции разрешает замену военной службы на альтернативную гражданскую службу, что позволяет не нарушать догматы вероисповедания. Данное положение превозносит права и свободы человека, увеличивает количество желающих служить.

  Достаточно большую правовую часть государственно-церковных отношений занимает принятый Конституционным Судом Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Настоящий закон регулирует права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а так же регулирует деятельность религиозных объединений. В случае нарушения законодательства, граждане Российской Федерации, а так же лица без гражданства или иностранные граждане, находящиеся законно на территории Российской Федерации, несут установленную федеральными законами ответственность. Законодательство может ограничить права человека и гражданина на свободу совести и на свободу вероисповедания только в том случае, когда может возникнуть угроза здоровью и нравственности граждан, основам конституционного строя, безопасности государства.

Информация о работе Церковь и государство