Анализ правового регулирования процедуры банкротства предприятия Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Банкротство — это признанная судом или объявленная в случаях, предусмотренных законом, должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов в связи с установленным или предполагаемым превышением суммы обязательств (долгов) должника над стоимостью принадлежащего ему имущества.
Центральное место в системе правового регулирования банкротства занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В нашей стране это уже третий закон за последние 14 лет.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О БАНКРОТСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………..5
1.1 Понятие, критерии и признаки банкротства……………………………….....5
1.2 Виды процедуры банкротства предприятия……………………………….....8
2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…...32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Исключительная  компетенция собрания кредиторов должника-банкрота регламентирована п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве. Содержащийся в указанном пункте перечень вопросов, по которым принимаются решения собранием кредиторов, не является исчерпывающим; иные вопросы, входящие в компетенцию собрания кредиторов, определены в Законе о банкротстве применительно к отдельным процедурам банкротства.

Безусловным превышением  своей компетенции собранием  кредиторов следует считать принятие решений по следующим вопросам:

1. Определение  оценочной организации для проведения оценки имущественного комплекса должника.

2. Требование  к конкурсному управляющему о  представлении каких-либо документов  отдельным кредиторам и/или уполномоченному  органу.

3. Установление  конкурсному управляющему ограничений  на привлечение специалистов, обязанность конкурсного управляющего расторгнуть заключенные с ними договоры и о возмещении в конкурсную массу денежных средств, затраченных на оплату привлеченных специалистов, и о проведении оплаты за счет личных средств.

4.Определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих в процедуре конкурсного производства без отстранения или освобождения судом конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей.

5. Определение конкурсному управляющему специализированной организации для целей организации торгов.

Нормативное обоснование  принимаемых судами решений по данным вопросам следующее.

В Законе о банкротстве  процедура проведения торгов подробно регламентирована (п. 1 ст. 139, п. п. 6, 7 ст. 110, ст. 28 Закона о банкротстве).

Согласно п. 6 ст. 110 Закона о банкротстве внешний  управляющий выступает в качестве организатора торгов либо на основании  решения собрания кредиторов привлекает для этих целей специализированную организацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего.

Например, предложение собрания кредиторов о реализации имущества должника с использованием электронных торгов посредством Межотраслевой системы "Фабрикант", размещенной на интернет-сайте, нарушает права конкурсного управляющего, носит обязывающий конкурсного управляющего характер и предусматривает отличный от регламентированного Законом о банкротстве порядок реализации имущества: размещение на возмездной основе  в электронной системе (МТС "Фабрикант") не является юридическим, не является юридическим лицом, не является специализированной организацией, оказывающей участие в торгах в электронной системе (МТС "Фабрикант").

Суд признал  недействительным решение собрание кредиторов в части определения  организации для проведения оценки имущественного комплекса ООО "Центр  экспертиз и оценки" (г. Казань), так как данное решение также  вынесено за пределами компетенции собрания кредиторов, установленными Законом о банкротстве, поскольку оценка имущества должника и привлечение независимого оценщика и иных специалистов в силу прямого указания п. 1 ст. 130 Закона о банкротстве являются компетенцией конкурсного управляющего. Собрание кредиторов вправе лишь определить лицо, на которое может быть возложена обязанность по оплате указанных услуг.

Нормами Закона о банкротстве не предоставлено  права собранию кредиторов требовать от конкурсного управляющего каких-либо документов. Также не предусмотрена указанным Законом обязанность конкурсного управляющего представлять документы отдельным кредиторам и уполномоченному органу.

В силу ст. 24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, собранием кредиторов или соглашением кредиторов.

Пункт 3 ст. 131 Закона о банкротстве подтверждает право конкурсного управляющего привлекать для выполнения возложенной на него обязанности по ведению учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, бухгалтеров, аудиторов, юристов и иных специалистов. Ограничений на привлечение специалистов данная статья не содержит.

Положения п. 1 ст. 130 Закона о банкротстве также  определяют право конкурсного управляющего привлекать независимых оценщиков  и иных специалистов для осуществления  инвентаризации и оценки имущества, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов.

Систематическое толкование норм Закона о банкротстве  приводит к выводу о том, что привлечение на договорной основе специалистов является правом конкурсного управляющего, а под "иными", устанавливаемыми собранием кредиторов, понимается возможность оплаты услуг специалистов не из средств должника, а из иных источников.

С момента принятия арбитражным судом решения о  признании должника банкротом и  об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника (п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве). С этой даты конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом (ст. 129 Федерального закона).

Таким образом, в настоящее время в изменившихся условиях хозяйствования при проведении процедуры банкротства необходимо усиление контролирующей роли конкурсных кредиторов и арбитражного суда как при назначении арбитражного управляющего, так и в сфере контроля за его деятельностью. Систематическое толкование норм Закона о банкротстве приводит к тому, что привлечение на договорной основе специалистов является правом конкурсного управляющего.С принятием арбитражным судом решения о признании должника банкротом прекращаются полномочия руководителя должника.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе проведен анализ правового регулирования  процедуры банкротства предприятия  в Российской Федерации. В ходе исследования поставленная цель полностью достигнута.

Таким образом, банкротство — это признанная судом или объявленная в случаях, предусмотренных законом, должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов в связи с установленным или предполагаемым превышением суммы обязательств (долгов) должника над стоимостью принадлежащего ему имущества.

К признакам  банкротства относятся:

- неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам. Денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору  определенную денежную сумму. Основанием возникновения такого обязательства являются, прежде всего возмездные договоры, по которым сторона в качестве встречного представления обязана уплатить денежные суммы, а также иные основания, предусмотренные законодательством (причинение вреда, неосновательное обогащение и т.п.);

- неспособность должника исполнить обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет или внебюджетные фонды. Здесь имеются в виду предусмотренные законодательством налоги и сборы в бюджеты различных уровней (федеральный, субъектов федерации, местные) и платежи во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд и др.)

Помимо указанных  признаков банкротства законодательство РФ предъявляет дополнительные условия к открытию в отношении должника дела о банкротстве.

К основным критериям  процедуры банкротства относятся.

1. Недостаточность имущества, именуемая еще неоплатностью, т. е. установленное превышение пассива над активом в имуществе должника;

2. Платежная неспособность (неплатежеспособность), т.е. предполагаемое превышение пассива над активом.

Основные виды процедуры банкротства:

1.Наблюдение, как указывает ст. 2 Закона о несостоятельности, представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Данная процедура длится не белее чем семь месяцев с даты поступления заявления, открывающего дело.

2. Финансовое оздоровление в соответствии со ст. 2 Закона о несостоятельности— это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. По своей направленности оздоровление представляет собой процедуру реабилитационного (реорганизационного), а не ликвидационного характера. Максимальный срок, на который может быть введено финансовое оздоровление, — два года (п. 6 ст. 80 Закона).

3.Внешнее управление — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона о несостоятельности). Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен, но по общему правилу не более чем на шесть месяцев.

4. Конкурсное  производство в широком и узком смысле. Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Так законодатель определяет эту процедуру в ст. 2 Закона о несостоятельности.

5. Мировое соглашение как процедура банкротства представляет собой установленный законодательством порядок применения к должнику, имеющему признаки банкротства или официально объявленному несостоятельным, отсрочки и (или) рассрочки исполнения его обязательств, скидки с имеющихся у него долгов, исполнения обязательств должника третьими лицами, а также иных мер, направленных на удовлетворение требований кредиторов и допустимых к применению в соответствии с правовыми актами.

Проблемы правового регулирования процедуры банкротства представляются следующим образом:

Во-первых, отсутствие механизма реализации положений  закона « О банкротстве».Несовершенство первого Закона о банкротстве послужило причиной реформирования законодательства о банкротстве и принятия нового Федерального закона от 8 января 1998г. № 6-ФЗ « О банкротстве». Для решения этой проблемы был создан Федеральный закон « О банкротстве» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

Во-вторых, неэффективность реабилитационных процедур по делам о банкротстве, и низкий уровень погашения требований кредиторов по обязательствам должников, признанных банкротами в ходе конкурсного производства. К настоящему времени в нашей стране создан и реально функционирует бизнес "на костях должников" (саморегулируемые организации, аккредитованные при них страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг, заинтересованные государственные чиновники и армия специалистов, привлекаемых арбитражными управляющими), главным интересом, которого является "освоение" активов организаций, имевших несчастье попасть в банкротство.

В-третьих, Закон о банкротстве не обеспечивает кредитору, в установленном Законом о банкротстве порядке предъявившему свои требования о включении в реестр требований кредиторов должника, гарантированного участия в первом и последующих собраниях кредиторов, что, соответственно, существенно ущемляет его права и законные интересы.

Пункт 4 ст. 15 Закона о банкротстве, предоставляющий  указанным в нем лицам право  оспаривания решения собрания кредиторов, не имеет должной эффективности, и ввиду того, что в данном случае существует обязанность доказывания  нарушения прав и законных интересов заявителя, а на практике это довольно проблематично, все ставится в зависимость от суда, рассматривающего такое заявление. Для устранения такой несправедливости необходимо п. 6 ст. 71 Закона о банкротстве изложить в следующей редакции:

"В случае не завершения рассмотрения арбитражным судом требований кредиторов, предъявленных в установленный Законом срок, арбитражный суд поручает временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов до вступления в законную силу определения суда отключении или об отказе включения требования кредитора в реестр кредиторов должника".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Российская  Федерация. Законы. Конституция (1993): с изм. и доп. от 30.12.2008 // СПС «Гарант».

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс Российской Федерации (1994): с изм. и доп. от 18.07.2009 // СПС «Гарант».

3. Российская Федерация. Законы. Арбитражно-процессуальный Кодекс Российской Федерации (2002): с изм. и доп. от 08.12.2011 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О банкротстве» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // СПС «Гарант».

5. Андреев, В.  К., Бондарев А.К., Предпринимательское  (хозяйственное) право: учеб. пособие.- М.: Былина, 2009.-340с.

6. Афанасьева, Т.М. Банкротство: учеб. пособие. - М.: Знание, 2010.-340с.

7. Большой юридический  словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских.- М.: Ифра-М, 2008.-500с.

8. Беляева, А.  В. Предпринимательское право. учеб. пособие.- М.: Инфра-М, 2009.-355с.

9. Бельский, В.  В. Конкурсное право: учеб. пособие.- М.: Инфра-М, 2009.-355с.

10. Виниченко,  А. С. Предпринимательское право Росси: учеб. пособие.- М.: Инфра-М, 2009.-370с.

11. Дойников, И. В. Предпринимательское право: учеб. пособие.-М.: Приор, 2009.- 365с.

12. Соловей, Ю.  П., Черников В.В. Комментарий к  кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях: Вводный. – М.: Юрайт-М, 2009.-120с.

Информация о работе Анализ правового регулирования процедуры банкротства предприятия Российской Федерации