Анализ правового регулирования процедуры банкротства предприятия Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Банкротство — это признанная судом или объявленная в случаях, предусмотренных законом, должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов в связи с установленным или предполагаемым превышением суммы обязательств (долгов) должника над стоимостью принадлежащего ему имущества.
Центральное место в системе правового регулирования банкротства занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В нашей стране это уже третий закон за последние 14 лет.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О БАНКРОТСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………..5
1.1 Понятие, критерии и признаки банкротства……………………………….....5
1.2 Виды процедуры банкротства предприятия……………………………….....8
2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…...32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...................3

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    О  БАНКРОТСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………..5

   1.1 Понятие, критерии и признаки банкротства……………………………….....5

   1.2 Виды процедуры банкротства предприятия……………………………….....8

 

2  ПРОБЛЕМЫ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ  БАНКРОТСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………………….15

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время российская экономика находится под воздействием ряда негативных моментов: кризис неплатежей, неэффективность управления, изношенное оборудование. Отсутствие инвестиционных вливаний в экономику ставит под вопрос само существование ряда предприятий.

Тема курсовой работы «Анализ правового регулирования  процедуры банкротства предприятия  в Российской Федерации».

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  экономика  России  ориентирована  на  построение  рыночной  системы  хозяйствования. В условиях  ожесточающейся  конкуренции банкротство служит обязательным последствием «естественного отбора» в предпринимательской среде. Небезызвестные трудности переходного  периода,  переживаемые  нашей  страной,  создают еще более благоприятную почву для несостоятельности представителей  неокрепшего  отечественного  бизнеса.  Это  коррупция, непосильное налоговое бремя, монополизм, финансовые кризисы, недостаточная поддержка государства отечественного  производителя, значительный  износ основных фондов  промышленных  предприятий,  недостаточный  объем  инвестиций и целый ряд других факторов.

Цель курсовой работы - провести анализ правового регулирования процедуры банкротства предприятия в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия банкротства предприятия;

- рассмотреть критерии и признаки банкротства;

- дать характеристику видам  процедуры банкротства;

- выявить проблемы правового  регулирования процедуры банкротства;

- найти пути решения выявленной проблемы.

Объектом изучения курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу процедуры банкротства предприятия.

Предметом исследования курсовой работы является механизм правового регулирования общественных отношений по поводу процедуры банкротства.

Автором при написании курсовой работы были приняты следующие методы: описания, исследования, анализа.

При написании курсовой работы были использованы научные труды  авторов таких как: Андреев В.К, Афанасьева Т.М, Соловей Ю.П., Бельский В.В, Виниченко А.С, Дойников И.В, Беляева А.В.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения.

В первой главе «Теоретические аспекты законодательства о банкротстве  предприятия» рассмотрены понятие, критерии и признаки банкротства, виды процедуры банкротства.

Во второй главе «  Проблемы правового регулирования  процедуры банкротства предприятия» рассмотрены проблемы и пути решения  правового регулирования процедуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О БАНКРОТСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

    1. Понятие, критерии и признаки банкротства

 

Банкротство — это признанная судом или объявленная в случаях, предусмотренных законом, должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов в связи с установленным или предполагаемым  превышением суммы обязательств (долгов) должника над стоимостью принадлежащего ему имущества [7].

Центральное место  в системе правового регулирования банкротства занимает  Федеральный  закон  от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В нашей стране это уже третий закон за последние 14 лет [4].

Российское  законодательство о банкротстве является в целом «нейтральным»,  поскольку нормы, направленные на защиту интересов  кредиторов,  дополняются  нормами,  направленными  на защиту  интересов  должника.  Допустим,  интересам  кредиторов соответствует  возможность  продажи  всего  имущества  должника —  юридического  лица  без  его согласия  для удовлетворения требований  кредиторов.  В  то  же  время  при  определении  задолженности  не  учитываются  подлежащие  уплате  штрафные  санкции (проценты, штрафы, пени), действует запрет на предъявление к  должнику  иных требований в процессе осуществления процедур  банкротства.  Эффективным механизмом  защиты  интересов должника в рамках  процедуры внешнего  управления  является также мораторий на удовлетворение требований кредиторов [14,с.57].

Далее следует перейти к рассмотрению критериев (оснований) несостоятельности. Таковых можно выделить два.

1. Недостаточность имущества, именуемая еще неоплатностью, т. е. установленное превышение пассива над активом в имуществе должника;

2. Платежная неспособность (неплатежеспособность), т.е. предполагаемое превышение пассива над активом.

Для установления факта неоплатности необходимо подвергнуть анализу актив и пассив имущества должника. Актив — имущество субъекта предпринимательской деятельности, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства, финансовые активы. Пассив — обязательства должника, состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность.

Неплатежеспособность  как критерий несостоятельности представляет собой прекращение должником платежей в адрес собственных контрагентов, партнеров. Здесь актив и пассив имущества не сопоставляется, по крайней мере такое сопоставление не входит в перечень условий для открытия дела о банкротстве.

Недостаточность имущества, выражая экономическую сущность несостоятельности, с одной стороны, более точно отвечает первейшему назначению всего правового института банкротства — установлению особого порядка равномерного распределения имущества должника между всеми его кредиторами, поскольку при превышении актива над пассивом надобности применять особые правила распределения имущества должника между его кредиторами нет (актив достаточен для удовлетворения всех кредиторов [15, с. 201].

Признаки банкротства представляют собой приемы выражения (воплощения) в тексте правового акта критерия несостоятельности, избранного законодателем в отношении той или иной категории потенциальных банкротов [8, с. 81].

К ним относятся:

- неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам. Денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму. Основанием возникновения такого обязательства являются, прежде всего, возмездные договоры, по которым сторона в качестве встречного представления обязана уплатить денежные суммы, а также иные основания, предусмотренные законодательством (причинение вреда, неосновательное обогащение и т.п.);

- неспособность должника исполнить обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет или внебюджетные фонды. Здесь имеются в виду предусмотренные законодательством налоги и сборы в бюджеты различных уровней (федеральный, субъектов федерации, местные) и платежи во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд и др.)

Помимо указанных  признаков банкротства законодательство РФ предъявляет дополнительные условия к открытию в отношении должника дела о банкротстве. Они названы в ст. 6 и 7 Закона о несостоятельности. В частности, дело о несостоятельности может быть возбуждено судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу превышают определенный «минимальный порог», т. е. в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. К должнику-гражданину — не менее 10 тыс. руб. Кроме того, право на обращение в арбитражный суд возникает у кредитора только по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Это также является выражением признанных в мировой практике подходов [4].

Вместе с  тем законодательство Российской Федерации устанавливает для отдельных категорий должников процедуру банкротства при наличии особых условий, например, для кредитных организации (ст. 2 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), а также субъектов естественных монополий ТЭКа (ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»).

В связи с  тем, что имели место случаи, когда кредиторы злоупотребляли  своими  правами  и предпринимали попытки обанкротить вполне рентабельные предприятия, в законодательстве РФ появилась  норма  о  необходимости  установления  бесспорной суммы задолженности. Даже если был произведен верный расчет долгов,  необходимо,  чтобы все они были  подтверждены  вступившими в законную силу решениями суда. Помимо этого кредитор (или кредиторы, если подается совместное заявление о признании  должника  банкротом)  обязан  также  получить  исполнительный лист и обратиться с ним в службу судебных приставов. Только по истечении 30 дней с момента обращения к судебным приставам кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. По  нашему  законодательству  для  рассмотрения  дел  о  банкротстве установлена исключительная  подведомственность, поскольку все они рассматриваются только арбитражными судами, а также исключительная подсудность, поскольку эти дела рассматриваются только по месту нахождения должника. В деле о банкротстве могут участвовать различные лица, например  представитель  работников  должника,  представитель учредителей,  представитель  собрания  кредиторов,  но  основными участниками этого процесса, конечно, являются сам должник, его конкурсные  кредиторы  и  уполномоченные  органы (налоговые органы, Пенсионный фонд РФ и т.д.). Именно они обладают правом инициации процесса банкротства, т.е. обращения в суд с соответствующим заявлением [7, с. 50].

 

    1. Виды процедуры банкротства предприятия

Пункт 1 ст. 27 Закона о несостоятельности, которая так и именуется — «Процедуры банкротства», закрепляет, что при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Пункт 2 этой же статьи содержит перечисление процедур, но только применяемых в отношении должника-гражданина: конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры, предусмотренные данным Законом [4].

Процедура банкротства — это установленный правовыми актами порядок применения допустимых законодательством мер к должнику, имеющему признаки банкротства или официально объявленному несостоятельным. Можно утверждать, что соотношение процедур банкротства и мер, применяемых к должнику, строится во многом как взаимосвязь формы и содержания. Применение мер, мероприятий к должнику составляет содержание правоотношений, имеющих место в связи с открытием конкурсного процесса. Процедуры банкротства, о сути, являются правовыми формами организации и применения мер к должнику [5, с. 121].

1.Наблюдение, как указывает ст. 2 Закона о несостоятельности, представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Данная процедура длится не белее чем семь месяцев с даты поступления заявления, открывающего дело [4].

Процедура  наблюдения  вводится  по  результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя (кредитора) к должнику, за исключением случаев возбуждения дела по заявлению должника, когда наблюдение вводится с даты принятия этого заявления арбитражным судом к своему производству. В  процессе  наблюдения  проводится  анализ  финансового  состояния  должника,  определяется  стоимость  его  имущества,  осуществляется  инвентаризация,  выявляются  кредиторы.  Основная цель этой процедуры — установить, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме  на  момент  принятия арбитражным  судом  заявления  о  банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить  финансовое  состояние должника,  а  с  другой — сохранить его им.На стадии наблюдения, по общему правилу, управление должником — юридическим лицом осуществляют те же лица, что и до начала дела о банкротстве. Руководитель может быть отстранен от должности только по ходатайству временного управляющего, если имели место нарушения закона. При этом обязанности руководителя возлагаются на его заместителя или другого сотрудника, а не на временного управляющего [5,с.45].

Информация о работе Анализ правового регулирования процедуры банкротства предприятия Российской Федерации