Анализ государственных и муниципальных заказов по Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 06:02, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа литературы, действующего законодательства, исследовать особенности регулирования отношений в сфере размещения государственного заказа. Для достижения этой цели поставлены и решались следующие задачи:
- уточнить понятия и признаки государственного заказа;
- выявить особенности правовой природы государственного заказа;
- изучить принципы и способы размещения государственного заказа;
- исследовать основные этапы процедуры реализации государственного заказа: планирование, формирование, размещения и контроль за исполнением;

Содержание работы

Введение
1. Государственный заказ: теоретические и правовые основы.
1.1 Понятие и признаки государственного заказа.
1.2 Принципы государственного заказа.
1.3 Понятие государственного контракта.
2. Анализ государственных и муниципальных заказов по Тюменской области.
2.1 Организация системы госзаказа Тюменской области.
2.2 Положение об управлении государственных закупок Тюменской области.
2.3 Анализ поставщиков.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Upravlenie_gos_i_mun_zakazom_KURSOVAYa.docx

— 70.69 Кб (Скачать файл)

Государственный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Причем в некоторых случаях, предусмотренных законом, заключение государственного контракта будет являться для исполнителя (поставщика) обязательным. Однако при этом в отношении всякого исполнителя (поставщика), за исключением казенного предприятия, должно быть соблюдено предусмотренное ГК требование о возмещении госзаказчиком всех убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в результате выполнения им условий государственного контракта[22].

В литературе нет единого мнения по вопросу о юридической природе действий госзаказчика по размещению заказа. Л.И. Шевченко считает, что «как правило, эти действия по своей правовой природе представляют собой односторонние гражданско-правовые сделки. Во-первых, их совершение является актом распоряжения государственным заказчиком и потенциальными поставщиками своими гражданскими правами, во-вторых, такие действия порождают характерные для процесса размещения заказов правовые последствия в виде возникновения прав у стороны, которой сделка адресована, а также обязанностей стороны, ее совершившей, и т.п.»[23]. Однако основанием для заключения государственного контракта является заказ, который принят поставщиком; перед госзаказчиком возникает обязанность по заключению государственного контракта лишь в случае принятия размещенного заказа. Следовательно, по общему правилу, размещенный заказ становится юридическим фактом, порождающим права и обязанности, лишь после выражения волеизъявления стороны на принятие заказа. Отсюда можно сделать вывод, что основанием для заключения государственного контракта являются не односторонние, а двусторонние сделки, то есть договоры. Действия же госзаказчика по размещению заказа представляют собой только предложение о заключении договора, то есть оферту.

В п. 4 ст.527 ГК закреплено важное правило: В отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного контракта, не применяется условие о возмещении убытков, в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного контракта[24].

Сторонами государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд являются государственный заказчик (далее – госзаказчик) и поставщик (исполнитель). В качестве госзаказчиков могут выступать федеральные органы исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Госзаказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а госзаказчиками на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв признаются также и иные федеральные органы исполнительной власти. В качестве госзаказчика по оборонному заказу выступает орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска или вооруженные формирования[25].

Поставщиками (исполнителями) являются организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения государственных заказов, либо победители в проведении запроса котировок цен на товары.

Динамика исполнения государственного контракта, предусматривающая качественное и своевременное выполнение принятых обязательств по поставке товаров (работ, услуг), часто требует изменения условий контракта. Однако публично-правовой характер регулирования размещения заказов ограничивает возможности сторон (государственного заказчика, исполнителя) изменять условия заключенного контракта. Условия о неустойке, порядке приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и иные условия, указанные в п. 5 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ, не допускается изменять в процессе исполнения контракта. В случае изменения потребности в товарах (работах, услугах) или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, допускается изменить цену контракта, но не более чем на 10%[26].

Согласно ст. 531 ГК, в случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506-522 ГК. В случаях, когда поставка товаров для государственных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом[27].

При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом. Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой при оплате товаров по договору поставки товаров для государственных нужд покупателем госзаказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя. Это означает, что в случае неоплаты товаров покупателем госзаказчик будет отвечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров (ст. 532 ГК).

Определенными особенностями отличаются последствия неисполнения госзаказчиком обязанности по возмещению поставщику (исполнителю) убытков, причиненных в связи с исполнением последним государственного заказа, принятие которого было для него обязательным. Такие убытки должны быть выплачены госзаказчиком в срок не позднее 30 дней со дня передачи поставщиком (исполнителем) товаров, предусмотренных государственным контрактом[28]. Нарушение госзаказчиком этой обязанности дает поставщику (исполнителю) право отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать от госзаказчика возмещения дополнительных убытков, вызванных расторжением государственного контракта. В таких случаях поставщик (исполнитель) вправе также отказаться и от исполнения договоров поставки товаров для государственных нужд, заключенных на основании государственного контракта с конкретными покупателями. Причем убытки, причиненные покупателям таким отказом от исполнения договора, также подлежат возмещению госзаказчиком (ст. 533 ГК)[29].

Госзаказчик вправе отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, лишь при условии возмещения причиненных этим убытков как поставщику-исполнителю, так и покупателям по договорам поставки, которые были изменены или расторгнуты в силу отказа госзаказчика от соответствующих товаров.

Судебная практика исходит из того, что стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по договору поставки товаров для государственных нужд в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера (засуха, наводнение, градобитие и другие форс-мажорные обстоятельства), которые стороны не могли предвидеть и предотвратить[30].

 

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСЗАКАЗА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Система государственного и муниципального заказа является составной частью экономики Российской Федерации. От того, каким образом в стране и в регионах организована система государственного и муниципального заказа, зависит не только эффективность расходования средств из бюджетов всех уровней, что само по себе крайне важно, но и состояние конкурентной среды, уровень коррупции в стране, качество поставляемого товара, выполнения работ и услуг.

Основной целью системы государственного заказа Тюменской области является своевременное и эффективное обеспечение потребности Тюменской области в качественных товарах, работах и услугах, необходимых для полноценного выполнения органами власти своих государственных функций и обязанностей по отношению к населению.

Система государственного заказа Тюменской области строится с соблюдением следующих принципов: обоснованность и целесообразность закупок; конкурентность закупок, равное и справедливое отношение ко всем хозяйствующим субъектам; эффективное расходование средств бюджетов и внебюджетных источников; открытость и прозрачность закупок, гласность и доступность государственного заказа для всех хозяйствующих субъектов; ответственность участников процесса формирования, размещения и исполнения государственного заказа области; коллегиальность принятия решений о размещении государственного заказа области.

Единственным координатором системы государственного заказа Тюменской области является управление государственных закупок Тюменской области, которому переданы полномочия по размещению заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных заказчиков области за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования. Управлением ведется непрерывная работа по организации и проведению закупок для государственных нужд в соответствии с важнейшими принципами размещения заказа. Проводится единая политика по совершенствованию и повышению эффективности процесса государственных закупок в Тюменской области.

В течение 2007 года в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был внесен ряд существенных изменений, в связи с чем главной задачей в указанный период стало приведение правового, информационного, организационного обеспечения системы государственного заказа Тюменской области в соответствие с изменившимся законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

Одним из наиболее важных событий в прошедшем году стало утверждение правительством Российской Федерации Перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, а также введение в федеральный закон нормы, устанавливающей перечень видов работ, которые с 1 января 2008 года должны закупаться исключительно путем проведения аукциона. К указанным работам относятся работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек для государственных нужд.

Управлением государственных закупок проводится активная работа по созданию необходимых условий для внедрения и проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме. Осуществляется целенаправленная подготовка аукционистов, проводятся организационно-методические семинары по вопросам организации и проведения аукционов.

В 2007 году управлением государственных закупок Тюменской области проведено конкурсов, аукционов, запросов котировок цен на общую сумму свыше 60 миллиардов рублей. При этом посредством проведения процедур размещения государственного заказа достигнута экономия бюджетных средств более 5 миллиардов рублей, что составило 8,3 процента от суммы государственного заказа. По сравнению с 2006 годом сумма экономии бюджетных средств возросла на 44,5 процента. Это доказывает эффективность постоянно совершенствующейся системы государственного заказа как на федеральном, так и на региональном уровне, а также эффективность четко поставленной работы.

За счет сокращения бюджетных расходов в результате проведения процедур размещения государственного заказа проведены дополнительные закупки для нужд Тюменской области, что позволило дополнительно выполнить ремонтные работы, закупить лекарственные и фармацевтические средства, продукты питания для учреждений образования и здравоохранения, санаторно-курортные путевки в целях удовлетворения потребностей населения области.

Совершенствование рыночных отношений при размещении государственных заказов, развитие конкурентной среды позволило в 2007 году кроме местных производителей привлечь к участию в размещении заказа поставщиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска, Челябинска, Томска, Кургана, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Красноярска, Орла, Йошкар-Олы, Барнаула и других. Тюменская область как регион, богатый природными ресурсами, обладающий большим промышленным и инвестиционным потенциалом, во многом определяет специфику и разнообразие государственных закупок, чем выгодно отличается от других регионов России.

В настоящее время помимо ежегодных закупок продуктов питания, оборудования, мебели, мягкого инвентаря и других закупок вырос процент размещения государственного заказа на специфичную продукцию, например, предоставление услуг в социальной сфере, работы, связанные с газификацией региона, строительством дорог, выполнение геодезических работ. Большое внимание в Тюменской области уделяется строительству и реконструкции социально значимых объектов, объектов историко-культурного наследия, в том числе в рамках областной целевой программы «Сотрудничество», реализации национальных проектов, многие объекты имеют общероссийское значение.

На сегодняшний момент любая организация, физическое лицо могут свободно при условии соблюдения необходимых требований и предоставления определенных документов принять участие в конкурсах, аукционах, запросах котировок цен на право заключить государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд Тюменской области.

Поставщики продукции для Тюменской области являются важным звеном в системе государственного заказа. Именно повышение добросовестной конкуренции, обеспечение наибольшего количества предложений, поступающих от организаций и предприятий при размещении государственного заказа, формирование информационной открытости процедур размещения заказов, предотвращение злоупотреблений в данной сфере и рост деловой активности всех субъектов экономики являются главными задачами системы государственного заказа Тюменской области.

Как часть информационного обеспечения системы государственного заказа Тюменской области функционирует официальный сайт правительства Тюменской области www.admtyumen.ru, на котором любой желающий может ознакомиться с нормативной правовой базой по вопросу формирования, размещения и исполнения государственного заказа, информацией о запланированных процедурах размещения заказа Тюменской области.

В официальном печатном издании «Тюменская область сегодня» публикуется информация о проводимых процедурах закупок.

Возрастающий интерес организаций и предпринимателей к участию в процедурах размещения государственного заказа, появившаяся возможность не просто участвовать в таких процедурах, но и побеждать в них подталкивают участников торгов отстаивать свои интересы в управлении Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области и комитете по контролю в сфере размещения государственного заказа.

Подготовка кадров в сфере размещения заказа является одним из важнейших направлений деятельности управления госзакупок. Именно этому направлению уделяется большое внимание: организации и проведению различных мероприятий, способствующих повышению квалификации и профессиональной подготовке специалистов. Благодаря профессионализму и отлаженной работе качество размещения заказа в Тюменской области находится на высоком уровне.

Информация о работе Анализ государственных и муниципальных заказов по Тюменской области