Анализ государственных и муниципальных заказов по Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 06:02, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа литературы, действующего законодательства, исследовать особенности регулирования отношений в сфере размещения государственного заказа. Для достижения этой цели поставлены и решались следующие задачи:
- уточнить понятия и признаки государственного заказа;
- выявить особенности правовой природы государственного заказа;
- изучить принципы и способы размещения государственного заказа;
- исследовать основные этапы процедуры реализации государственного заказа: планирование, формирование, размещения и контроль за исполнением;

Содержание работы

Введение
1. Государственный заказ: теоретические и правовые основы.
1.1 Понятие и признаки государственного заказа.
1.2 Принципы государственного заказа.
1.3 Понятие государственного контракта.
2. Анализ государственных и муниципальных заказов по Тюменской области.
2.1 Организация системы госзаказа Тюменской области.
2.2 Положение об управлении государственных закупок Тюменской области.
2.3 Анализ поставщиков.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Upravlenie_gos_i_mun_zakazom_KURSOVAYa.docx

— 70.69 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Государственный заказ: теоретические и правовые основы.

1.1 Понятие и признаки государственного заказа.

1.2 Принципы государственного заказа.

1.3 Понятие государственного контракта.

2. Анализ государственных и муниципальных заказов по Тюменской области.

2.1 Организация системы госзаказа Тюменской области.

2.2 Положение об управлении государственных закупок Тюменской области.

2.3 Анализ поставщиков.

Заключение

Список литературы

Сноски

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы не вызывает сомнений. Ресурсы любого публичного образования всегда ограниченны, поэтому при формировании бюджета следует учитывать приоритетные направления, отражающие стратегические цели и задачи бюджетной политики.

Принцип сбалансированности государственных и местных бюджетов предусматривает не только рост их доходной части, но и снижение расходов. В связи с этим, особое значение приобретает проблема разработки и внедрения новых методов государственного и муниципального управления, позволяющих наиболее эффективно распоряжаться бюджетными средствами.

В этих целях часто используют государственный заказ, который позволяет внедрить конкурсные начала в процесс осуществления государственных расходов. В России первые акты с упоминанием «публичных» торгов для выбора подрядчиков появились в 17 веке. Не удивительно, что такие выгодные дела, как поставки для казны, тут же стали предметом афер и взяточничества. Практика торгов совершенствовалась при Петре I, который сурово боролся с мошенничеством. Известен случай, когда он лично наказал «битием» своего друга и сподвижника Меньшикова за то, что тот продал казне гнилое сукно. На протяжении всей последующей истории России принимались дополнительные законы о том, как надлежит объявлять торги и условия участия в них, как назначать цены, наказывать сговоры между соискателями, поощрять местных подрядчиков. Советское  законодательство, 70 лет работавшее на плановую экономику, в последние десятилетия трансформируется в соответствии с требованиями рынка.

Объектом исследования выступают особенности регулирования отношений в сфере размещения государственного заказа.

Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа литературы, действующего законодательства, исследовать особенности регулирования отношений в сфере размещения государственного заказа. Для достижения этой цели поставлены и решались следующие задачи:

-   уточнить понятия  и признаки государственного  заказа;

-   выявить особенности  правовой природы государственного  заказа;

-   изучить принципы  и способы размещения государственного  заказа;

-   исследовать основные  этапы процедуры реализации государственного  заказа: планирование, формирование, размещения  и контроль за исполнением;

- сформулировать предложения  по совершенствованию государственного  заказа. 
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

 

Прежде всего, отметим, что для российского законодательства весьма характерно, и даже традиционно, особое регулирование отношений, связанных с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства. Так, еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках, предусматривавшим особенности заключения договоров поставки и подряда с казной (т.е. с государством). Такие договоры могли быть заключены только посредством торгов или запечатанных объявлений. Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в договор с казной относительно цены товаров или подрядных работ. Казенное учреждение принимало то предложение, которое было наиболее выгодно государству. Заключение договоров посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение публиковало объявление, в котором содержалось указание о предмете договора и некоторых его условиях, а также приглашение потенциальным поставщикам и подрядчикам делать свои предложения. Такие предложения предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений со стороны конкурентов, будет стараться предложить наиболее выгодные для государства условия[1].

Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции, в период нэпа. Можно назвать, в частности, Закон «О государственных подрядах и поставках» 1923 г., который в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий. В дальнейшем с формированием административно-командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции и товаров осуществлялись на основе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления, нарядов), нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.

Переход к рыночным методам регулирования экономических отношений вновь вызвал необходимость разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей. Нормативная база для применения системы государственного заказа начала создаваться в России сравнительно недавно. В соответствии со ст. 525 Гражданского кодекса РФ[2] (далее по тексту ГК РФ) поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.

Кроме ГК РФ, нормы гражданско-правового характера, регламентирующие поставку товаров для государственных нужд, закреплены в различных правовых актах, среди которых основными являются ГК РФ и специальные законы о поставке товаров для государственных нужд: Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[3], Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»[4], Федеральный закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О государственном оборонном заказе»[5], Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О государственном материальном резерве»[6], Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и др. В соответствии с п. 2 ст. 525 ГК РФ к соответствующим отношениям должны применяться правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено данным Кодексом. А второй абзац п.2 ст. 525 ГК РФ устанавливает, что к отношениям по поводу поставки товаров для государственных нужд субсидиарно применяются иные законы о поставке товаров для государственных нужд.

Таким образом, ГК РФ, во-первых, рассматривает нормы о поставке для государственных нужд как специальные, а во-вторых, в специальную норму о данном виде договора помещает отсылку к закону, такой закон и все включенные в него нормы приравниваются к специальным нормам ГК РФ, посвященным тому же виду договора. Исходя из изложенного, очевидно, следует, что общие положения о поставке применяются к поставке для государственных нужд, если федеральными законами, регулирующими государственный заказ, не установлено иное[7]. К сожалению, легальная дефиниция понятия «государственный заказ» в настоящее время отсутствует. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в подп. «а» п. 8 ст. III определяет государственные закупки товаров как закупки государственными агентствами для государственных нужд продукции, которая не предназначена для коммерческой перепродажи или для использования в производстве товаров для коммерческой продажи. Статья XIII Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) определяет государственные закупки как услуги, закупаемые для государственных нужд и «не с целью коммерческой перепродажи или с целью использования при поставках услуг для коммерческой реализации»[8].

Слово «заказ» означает поручение на изготовление чего-нибудь по чьей-либо просьбе, требованию, поручение исполнить или доставить что-либо[9].

Это   значение применимо и при определении понятия «государственный заказ» как поручения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в целях решения вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.

Разные подходы к определению понятия «государственный заказ» заставляют использовать и разные термины. Так, под государственным заказом понимаются как совокупность заключаемых контрактов или договоров, так и отдельный договор, соглашение, контракт, заключаемый между государственными органами и предприятиями, учреждениями и другими исполнителями государственных услуг. Более емкими, продуктивными определениями являются те, в которых государственный заказ представляется как форма хозяйственно-договорных отношений, система отношений, между государственными органами и исполнителем государственных услуг, так как это определение вбирает в себя множество других более узких. Во многих определениях есть ряд общих признаков, которые и следует считать характерными признаками государственного заказа:

- государственный заказ   исходит   от   публичной   власти, представители которой вступают  в договорные отношения с организациями  всех форм собственности;

- государственный заказ - своеобразный способ обеспечения  нужд государственного образования (имеются в виду сферы услуг, производства и поставки товаров  народного потребления и др.);

- государственный заказ  должен быть обеспечен за счет  финансирования из бюджетных  или внебюджетных средств, при  этом государственный заказ   становится одним из элементов исполнения бюджета и управления государственной собственностью, государственными предприятиями и учреждениями, осуществляющими закупки для государственных нужд;

- государственный заказ  исполняется лицами, получившими  этот заказ в порядке, предусмотренном  нормативно-правовыми актами муниципального  образования, а не самими органами  местного самоуправления.

Самое емкое определение предложено Т.А. Московец, который пишет: «На основании проведенного анализа федеральных законов, регулирующих отношения по поставкам продукции для государственных нужд, а также подзаконных актов, принятых в их развитие, можно сделать вывод о том, что под государственным заказом следует понимать механизм, в том числе совокупность нормативных правовых и иных актов, предусматривающий поставки продукции, выполнение работ и предоставление услуг для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация»[10]. Договор между государственным органом и поставщиком  (подрядчиком, исполнителем услуг) заключается именно на исполнение государственного заказа, поэтому государственный заказ – это не сам договор и тем более не поручение государственного органа. Если с учетом этимологии слова «заказ» государственный заказ считать поручением, то в этом случае теряется добровольный, договорный смысл возникающих отношений, они выходят за рамки гражданско-правового регулирования.

Анализ признаков государственного заказа позволяет предложить следующее его определение: государственный заказ – это размещаемое на конкурсной основе предложение государственного органа хозяйствующему субъекту выполнить работу (предоставить услугу, поставить товар), предназначенную для удовлетворения государственных потребностей в соответствии  с законодательно закрепленными за ним функциями и оплачиваемую из средств государственного бюджета или внебюджетных источников финансирования.

Детального рассмотрения требует понятие «государственные нужды». В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ)1, под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в т. ч. для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов РФ).

Из данного легального определения «государственные нужды» следует, что государственные нужды Российской Федерации обеспечиваются в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации как за счет средств федерального бюджета, так и за счет внебюджетных источников[11].

Следует различать государственный заказ как гражданско-правовой договор, направленный на исполнение заказа со стороны соответствующих государственных органов, и государственный заказ как процесс, предшествующий заключению контракта, включающий в себя порядок формирования заказа, оформления предложения государственных, порядок (процедуру) определения стороны, претендующей на заключение договора государственного заказа. Необходимо также отметить, что законодатель четко определяет цели поставок продукции для федеральных государственных нужд: - создание и поддержание на должном уровне государственных материальных резервов Российской Федерации; - поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности; - обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации; - реализация федеральных целевых программ.

Информация о работе Анализ государственных и муниципальных заказов по Тюменской области