Процедура создания бюджетных целевых программ и государственных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является проведение сравнительного анализ двух инструментов бюджетных инвестиций: федеральных целевых программ и государственных программ.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
раскрытие общего понятия федеральных целевых программы и государственных программ;
проведение сравнения федеральных целевых программ и государственных программ в сфере культуры и развития транспортной системы Российской Федерации;
выделение отличий данных инструментов бюджетного финансирования по основным параметрам;
определение проблем в реализации Федеральных целевых программ и Государственных программ и составление предложений для их решения.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - копия.doc

— 438.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

Введение

Бюджетные целевые  программы являются одним из важнейших  средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа  может включать в себя несколько  подпрограмм, направленных на решение  конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Государственные программы - инструмент комплексного планирования деятельности и ресурсов, необходимых для проведения этой деятельности. Речь идет как о планировании непосредственно расходов, так и о планировании реализации других инструментов государственной политики и их комплексной взаимоувязке.1

Объектом данного  курсового проекта является государственная программа «Культура Москвы 2012-2016 годы», федеральная целевая программа «Культура России 2006-2011 годы», государственная программа «Развитие транспортной системы» и федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)».

Предметом данного курсового проекта являются бюджетные целевые программы и государственные программы, их понятие и цели использования на примере государственных программ и бюджетных целевых программ в сфере культуры и сфере развития транспортной системы.

Целью данного курсового проекта является проведение сравнительного анализ двух инструментов бюджетных инвестиций: федеральных целевых программ и государственных программ.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

  • раскрытие общего понятия федеральных целевых программы и государственных программ;
  • проведение сравнения федеральных целевых программ и государственных программ в сфере культуры и развития транспортной системы Российской Федерации;
  • выделение отличий данных инструментов бюджетного финансирования по основным параметрам;
  • определение проблем в реализации Федеральных целевых программ и Государственных программ и составление предложений для их решения.

 

Глава 1. Процедура создания бюджетных целевых программ и  государственных программ.

    1. Бюджетные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций.

Бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.2

Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности в форме капитальных вложений осуществляются, как правило, в соответствии с долгосрочными целевыми программами (ДЦП), на федеральном уровне – соответственно, федеральными целевыми программами (ФЦП)

Могут предусматриваться также ведомственные целевые программы (ВЦП)

Таким образом, бюджетные целевые программы  – это совокупность долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ. В данном курсовом проекте будут рассматриваться именно ФЦП, так как вопросы их реализации на сегодняшний день являются наиболее актуальными.

Основными элементами бюджетной целевой программы  являются:

  1. Характеристика проблемы, которую решает программа.
  2. Обоснование способа решения.
  3. Цели и задачи программы.
  4. Ожидаемые результаты (измеримые).
  5. Оценка эффективности (результаты/затраты).
  6. Перечень программных  мероприятий.
  7. Обоснованный бюджет на каждый год.
  8. Система управления программой.
  9. Риски и внешние факторы.

В качестве критериев  эффективности бюджетных целевых  программ можно выделить:

  • экономичность;
  • экономическую эффективность;
  • социальную эффективность;
  • социально-экономическую эффективность.

Стоимость реализации одной бюджетной целевой программы представляет собой сумму прямых и косвенных затрат. Прямые затраты – это затраты, которые можно полностью связать с данной программой. Косвенные затраты – затраты, которые не могут быть полностью отнесены на одну программу и распределяются по ряду программ.

Далее рассмотрим более подробно вопрос федеральных  целевых программ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций.

Федеральные целевые  программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении  которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.3

Целевые программы  являются одним из важнейших средств  реализации структурной политики государства, активного воздействия на его  социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа  может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа  состоит из следующих разделов:4

  • характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
  • основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
  • перечень программных мероприятий;
  • обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
  • механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
  • оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа  также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются  следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые  к целям программы:

  • специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
  • достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
  • измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
  • привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости  решения поставленных задач для  достижения сформулированных целей  программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы  с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать  перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия  должны предусматривать комплекс мер  по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при  их реализации.

В отдельных  случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом  разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование  возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы  изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы  разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.5

Схему разработки проекта и утверждения федеральной целевой программы можно увидеть в Приложении 1.6

Для завершения анализа Федеральных целевых программ в РФ рассмотрим еще несколько аспектов современных реалий в данной области. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах от 25 мая 2009 года предлагается рассмотреть возможность перехода начиная с 2011 года к программной структуре бюджета с одновременной корректировкой классификации расходов. В ее основу могут быть положены долгосрочные целевые программы. При этом в долгосрочных целевых программах могут предусматриваться и другие, кроме бюджетных, инструменты достижения заданных целей: правовое регулирование, проведение структурных реформ, контроль, использование имущества, меры налоговой, таможенной и тарифной политики, соглашения с субъектами Российской Федерации.7

    1. Государственные программы: порядок принятия решений о разработке государственных программ, их формирование и реализация.

Государственная программа – система мероприятий и инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития.8

Государственная программа включает в себя федеральные  целевые программы и подпрограммы, содержащие, в том числе, ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти. Государственные программы вытекают из Концепции долгосрочного развития и являются инструментом достижения ее целей.9

В проекте государственной  программы необходимо выделить разделы:

  • характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы;
  • описание основных целей и задач государственной программы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;
  • сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных результатов;
  • перечень основных мероприятий государственной программы, включая меры правового регулирования в соответствующей сфере с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов;
  • перечень и краткое описание федеральных целевых программ и подпрограмм;
  • информация по ресурсному обеспечению государственной программы за счет средств федерального бюджета.

Информация о работе Процедура создания бюджетных целевых программ и государственных программ