Целевые бюджетные и внебюджетные средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования настоящей работы является анализ формирования и использования целевых бюджетных и внебюджетных фондов на примере республиканского бюджета Республики Беларусь и определение основных направлений совершенствования механизма формирования и использования целевых фондов Республики Беларусь.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
• Изучение сущности и необходимости формирования целевых фондов;
• Ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных и внебюджетных фондов;
• Выявление тенденций, закономерностей формирования и использования средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов за исследуемый период;
• Предложение рекомендаций по совершенствованию механизма формирования и использования финансовых ресурсов целевых бюджетных и внебюджетных фондов Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫЙ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 6
1.1. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, понятие и назначение 6
1.2. Формирование и использование целевых бюджетных фондов в РБ 8
1.3. Формирование и использование внебюджетных фондов на примере Фонда социальной защиты населения 13
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2011.. 19
2.1. Анализ целевых бюджетных фондов за 2010-2011 гг 19
2.2. Анализ внебюджетных фондов за 2010-2011 гг. на примере Фонда социальной защиты населения 23
3.ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ И ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 90.37 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

С.

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫЙ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 6

1.1. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, понятие и назначение 6

1.2. Формирование и использование целевых бюджетных фондов в РБ 8

1.3. Формирование и использование внебюджетных фондов на примере Фонда социальной защиты населения 13

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И использования  ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2011.. 19

2.1. Анализ целевых бюджетных фондов за 2010-2011 гг 19

2.2. Анализ внебюджетных фондов за 2010-2011 гг. на примере Фонда социальной защиты населения 23

3.ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ И ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Специальные целевые фонды появились задолго  до возникновения единого централизованного  денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. Необходимость в них возникла в связи с увеличением потребности  государства в дополнительных источниках финансовых средств. Эти средства были централизованы в особых фондах и  предназначались для специальных  целей. Эти фонды носили в основном временный характер, поэтому их количество постоянно менялось (точнее, увеличивалось).

С усилением роли централизованного  государства начался период унификации фондов. На базе объединения различных  фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях увеличивается роль специальных целевых фондов по следующим причинам:

  1. В органах государственной власти появляются дополнительные средства для оказания финансовой поддержки субъектов экономики.
  2. Специальные целевые фонды предназначены для решения новых важных задач, требующих внимания со стороны государства.

Специальные целевые  фонды могут при определённых условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита [16, с.51].

Предметом исследования курсовой работы выступают целевые бюджетные и внебюджетные фонды Республики Беларусь, особенности их формирования и использования.

Целью исследования настоящей работы является анализ формирования и использования  целевых бюджетных и внебюджетных фондов на примере республиканского бюджета Республики Беларусь и определение основных направлений совершенствования механизма формирования и использования целевых фондов Республики Беларусь.

Для достижения названной цели предусматривается  решение следующих задач:

  • Изучение сущности и необходимости формирования целевых фондов;
  • Ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных и внебюджетных фондов;
  • Выявление тенденций, закономерностей формирования и использования средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов за исследуемый период;
  • Предложение рекомендаций по совершенствованию механизма формирования и использования финансовых ресурсов целевых бюджетных и внебюджетных фондов Республики Беларусь.

Основным  нормативно-правовым документом, законодательно закрепляющий перечень, порядок формирования и использования финансовых ресурсов республиканского бюджета, является Закон  Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008». Вместе с тем, данная работа базируется на изучении монографий, теоретических исследований таких авторов, как Мультан Г.К., Заяц Н.Е., Фисенко М.К., Сорокина Т.В., Балабанов А.И. и др., а также периодических изданий. Аналитическая часть курсовой работы опирается на статистическую информацию, представленную Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, а также Министерством финансов.

В первой главе работы представлены понятие и экономическая сущность целевых бюджетных и внебюджетных фондов, освещены теоретические аспекты их формирования, определены основные направления использования целевых фондов.

Во второй главе приводится анализ специальных целевых фондов Республики Беларусь, а также источников их формирования.

В третьей главе автором предложены основные направления совершенствования  механизма формирования и использования  финансовых ресурсов целевых бюджетных и внебюджетных фондов Республики Беларусь, представлено обоснование необходимости и целесообразности применения предлагаемых рекомендаций на практике.

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

 

1.1 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, понятие и назначение

 

Специальные целевые фонды определяют как форму перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для целевого финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности [15, с.43].

Специальные целевые фонды могут иметь  статус бюджетных или внебюджетных фондов. Целевые бюджетные фонды - это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств; принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения части вновь созданной стоимости.

Под государственным целевым бюджетным фондом понимается фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению.

С помощью специальных целевых  фондов государство решает следующие задачи:

  1. Воздействие на процесс производства путём финансирования, субсидирования и кредитования субъектов хозяйствования.
  2. Обеспечение природоохранительных мероприятий, финансируя их за счёт специально определяемых источников и штрафов за загрязнение окружающей среды.
  3. Оказание социальных услуг населению: выплата пособий, пенсий, субсидирование и финансирование социальной инфраструктуры.
  4. Предоставление займов, в том числе зарубежным партнёрам.

Существование внебюджетных и целевых бюджетных  фондов вызвано необходимостью перераспределения  финансовых ресурсов и обеспечения  строго целевого направления поступающих средств в соответствии с приоритетами социального и экономического развития.

Целевые фонды входят в состав государственного бюджета и образуются за счет конкретных видов доходов, используемых по целевому назначению по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образование и порядка использования определяются законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. В зависимости от целевого назначения целевые внебюджетные и бюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а в соответствии с уровнем управления – государственные и региональные (местные) [16, с. 36].

Государственные целевые внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета, т.е. средства внебюджетных фондов не консолидируются в бюджетах различных уровней.

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями:

  • выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
  • формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Основным  государственным внебюджетным фондом на территории Республики Беларусь является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Фонд  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе.

Организация функционирования фондов находится в ведении государственных  органов власти, а порядок их формирования и использования регламентируется законодательством. Источники формирования фондов могут носить постоянный или временных характер, а направления расходования обуславливаются назначением фондов и содержанием реализуемых программ. Оперативное управление средствами фондов может осуществляться специально созданным административным аппаратом, поэтому часть средств фонда будет направляться на его содержание. Временно свободные средства фондов не подлежат и могут храниться на счетах в банках или вкладываться в ценные бумаги. Число и состав фондов зависит от финансовой политик проводимой государством [8, с. 25].

В РБ функционирует большое количество внебюджетных и целевых бюджетных  фондов, которые выполняют следующие  функции:

  1. Социальная: Государственный фонд содействия занятости; фонд социальной защиты населения; фонд социальной защиты молодёжи.
  2. Экономическая: Республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции; Республиканский дорожный фонд; Инновационные фонды.
  3. Природоохранительная: Республиканский фонд охраны природы.
  4. Научно-исследовательская: Фонд национального развития.

Все вышеперечисленные фонды относятся  к государственным.

 

 

 

1.2 Формирование и использование целевых бюджетных фондов в РБ

 

В Республике Беларусь перечень государственных  целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается законом.

Согласно  Закону «О республиканском бюджете  на 2011 г.» в состав целевых бюджетных  фондов Республики Беларусь включаются:

  • республиканский фонд охраны природы;
  • инновационные фонды;
  • фонд национального развития
  • фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;
  • фонда универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания) [4, с.6].

Распорядителями бюджетных фондов охраны природы являются:

  • республиканского бюджетного фонда охраны природы – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
  • областных и минского городского бюджетных фондов охраны природы областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • районных и городских бюджетных фондов охраны природы – районные и городские инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Доходы государственного целевого бюджетного республиканского фонда охраны природы формируются за счет:

  • экологического налога в части поступающих в доход республиканского бюджета платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства, ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции;
  • доходов от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции;
  • возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
  • других доходов [4, с.6].

Средства  бюджетных фондов охраны природы  расходуются на:

  • внедрение в производство малоотходных и безотходных ресурсо - и энергосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, на переработку отходов производства и потребления, использование вторичных ресурсов;
  • строительство, техническое перевооружение, реконструкцию и капитальный ремонт природоохранных объектов, а также ремонт природоохранных объектов;
  • изучение природно-ресурсного потенциала республики, восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов, охрану, воспроизводство и учет животного и растительного мира;
  • создание и обустройство заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы, иных особо охраняемых природных территорий и объектов, а также ботанических, дендрологических и зоологических садов, восстановление и реконструкцию старинных парков;
  • осуществление мероприятий и программ по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
  • разработку проектов нормативных правовых актов по стандартизации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • обеспечение пропаганды экологических знаний, информирование о состоянии загрязнения окружающей среды, организацию экологического воспитания, образования и просвещения населения.

Информация о работе Целевые бюджетные и внебюджетные средства