Целевые бюджетные и внебюджетные средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования настоящей работы является анализ формирования и использования целевых бюджетных и внебюджетных фондов на примере республиканского бюджета Республики Беларусь и определение основных направлений совершенствования механизма формирования и использования целевых фондов Республики Беларусь.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
• Изучение сущности и необходимости формирования целевых фондов;
• Ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных и внебюджетных фондов;
• Выявление тенденций, закономерностей формирования и использования средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов за исследуемый период;
• Предложение рекомендаций по совершенствованию механизма формирования и использования финансовых ресурсов целевых бюджетных и внебюджетных фондов Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫЙ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 6
1.1. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, понятие и назначение 6
1.2. Формирование и использование целевых бюджетных фондов в РБ 8
1.3. Формирование и использование внебюджетных фондов на примере Фонда социальной защиты населения 13
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2011.. 19
2.1. Анализ целевых бюджетных фондов за 2010-2011 гг 19
2.2. Анализ внебюджетных фондов за 2010-2011 гг. на примере Фонда социальной защиты населения 23
3.ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ И ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 90.37 Кб (Скачать файл)

Контроль  за целевым использованием средств бюджетных фондов охраны природы осуществляют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, его территориальные органы и Министерство финансов Республики Беларусь.

Инновационные фонды так же являются государственными целевыми бюджетными фондами.

Инновационные фонды  создаются в целях финансирования развития высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики, формирования и развития инновационной инфраструктуры, выполнения новейших исследований и разработок, инновационных проектов, а также других мероприятий и работ.

Финансирование  инновационных проектов за счет средств инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия следующим критериям:

  • организация технологического процесса, обеспечивающего средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный уровню Европейского союза по соответствующему виду экономической деятельности либо превышающий этот уровень;
  • экспортная ориентированность (превышение экспорта над импортом) проекта;
  • создание и внедрение технологий и (или) новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики продукции.

Республиканские инновационные  фонды формируются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским  союзом потребительских обществ, Федерацией профсоюзов Беларуси за счет отчислений в размере 10 процентов от налога на прибыль, уплаченного в республиканский  бюджет.

Реестр организаций, принимающих  участие в формировании инновационных  фондов, по распорядителям средств  республиканских инновационных фондов утверждает Совет Министров Республики Беларусь.

Средства инновационных  фондов направляются на финансирование:

  • инновационных проектов, в том числе выполняемых в рамках государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных программ, включая научно-технические программы;
  • научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно - технологических работ, направленных на разработку новых видов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, новых или усовершенствованных технологий, новых услуг;
  • работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, освоению новой или усовершенствованной технологии;
  • организации деятельности и развития материально-технической базы, включая капитальные расходы, субъектов инновационной инфраструктуры;
  • информационного обеспечения инновационной деятельности, включая проведение научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, выставок);
  • научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ, в том числе инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, за счет средств, направляемых на эти цели Белорусскому инновационному фонду.

Источниками формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития являются часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законодательными актами, другие источники по решению Президента Республики Беларусь и иные источники, не запрещенные законодательством.

Такими предприятиями в 2011 году стали Открытое акционерное общество «Гипросвязь» и Республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью «БелГИЭ». В данный перечень вошли также ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», ОАО «Керамин», ОАО «Гомельтранснефть Дружба», ОАО «Мозырьсоль», ПТРУП «Минск Кристалл», а также ряд предприятий машиностроения, легкой, пищевой промышленности, организаций МВД, Минздрава, Министерства информации, Минлесхоза, Министерства обороны, Министерства образования, Минтранса, Госстандарта, коммунальных предприятий.

Расходы государственного целевого бюджетного фонда национального развития осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.

Источниками формирования фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья являются:

  • сбор на организацию заготовки и использования стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья;
  • иные, не запрещённые законодательством источники.

Объектами обложения сбором признаются реализация товаров в стеклянной таре и таре на основе бумаги и картона (за исключением реализации стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона на экспорт), а также ввоз таких товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением ввозимых в таможенном режиме временного ввоза товаров);

Плательщиками сбора являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и (или) импортирующие товары в стеклянной таре и таре на основе бумаги и картона.

Средства фонда направляются на:

  • выполнение экспериментальных, опытных и проектных работ, связанных со сбором (заготовкой) и использованием отходов в качестве вторичного сырья;
  • разработку и выполнение программ по обращению с отходами, реализацию инвестиционных проектов, внедрение новых технологий по сбору и использованию отходов стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья;
  • разработку, изготовление и приобретение оборудования для организации раздельного сбора (заготовки) и использования вторичных ресурсов, приобретение транспортных средств для транспортировки вторичного сырья;
  • создание (приобретение) и организацию работы сети приемных пунктов сбора (заготовки) вторичного сырья, сортировочных станций и строительство заводов по переработке отходов;
  • возмещение организациям, осуществляющим раздельный сбор (заготовку) и переработку отходов в качестве вторичного сырья, затрат на их проведение, которые не компенсируются денежными средствами, получаемыми от реализации вторичного сырья.

Источниками формирования резерва фонда универсального обслуживания являются обязательные отчисления операторов электросвязи в размере 1,5 процента доходов от оказания услуг электросвязи.

Отчисления  операторов электросвязи в резерв универсального обслуживания относятся ими на себестоимость  произведенной продукции, товаров (работ, услуг) и включаются в затраты  по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые  при налогообложении.

Средства  резерва универсального обслуживания направляются исключительно на капитальные  вложения, связанные с оказанием  услуг электросвязи общего пользования, предоставление которых государство  гарантирует всем пользователям  услуг электросвязи на территории Республики Беларусь по доступным тарифам.

 

 

1.3 Формирование и использование внебюджетных фондов

 

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов либо особых счетов задолго до появления единого централизованного фонда государства, т.к. государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась в новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер.

Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, регулирования внешнеэкономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и выплат населению.

Государственные целевые внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение, т.е. средства внебюджетных фондов не консолидируются в бюджетах различных уровней.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

  • выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение;
  • формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Отличительные черты внебюджетных фондов:

  • представляют определённую совокупность денежных средств, финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства;
  • внебюджетные фонды создаются для финансирования вполне определённых задач с запретом направлять аккумулированные в них финансовые ресурсы на другие цели, чем это было предусмотрено при формировании фонда;
  • накопленные в внебюджетных фондах ресурсы находятся в оперативном управлении определённого государственного учреждения, которые в ряде случаев специально создаются для выполнения этой задачи;
  • их денежные средства находятся в собственности государства;
  • источники формирования и направления расходования средств внебюджетных фондов ежегодно указываются в актах, принимаемых соответствующими законодательными органами государственной власти;
  • наличие собственных источников доходов.

Таким образом, государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательными актами вне республиканского бюджета и местных бюджетов для осуществления определённых задачи функций государственных органов [2, с.5].

Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом РБ и (или) законами, если иное не установлено Президентом РБ.

Распорядителем средств государственного внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.

К государственным внебюджетным фондам применимы аналогичные процессуальные действия, как и к республиканскому и местному бюджетам.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется через единый казначейский счёт, если иное не предусмотрено Президентом РБ.

Основным  государственным внебюджетным фондом на территории Республики Беларусь является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Фонд  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе.

Основными задачами Фонда являются:

  • сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;
  • финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования; осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда на основе принципа самофинансирования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимися в компетенции Фонда.

Средства  Фонда образуются за счет:

  • обязательных страховых взносов;
  • ассигнований из республиканского бюджета;
  • добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;
  • доходов от капитализации средств Фонда; средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий;
  • средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов; других поступлений.

Основным  источников формирования доходной части  Фонда являются обязательные страховые  взносы, плательщиками которых являются:

  • работодатели - юридические лица (включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы и физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам;
  • работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;
  • физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, - индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предприниматели.

Объектом  для начисления обязательных страховых  взносов в Фонд являются:

  • для работодателей и работающих граждан - все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
  • для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств - определяемый ими доход.

В Республике Беларусь существует раздельное начисление обязательных страховых  взносов на пенсионное и социальное страхование.

Размеры обязательных страховых взносов  по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:

  • для работодателей - 29%;
  • для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% общего объема произведенной продукции, - 24%;
  • для коллегий адвокатов - 8%;
  • для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, - 30%;
  • для членов крестьянских (фермерских) хозяйств - 25%;
  • для работающих граждан, кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств, - 1% [9, с.32].

Информация о работе Целевые бюджетные и внебюджетные средства