Целевые бюджетные и внебюджетные средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования настоящей работы является анализ формирования и использования целевых бюджетных и внебюджетных фондов на примере республиканского бюджета Республики Беларусь и определение основных направлений совершенствования механизма формирования и использования целевых фондов Республики Беларусь.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
• Изучение сущности и необходимости формирования целевых фондов;
• Ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных и внебюджетных фондов;
• Выявление тенденций, закономерностей формирования и использования средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов за исследуемый период;
• Предложение рекомендаций по совершенствованию механизма формирования и использования финансовых ресурсов целевых бюджетных и внебюджетных фондов Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫЙ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 6
1.1. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, понятие и назначение 6
1.2. Формирование и использование целевых бюджетных фондов в РБ 8
1.3. Формирование и использование внебюджетных фондов на примере Фонда социальной защиты населения 13
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2011.. 19
2.1. Анализ целевых бюджетных фондов за 2010-2011 гг 19
2.2. Анализ внебюджетных фондов за 2010-2011 гг. на примере Фонда социальной защиты населения 23
3.ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ И ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 90.37 Кб (Скачать файл)

По  результатам анализа внебюджетных фондов на примере Фонда социального  развития населения показал, что  происходит постепенный и равномерный  рост поступлений в данный фонд. Основную долю доходов ФСЗН составляют обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно. В статьях расходов наибольшая позиция принадлежит выплатам трудовых пенсий, пенсионным выплатам государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей и других пенсиий.

 

 

 

3 ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ И ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Образование целевых бюджетных фондов и введение неналоговых платежей, увеличение их доли в налоговой нагрузке связано  с объективно возникающей в ходе рыночных преобразований необходимостью государственной поддержки отдельных  отраслей, развития инфраструктуры и  другими важнейшими задачами, которые  в условиях ограниченности средств  бюджета могут быть профинансированы за счет целевых поступлений в специальные фонды.

Налоги  же являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными  видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами  и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.

Можно предположить, что в дальнейшем с  достижением стабильности в развитии отраслей экономики и укреплением  доходной базы бюджета отпадет потребность  в формировании целевых фондов.

Вместе  с тем сегодня нельзя признать положительной тенденцию к увеличению числа целевых фондов и их доли в доходах бюджета. Ускоренный рост этой составляющей доходной части государственного бюджета вызывает изменения в  соотношении доходов, имеющих целевое  назначение, и доходов, не закрепленных за конкретными расходами. Происходит замещение последних целевыми платежами.

Это обстоятельство затрудняет маневрирование бюджетными ресурсами, специфика которых  состоит в том, что, поступая в  бюджет, они обезличиваются и тем  самым обеспечивают непрерывное  финансирование расходов [17, с.25].

И наоборот, закрепление доходов за конкретными расходами увеличивает  возможность возникновения временных  кассовых разрывов (ситуация, характеризующаяся  разрывом во времени между поступлением доходов и осуществлением расходов) при исполнении бюджета. Что касается специальных отраслевых фондов (дорожного, охраны природы, энергосбережения, поддержки  сельского хозяйства) и соответствующих  целевых платежей, то правомерность  их существования является весьма спорной. Это имеет отношение и к  целевым налогам и сборам. Как  правило, целевые фонды и целевые  налоги могут существовать даже после  того, как проблема, связанная с  их созданием, полностью или частично решена.

Более того, деление бюджета на несколько  частей искажает информацию об использовании  бюджетных ресурсов: расходы одного и того же назначения могут финансироваться  как непосредственно за счет средств  бюджета, так и из целевых фондов.

Упразднение целевых фондов, кроме социальных, позволит сократить число налогов, упростить процедуру их планирования, усилить контроль за соблюдением налоговой дисциплины и поступлением доходов в бюджет. Это, безусловно, потребует пересмотра системы налоговых платежей.

Одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки.

В качестве наиболее кардинальных шагов можно отметить уменьшение отчислений в государственные целевые бюджетные фонды, взимаемые с выручки от реализации и введение стандартной ставки НДС.

Однако  проблема высокого уровня налогообложения  остается по-прежнему достаточно острой. Несмотря на предпринятые меры, реальная налоговая нагрузка на экономику в 2009 г. была 39,7%, в 2010 г. - 40,7, на 2011 г. составила 42,08% [17, с.23].

Не  может не беспокоить и то, что  уровень налогообложения остается самым высоким на территории постсоветского пространства. А это в условиях активной внешнеэкономической деятельности и открытости экономики создает  существенные проблемы в обеспечении  конкурентоспособности белорусских  товаров на традиционных рынках России и стран СНГ [17, 44].

Первоочередными мерами, которые следует предпринять в данном направлении по мнению автора, являются:

  • отмена так называемых «оборотных налогов». Не называя всех негативных последствий, необходимо подчеркнуть их существенную долю в общем уровне налоговой нагрузки. Данные налоги также не входят в перечень подлежащих гармонизации налоговых платежей;
  • серьезная научно обоснованная реформа в области социальных платежей и налогообложения фонда оплаты труда.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе автором были проанализированы специальные целевые  бюджетные и внебюджетные фонды, их состав, структура, динамика, а также  источники формирования и направления  использования данных фондов.

Создание специальных фондов позволяет привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, регулирования внешнеэкономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и выплат населению.

С помощью специальных целевых  фондов государство воздействует на процесс производства путём финансирования, субсидирования и кредитования субъектов хозяйствования, а также обеспечивает природоохранительные мероприятия, финансируя их за счёт специально определяемых источников и штрафов за загрязнение окружающей среды.

Специальные целевые фонды могут иметь  статус бюджетных или внебюджетных фондов. Целевые бюджетные фонды - это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств; принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов.

Согласно  Закону «О республиканском бюджете  на 2011 г.» в состав целевых бюджетных  фондов Республики Беларусь включаются:

  • республиканский фонд охраны природы;
  • инновационные фонды;
  • фонд национального развития
  • фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;
  • фонда универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания) [4, с.6].

В целом наблюдается положительная  тенденция по всем позициям структуры  доходов целевого бюджетного и внебюджетного фондов. Основное внимание уделяется инновационному фонду, а также фонду поддержки производителей сельско-хозяйственной продукции.

Относительно  фонда социальной защиты населения  в целом за 2010-2011 гг.  сумма поступлений увеличилась на 4 927 373 млн руб. или на 58%, в том числе сумма обязательных страховых взносов работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно на 4796715 или на 25,22%; уплачиваемых гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства – на 46538 млн руб. или 66,9%, поступлений на профессиональное пенсионное страхование – на 43765 млн руб. или на 22,72%, других поступлений 61158 млн руб. или на 25,04%.

Для эффективной работы специальных  целевых бюджетных фондов автором  были предложены мероприятия по усовершенствованию налоговой политики, пересмотру некоторых  видов вопросов формирования налоговой  нагрузки в Республике Беларусь.

 

 

  

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16.06.2008. – № 412-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 8. – 2/920.
  2. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г., одобр. Советом Республики 8 июня 2001 г. //Национальный правовой портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/. – Дата доступа: 22.04.2010.
  3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): Кодекс Респ. Беларусь, 19.12.2002. № 166-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 4. – 2/1624.
  4. О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2011 год: Закон Республики Беларусь, 29 декабря 2009 г., № 73–З // Эталонный банк данных прав. информации Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2009.
  5. Государственные финансы: учеб. пособие / Г.К. Мультан [и др.]; под общ. ред. Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2005. – 166 с.
  6. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2003. – 289 с.
  7. Струк, Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие / Т.Г. Струк. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 95 с.
  8. Фисенко, М.К. Финансовая система Республики Беларусь: учеб. пособие / М.К. Фисенко – Минск: Современная школа, 2008. – 178 с.
  9. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 351с.
  10. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / А.Г. Грязнова [и др.]; под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 1168 с.
  11. Финансы: учебник / В.В. Ковалев [и др.]; под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2003 – 28 с.
  12. Пономаренко, Е. В. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): учебник для вузов / Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев. – М.: Инфра-М, 2009. – 427 с.
  13. Финансы: учебник / М.В. Романовский [и др.]; под ред. М.В. Романовского, Б.М. Сабанти. – М.: Юрайтис, 2006. – 366 с.
  14. Налоги и налогообложение: учебник / Н. Е. Заяц [и др.]; под ред. Н.Е. Зайца, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 315 с.
  15. Финансы предприятий: учеб. пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – 4-е изд.; испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 528 с.
  16. Финансы: Учебно-методический комплекс для студ. спец. 1– 26 02 02. / Сост. М.А. Авилкина. – Новополоцк: УО «ПГУ», 2008. – 108 с.
  17. Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь // Директор. - 2004. - № 6. - С. 42-44.
  18. Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях / Под ред. В.Л. Гюрджан. Мн., 2000.
  19. Финансы предприятий. Фирсова А.А., Татарников Е.А., Макарова Е.А. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2004.
  20. Финансы предприятий: Учеб. / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А. Лапко и др.; Под общ. ред. Л.Г. Колпиной. – 2-е изд., дораб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2004.
  21. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства Финансов РБ. – Минск, 2009. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. Дата Доступа: 02.09.2012.

Информация о работе Целевые бюджетные и внебюджетные средства