Внебюджетные средства ДОУ. Виды внебюджетных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 01:46, контрольная работа

Описание работы

Современное состояние образования характеризуется обычно, и в первую очередь, с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для функционирования образовательных учреждений. В свете этого, все остальные вопросы, связанные с содержанием и качеством образования, его доступностью для всех слоев общества, с более полным удовлетворением запросов воспитанников и их родителей, решением задач привлечения и обновления кадров, отодвигаются на второй, а то и на третий план. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов такая расстановка приоритетов выглядит обоснованной. Более того, можно полагать, что большинство названных проблем как раз и рождено недостаточным финансированием.

Содержание работы

Введение
Внебюджетные средства
Нормативно-правовое регулирование привлечения внебюджетных средств
Виды внебюджетных средств
Заключение

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Правовые основы – управления финансово - хозяйственной деятельности ДОУ»

на тему

«Внебюджетные средства ДОУ. Виды внебюджетных средств»

Студентки БПз-Д5 курса

Сасовой Надежды  Сергеевны

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: к.п.н.,

доцент кафедры Дошкольного образования

Дзидзоева С.М.

 

 

 

 

Владикавказ

2013

Оглавление

 

Введение

Внебюджетные средства

Нормативно-правовое регулирование  привлечения внебюджетных средств

Виды внебюджетных средств

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное состояние образования характеризуется обычно, и в первую очередь, с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для функционирования образовательных учреждений. В свете этого, все остальные вопросы, связанные с содержанием и качеством образования, его доступностью для всех слоев общества, с более полным удовлетворением запросов воспитанников и их родителей, решением задач привлечения и обновления кадров, отодвигаются на второй, а то и на третий план. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов такая расстановка приоритетов выглядит обоснованной. Более того, можно полагать, что большинство названных проблем как раз и рождено недостаточным финансированием.

Однако недостаток финансирования дошкольных образовательных учреждений, при ближайшем рассмотрении, оборачивается не одной, а двумя проблемами. А именно:

1. Собственно недостаток  финансовых ресурсов, выделяемых  из государственного (или муниципального) бюджета;

2. Неумение руководителей  ДОУ рачительно и дальновидно  распоряжаться выделенными ресурсами.

При дефиците бюджетного финансирования естественным образом  возрастает роль привлечения средств  из внебюджетных источников. ДОУ могут  привлекать дополнительные внебюджетные средства в форме доходов от самостоятельно осуществляемой деятельности. Законодательство в сфере образования предоставило им возможность осуществлять практически все виды такой деятельности, за исключением запрещенных. За последние годы в образовательных учреждениях получили развитие не только платные формы обучения, но и иные направления, не связанные непосредственно с образовательным процессом. К ним относятся различные платные услуги, создание дошкольными образовательными учреждениями коммерческих организаций и участие в их работе, сдача в аренду закрепленных за ДОУ объектов собственности и др. Для расширения своих коммерческих возможностей система образования располагает значительным материальным и, что особенно важно, интеллектуальным потенциалом. Кроме того, образовательным учреждениям предоставлены существенные налоговые льготы, что также является стимулом для получения дополнительных доходов.

 

 

Внебюджетные средства

 

Основным источником финансовых средств дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день является местный (или ведомственный) бюджет и родительская плата. Согласно существующим нормам, размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребенка. При этом для ряда категорий населения предусмотрены существенные льготы, вплоть до полной отмены родительской платы. Учитывая скудость финансирования детских садов, которая давно стала горькой реальностью, особое значение для нормального существования дошкольного образовательного учреждения приобретают внебюджетные источники финансирования.

К наиболее распространенным внебюджетным источникам финансовых средств детского сада относятся:

1. Оказание платных  услуг;

2. Благотворительные  и спонсорские взносы;

3. Плата предприятий  за содержание детей (в случае  заключения с предприятием соответствующего  договора);

4. Доходы от научной деятельности (создание и передача интеллектуальной собственности, оказание услуг научного характера, выполнение научно-исследовательских работ, включая гранты);

5. Доходы от предпринимательской  деятельности образовательного  учреждения.

В практической деятельности в рамках законодательно установленных направлений сформировался существенно более широкий перечень направлений поступления доходов.

Учитывая множественность  направлений и видов приносящей доходы деятельности, можно сказать, что в этой ситуации одной из важнейших проблем является организация процесса планирования доходов дошкольного образовательного учреждения с целью максимально эффективного их использования.

 

 

Нормативно-правовое регулирование привлечения внебюджетных средств

 

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими привлечение внебюджетных средств образовательного учреждения, являются:

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации;

2. Закон РФ «Об образовании»  в редакции Федерального закона  от 13.01.96 г. № 12-ФЗ (ст. 32, 35, 41, 43, 45);

3. Постановление Правительства  РФ от 23.10.98 г.

№ 1239 «О внесении изменения  в Постановление Правительства  Российской Федерации от 22.08.98 г. № 1001» (п. 3);

4. Приказ Министерства  финансов РФ от 21.06.2001 г. № 46н  «О порядке открытия и ведения  территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов»;

5. Инструктивные рекомендации  МО РФ (Инструктивное письмо о  внебюджетных средствах образовательных  учреждений от 15.12.98 № 57).

Рассмотрим некоторые  из законодательных актов.

П. 3 (абзац 2) ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям», т. е. дошкольные образовательные учреждения имеют право осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность.

П. 5 ст. 43 Закона РФ «Об  образовании»: «Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода...».

П. 8 ст. 48 Закона РФ «Об  образовании»: образовательным учреждениям  предоставлено право осуществления  платной образовательной деятельности. «Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц».

Для успешного осуществления  в детском саду возможностей привлечения  и использования внебюджетных средств  необходимо принять следующие локальные акты:

1.Положение о внебюджетных  источниках финансирования;

2.Положение о Попечительском  совете.

 

 

 

Виды внебюджетных средств

 

Оказание платных  услуг в дошкольном образовательном  учреждении

 

Образовательное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных услуг. На сегодняшний день оказание платных услуг является одним из самых популярных способов зарабатывания денег дошкольными образовательными учреждениями. Однако, несмотря на то, что на сегодняшний день, пожалуй, не осталось ни одного детского сада, который бы не предлагал родителям каких-либо платных услуг, возможно существенно повысить эффективность этого вида образовательной деятельности.

Организация дополнительных услуг в дошкольном учреждении позволяет:

- расширить образовательные возможности ребенка;

- получить дополнительный доход;

- обеспечить частичное покрытие затрат на коммунальные расходы;

- создать дополнительные рабочие места;

- повысить престиж дошкольного учреждения.

 

 

Сбор благотворительных  пожертвований

 

Одним из возможных и  достаточно популярных способов внебюджетного  финансирования является привлечение  средств благотворителя или спонсора. Практически на каждом совещании  представителей глав администраций можно услышать призывы «плотнее работать со спонсором», «активнее привлекать благотворительные пожертвования». Это понятно, в западных странах благотворительные пожертвования зачастую являются одним из основных источников финансирования образовательного учреждения. В дореволюционной России оказание благотворительной помощи школам, больницам, детским приютам было обязательной статьей расходов многих крупных предприятий.

В современной России традиции благотворительности и  спонсорства были почти полностью утрачены, и лишь в последние годы можно наблюдать возрождение этого общественного института.

Благотворительная помощь может быть одноразовой или систематической, материальной или иной другой. Благотворитель может профинансировать конкретную целевую программу, подарить или разрешить бесплатно (или на льготных условиях) использовать объекты собственности, оказать помощь непосредственно личной работой, услугами или передачей результатов личной творческой деятельности, принять на себя затраты по полному бесплатному или частичному содержанию объектов благотворительности и т. д. Формы оказания благотворительной помощи многочисленны и разнообразны, так же как многочисленны и разнообразны нужды дошкольных образовательных учреждений.

Однако, прежде чем рассмотреть  способы привлечения благотворительных  средств, необходимо определиться, что  понимается под словами «благотворитель», «спонсор» и «меценат». Благотворительность - общее понятие, означающее бескорыстное добровольное пожертвование физическим и юридическим лицам, нуждающимся в материальной, финансовой, организационной и другой помощи. Формами благотворительности являются меценатство и спонсорство.

Традиционно под понятием «меценатство» понимается абсолютно  бескорыстная передача каких-либо финансовых средств или материальных ценностей  нуждающемуся в них человеку или  организации. Меценат, как правило, действует из соображений милосердия и не заинтересован в том, чтобы его доброе дело получило огласку. Меценатом движут в первую очередь собственные эмоции и мировоззрение, поэтому работа с меценатом имеет свою определенную специфику. К сожалению, до сих пор меценатов в России еще не столь много. Гораздо более распространены отношения «спонсорства».

Спонсорство - добровольное бесприбыльное участие физических и юридических лиц в материальной поддержке какого-либо лица (учреждения) с целью популяризации своего имени (названия), торговой марки и т. д.. Спонсор, в отличие от благотворителя, оказывает помощь не просто так, а ради формирования благоприятного имиджа организации или конкретного человека. «Социальная ответственность бизнеса» стала сегодня одним из основных лозунгов. Многие представители российского бизнеса осознают необходимость социальной активности компании, формирования положительного общественного мнения о фирме как необходимого условия спешной работы. Демонстрация социальной ответственности, стремления помогать нуждающимся и готовности «делиться» - основной мотив деятельности спонсора. Учитывая, что понятия «благотворительность» и «спонсорство» в сознании большинства участников финансово-хозяйственных отношений в современном российском обществе не разделены, мы также будем употреблять оба эти термина, не разграничивая их.

Во многих фирмах спонсорство - это форма стимулирования объема продаж. Спонсорство как форма «паблик рилейшнз» помогает с меньшими затратами достичь больших результатов по увеличению объемов продаж; цель спонсоров - стать известными покупателю, утвердить в его представлении имидж благодетеля.

У каждой фирмы есть специальный  бюджет на спонсорство, поэтому надо только своевременно обратиться, убедить  спонсора в необходимости поддержки  ДОУ и доказать липу, ответственному за распределение средств, что помощь именно вашему учреждению сможет обеспечить достойную рекламу фирмы. Отсутствие огласки совершенного пожертвования может не только разочаровать спонсора, но и стать препятствием для дальнейших с ним взаимоотношений.

Разумеется, согласно Закону РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», бескорыстие - обязательная черта благотворительных отношений, и никто не может обязать руководителя ДОУ, получившего благотворительный взнос, как-либо «отблагодарить» своего благодетеля. Однако это вовсе не означает запрета на проявление благодарности со стороны лиц, получающих благотворительную помощь, которая, в свою очередь, вполне может быть высказана и публично, в том числе через средства массовой информации. Именно умением отблагодарить спонсора за участие в благотворительном проекте и отличаются руководители ДОУ, успешно привлекающие большие объемы спонсорской помощи.

 

 

Создание и  организация попечительского совета

 

Согласно существующему законодательству, дошкольные образовательные учреждения, как бюджетные организации, обязаны перечислять аккумулированные внебюджетные средства на счета казначейства. Все полученное имущество ставится на баланс ДОУ, становясь таким образом собственностью государства (муниципальных органов). Несмотря на то, что в Законе РФ «Об образовании» предусмотрена возможность самостоятельного распоряжения привлеченными внебюджетными средствами, бюджетная дисциплина и существующее законодательство вынуждают ДОУ расходовать внебюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой и только на дозволенные законодательством, заранее заявленные цели. Для того чтобы свободно распоряжаться привлеченными средствами, не отчитываясь об их использовании перед чиновниками казначейства, целесообразно создать Попечительский совет.

Информация о работе Внебюджетные средства ДОУ. Виды внебюджетных средств