Проблемы бюджетного контроля и предложения по его совершенствованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности бюджетного контроля, выявление проблем и предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
− определить понятие контроля и его значение;
− раскрыть виды и формы, методы бюджетного контроля;
− рассмотреть полномочия органов бюджетного контроля;
− на примере работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области исследовать проблемы бюджетного контроля на современном этапе и предложить направления совершенствования контрольной деятельности.

Содержание работы

Введение
1 Бюджетный контроль как составная часть государственного финансового контроля
2 Основные элементы бюджетного контроля
2.1 Виды и формы бюджетного контроля
2.2 Методы проведения бюджетного контроля
3 Органы, осуществляющие бюджетный контроль
4 Проблемы бюджетного контроля на современном этапе (на примере работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области)
4.1 Краткая характеристика Контрольно-счетной палаты Астраханской области
4.2 Контроль за формированием и исполнением бюджета Астраханской области
4.3 Предложения по совершенствованию направления работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области на 2013г.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

3курсовая Кужанкуловой Д..docx

— 77.11 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Методы бюджетного контроля

 

К методам бюджетного контроля в  первую очередь относят формальные и арифметические проверки, при которых  соответственно выясняют точность заполнения бланков и регистров учета, наличие  на них всех необходимых реквизитов, а также подсчитываются суммы  и итоги, т. е. определяется правильность самих документов и отражаемых ими  финансово-хозяйственных операций.3

Нормативная проверка - один из основных приемов бюджетного контроля. Суть ее заключается в сопоставлении фактических расходов с нормативными (плановыми). Этот прием используют для проверки правильности применения материальных и денежных норм и нормативов при составлении сметы расходов бюджетных учреждений и при сметно-бюджетном финансировании, обоснованности составления расчетов к смете и расходной части бюджета на основе сводных отраслевых смет, правильности списания расходов по статьям затрат.

Обратный счет как метод бюджетного контроля основан на экспертной оценке материальных и финансовых затрат с  целью последующего определения  величины необоснованных списаний в  расход средств, которые ко времени  ревизии имеются в наличии.

Кроме того, выделяются инициативная и обязательная, внутренняя и внешняя, а также встречная проверки.

Инициативные проверки осуществляются органами бюджетного контроля в тех  случаях, когда возникает такая  необходимость. Например, в соответствии со ст. 138 БК РФ уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации вправе провести проверку бюджета субъекта Федерации - получателя финансовой помощи из федерального бюджета. Однако при получении таким субъектом финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, проверка его бюджета субъекта РФ проводится в обязательном порядке.

Внутренние проверки осуществляются органами исполнительной власти, в  первую очередь финансовыми. В соответствии со ст. 271 БК РФ при рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъекта Федерации или органе местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета. Эта проверка осуществляется органами Минфина России в соответствии с заключенным им соглашением  с органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом  местного самоуправления.

Внешние проверки осуществляются контрольными органами представительной власти. Согласно ст. 272 БК РФ до начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом его контрольным органом  проводится его внешняя проверка.

Встречные проверки предполагают сличение имеющихся в ревизуемой организации  записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

К методам бюджетного контроля также  относятся: обследование, ревизию, надзор, мониторинг, контрольный обмер выполненных объемов работ, экспертиза и др.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятия, организаций с целью  определения их финансового состояния  и возможных направлений развития.

Надзор представляет собой  контроль за осуществлением финансовых операций в целях их провидения в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемые действующим законодательством.

Мониторинг - это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъектом контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.4

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода бюджетного контроля (рис. 1).



 




 


 

 

Рис. 1 - Типы ревизий

 

Для проведения любого типа ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Органы, осуществляющие бюджетный контроль

 

Органами бюджетного контроля следует  именовать те органы государственной  власти, которые наделены контрольными полномочиями в бюджетной сфере. В свою очередь все они входят в систему органов государственного финансового контроля.

Бюджетный контроль осуществляется Президентом  РФ, а также законодательными (представительными) и исполнительными органами власти.

Бюджетный кодекс РФ выделяет контрольную деятельность:

1) Президента Российской  Федерации. Органом, обладающим  контрольными полномочиями в  бюджетной сфере (среди прочих), в структуре Администрации Президента  РФ является Контрольное управление  Президента Российской Федерации.  Основные задачи Управления таковы:

а) контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а  также организациями федеральных  законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в  том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений  Президента Российской Федерации;

б) контроль над реализацией  общенациональных проектов;

в) контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации  и руководителя Администрации Президента России;

г) контроль над реализацией  ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, бюджетных  посланий и иных программных документов Президента Российской Федерации;

д) информирование Президента Российской Федерации и руководителя Администрации Президента России о  результатах проверок и подготовка на их основе предложений о предупреждении и об устранении выявленных нарушений .

К контрольным полномочиям  в сфере бюджетной деятельности, согласно ст. 209 БК РФ, относится принятие секретных программ и включение  их в состав тех или иных расходов федерального бюджета, которое осуществляется по представлению Президента Российской Федерации.

2) законодательных (представительных) органов, которые в процессе  осуществления бюджетного контроля  имеют право на:

а) получение от органов  исполнительной власти, местных администраций  муниципальных образований необходимых  сопроводительных материалов при утверждении  бюджета;

б) получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении бюджетов;

в) утверждение (или отказ  в утверждении) отчета об исполнении бюджета;

г) создание собственных  контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные  палаты, иные органы законодательных (представительных) органов);

д) оценка деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Особую роль в проведении бюджетного контроля играет Счетная  палата Российской Федерации, которая  является постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля, образуемым Федеральным Собранием  Российской Федерации и подотчетным  ему. Правовое положение Счетной  палаты определено Федеральным законом  от 11 января 1995 г. № 4 ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (ред. от 29 марта 2008 г.). 5

Задачи Счетной палаты:

а) организация и проведение контроля над своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объемам, структуре  и целевому назначению;

б) определение эффективности  и целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

в) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

г) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет средств  федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

д) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование бюджетного процесса в целом;

е) контроль над законностью  и своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов в  Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных  учреждениях Российской Федерации;

ж) регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля над исполнением федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

а) организацию и проведение оперативного контроля над исполнением  федерального бюджета в отчетном году;

б) проведение комплексных  ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям  федерального бюджета, бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

в) экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных  правовых актов, международных договоров  Российской Федерации, федеральных  программ и иных документов, затрагивающих  вопросы федерального бюджета и  финансов Российской Федерации;

г) анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном  процессе, подготовку и внесение в  Совет Федерации и Государственную  Думу предложений об их устранении и о совершенствовании бюджетного законодательства в целом;

д) подготовку и представление  заключений в Совет Федерации  и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в  отчетном году;

е) подготовку и представление  заключений и ответов на запросы  органов государственной власти Российской Федерации.

Контрольные полномочия Счетной  палаты распространяются на все государственные  органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.

Большую роль в системе  бюджетного контроля играет Министерство финансов России (Минфин России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

В целях реализации контрольных  полномочий Минфин России координирует и контролирует деятельность находящихся  в его ведении Федеральной  налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и  Федерального казначейства, а также  ведет контроль над исполнением  таможенными органами нормативных  правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения  таможенной стоимости товаров.

Департамент регулирования  государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности является структурным подразделением Министерства финансов Российской Федерации, обеспечивающим выполнение функций Минфина России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной (в части финансово-бюджетного контроля и надзора) и валютной, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (за исключением бюджетной и банковской сферы), противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Так, в соответствии с п. 4.10 Положения о Департаменте регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности данный Департамент участвует в осуществлении Минфином России координации и контроля деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Информация о работе Проблемы бюджетного контроля и предложения по его совершенствованию