МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 
ГБОУ АО СПО Астраханский государственный 
политехнический колледж
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Бюджетная 
система РФ»
ТЕМА: «ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО 
КОНТРОЛЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО 
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ»
 
 
 
 
 
Руководитель:
Преподаватель специальных 
дисциплин Тураева Е.П.
Исполнитель:
студент группы ЭФ – 331
Кужанкулова Д.
 
 
 
Астрахань 2013г. 
Содержание
Введение 
   | 
  3  | 
    - Бюджетный контроль как составная часть государственного финансового контроля
 
   
   | 
  4  | 
    - Основные элементы бюджетного контроля
 
   
   | 
  6  | 
      - Виды и формы бюджетного контроля
 
    
   | 
  6  | 
      - Методы проведения бюджетного контроля
 
    
   | 
  9  | 
    - Органы, осуществляющие  бюджетный контроль
 
   
   | 
  12  | 
    - Проблемы бюджетного контроля на современном этапе (на примере работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области)
 
   
   | 
  20  | 
      - Краткая характеристика Контрольно-счетной палаты Астраханской области
 
    
   | 
  20  | 
      - Контроль за формированием и исполнением бюджета Астраханской области
 
    
   | 
  22  | 
      - Предложения по совершенствованию направления работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области на 2013г.
 
    
   | 
  27  | 
Заключение 
   | 
  30  | 
Список использованной литературы 
   | 
  32  | 
Приложение А Таблица - Показатели, 
  характеризующие деятельность Контрольно-счетной 
  палаты за 2011г. 
   | 
  33  | 
 
 
Введение
В настоящее время в России складывается 
новый тип государственности. Успешное 
реформирование российской экономики 
кроме всего прочего предполагает 
и учет теории и практики в отношении 
основных функций системы государственного 
управления на всех его уровнях. Например, 
одна из основных функций государственного 
управления - создание и поддержание эффективной 
финансовой системы и, соответственно, 
адекватной системы финансового контроля.
На современном этапе организации 
финансовый контроль претерпевает серьезные 
изменения. Это связано с принципиально 
новым характером товарно-денежных 
отношений в современной России, 
появлением разнообразных форм собственности 
и нового для страны финансового 
рынка.
Ни одна из острейших социально-экономических 
проблем не будет решена, ни о 
каком возрождении российской государственности 
не может быть и речи, пока не будет 
наведен должный порядок в 
бюджетно-финансовой сфере, пока системе 
финансового контроля не будет придана 
надлежащая стабильность. Поэтому эффективный 
и действенный финансовый контроль 
является необходимым условием сильной 
власти, важнейшим фактором государственного 
строительства. 
Тема данной работы актуальна, т.к. 
в условиях рыночной экономики, когда 
усложняются межбюджетные отношения, 
усиливается роль налогов как основного 
источника формирования доходной базы 
бюджета, и тогда многократно возрастает 
значимость бюджетного контроля. Его значение 
заключается в содействии успешной реализации 
бюджетной политики государства, в обеспечении 
процесса формирования и эффективного 
использования денежных средств.
Целью курсовой работы является рассмотрение 
сущности бюджетного контроля, выявление 
проблем и предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели определены 
следующие задачи:
  - определить понятие контроля и его значение;
 
  - раскрыть виды и формы, методы бюджетного контроля;
 
  - рассмотреть полномочия органов бюджетного контроля;
 
  - на примере работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области исследовать проблемы бюджетного контроля на современном этапе и предложить направления совершенствования контрольной деятельности.
 
 
1 Бюджетный контроль как составная часть 
государственного финансового контроля
 
Финансовый контроль является 
неотъемлемым элементом управления 
финансами и денежными потоками 
с целью обеспечения целесообразности 
и эффективности финансовых операций. 
Финансовый контроль прямо и непосредственно 
вытекает из контрольной функции 
финансов. Но если в контрольной 
функции выражается сущность финансов, 
то финансовый контроль - это регламентированная 
деятельность специально созданных контролирующих 
органов за соблюдением финансового законодательства 
и финансовой дисциплины всех экономических 
субъектов.
 Финансовый контроль 
можно разделить на две взаимосвязанные 
сферы: государственный и негосударственный 
контроль.
 Государственный контроль 
- это неотъемлемая часть государственного 
устройства, одна из важнейших функций 
управления страной, обязательное условие 
нормального функционирования финансово-кредитной 
системы. Во многом это обусловлено тем, 
что именно на государственные органы 
ложится большое количество функций по 
защите финансовых прав и интересов членов 
общества, использование различных способов 
предотвращения и предупреждения злоупотреблений 
и краж.1
 Государственный финансовый 
контроль представляет собой регламентированную 
деятельность государственных органов 
власти и управления по проверке финансовых 
операций, связанных с образованием, распределением 
и использованием централизованных и 
децентрализованных денежных фондов. 
Поэтому государственные контролеры наделены 
правом осуществлять ревизии и проверки 
как в государственном секторе, так и в 
сфере частного и корпоративного бизнеса.
 В соответствии с 
Указом Президента РФ от 25 июля 
1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению 
государственного финансового контроля 
в Российской Федерации» государственный 
финансовый контроль включает 
контроль за:
  - исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
 
  - организацией денежного обращения;
 
  - использованием кредитных ресурсов;
 
 
  - состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
 
  - предоставлением финансовых, налоговых льгот и преимуществ.
 
Бюджетный контроль - это составная 
часть государственного финансового контроля, 
представляющая собой деятельность уполномоченных 
государственных органов по проверке 
законности, целесообразности и эффективности 
действий при образовании, распределении 
и использовании централизованных денежных 
средств государства и местных органов 
власти.
 Основными задачами 
бюджетного контроля являются:
  - контроль за соблюдением действующего бюджетного и налогового законодательства;
 
  - обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
 
  - обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств гражданами и хозяйствующими субъектами перед государственным бюджетом;
 
  - проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
 
  - проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
 
  - контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
 
  - выявление резервов роста доходов бюджетов разных уровней;
 
  - обеспечение сохранности государственной собственности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Основные элементы бюджетного 
контроля
2.1 Виды и формы бюджетного контроля
 
Успешное выполнение сложных 
задач в различных сферах финансово-экономической 
жизни общества зависит от соответствующей 
организации, видов контроля, форм и 
методов его проведения.
В зависимости от того, кто 
осуществляет бюджетный контроль, различают:
  - государственный бюджетный контроль, осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;
 
  - ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств. Ведомственный контроль ограничен кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего министерства или ведомства. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово - хозяйственных операций, произведенных предприятиями, соблюдение ими финансовой, бюджетной,  сметной и налоговой дисциплины; выявление хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально - денежных средств и ценностей и т. д.;
 
  - общественный контроль  осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;
 
  - независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами;
 
  - внутрихозяйственный контроль финансово - экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование;
 
  - правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в форме ревизий, судебно -  бухгалтерской экспертизы и т. д.;
 
  - гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а так же при получении  средств из бюджета (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.);
 
  - аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.2
  
 
Также выделяют  налоговый, 
таможенный, валютный, контроль в страховой 
сфере (страховой), денежно-кредитный, 
контроль за деятельностью внебюджетных 
фондов и др.
Совокупность контрольных 
действий и операций, осуществляемых субъектами 
контроля, может быть выражена в той или 
иной форме, зависящей от целого ряда факторов. 
С учетом этих факторов (время и место проведения 
контроля, периодичность его проведения 
и др.) выделим следующие формы бюджетного 
контроля, представленные в Таблице 1.
Таблица 1 - Основные формы бюджетного 
контроля
Признак классификации  | 
  Форма бюджетного контроля  | 
Время проведения контроля  | 
  Предварительный, текущий, последующий  | 
Направление воздействия субъекта на объект контроля  | 
  Внешний, внутренний  | 
Место проведения контроля  | 
  Камеральный, выездной  | 
Полнота охвата проверяемого материала (информации)  | 
  Сплошной, выборочный  | 
Периодичность проведения контроля  | 
  Систематический, периодический, единовременный  | 
Повторяемость изучения источников контроля  | 
  Первичный, повторный, дополнительный  | 
 
По времени проведения 
бюджетный контроль подразделяют   
на:
  - предварительный, который осуществляется на стадии составления, рассмотрения, и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения дотаций, субвенций, субсидий и других средств из бюджета, разработки и принятия законодательных актов по бюджетным и налоговым вопросам. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного,  расходования бюджетных ресурсов, выявлению резервов роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программ социально - экономического развития территорий и страны в целом;
 
  - текущий контроль - основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдение финансовых норм и нормативов. Данный контроль опирается на первичные документы оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности. При этом осуществляется не только контрольная работа. Она невозможна без текущего анализа, посредствам которого выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально -экономического развития путем использования бюджетно-налогового механизма;
 
  - последующий  контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода, при котором проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных учреждений. При этом выявляются: причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышенной доходной базы и др. Последующий контроль тесно связан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно - аналитической  работы, проводимой после завершения бюджетного периода.