Правовые аспекты увольнения в связи с выходом на пенсию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Несовершенство действующей системы пенсионного обеспечения опять порождает необходимость ее реформирования. Согласно данным СМИ обновленная пенсионная реформа берет свое начало в 2014 г. Особый интерес представляет рассмотрение отечественного опыта организации и правового регулирования системы пенсионного обеспечения, выявление закономерностей этапов становления, выявление положительных и отрицательных сторон. Защита нетрудоспособных слоев населения – важное направление политики социального государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ......................................................................................................................5
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПЕНСИЙ………………………………………………12
ГЛАВА III. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ…………………………………………………………………………..20
3.1. Пенсия по старости ……………………………………………………..21
3.2. Пенсия по инвалидности…………..……………………………………23
3.3. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………….25
ГЛАВА IV. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ…………………………………………………………………………..28
ГЛАВА V. НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………………………………………………………………..32
ГЛАВА VI. НАЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПЕНСИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ………………………………………………………….36
6.1. Пенсия за выслугу лет……………………………………………………38
6.2. Пенсия по инвалидности…………………………………………….….44
6.3. Пенсия по случаю потере кормильца……………………………….…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………….51
БИБЛИОГРАФИЯ………………..…………

Файлы: 1 файл

выход на пенсию.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Также принят закон о гарантировании прав будущих пенсионеров. Ранее предполагалось создать некий страховой фонд, который должен был бы обеспечить выплаты накопительных пенсий, в случае если, к примеру, НПФ окажется банкротом.

В итоге законодатели остановились на двухуровневой системе гарантирования. Первый уровень - такую страховую "подушку" должен будет создать у себя каждый НПФ. Если к моменту назначения накопительной пенсии на индивидуальном счету пенсионера окажется средств меньше, чем было переведено страховых взносов, за счет такой страховки размер пенсии "подтянут" до расчетного уровня9.

 Повышаются требования к стажу государственной службы и для лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих. Для получения ежемесячной доплаты им необходимо иметь уже не менее 15 лет такого стажа, при этом его продолжительность устанавливается одинаковой как для мужчин, так и для женщин. Кроме того, Указ от 15 июня 1999 г. N 755 предусматривает еще один юридический факт, необходимый для получения доплаты к государственной пенсии, - определенное основание увольнения с федеральной государственной службы, причем устанавливается исчерпывающий перечень таких оснований10.

Изменен также и размер ежемесячной доплаты. При стаже государственной службы 15 лет сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты составляет 45% месячного денежного содержания федерального государственного служащего. За каждый полный год такого стажа свыше 15 лет размер доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания, но общая сумма государственной пенсии и доплаты не может превышать 75% месячного денежного содержания федерального государственного служащего.

Изложенные выше правила обеспечения лиц, замещавших должности федеральной службы, претерпевают некоторые изменения в связи с Указом от 13 декабря 2000 г. N 2005, которым вводится дополнительное условие, необходимое для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии этим лицам. Помимо наличия у них стажа государственной службы не менее 15 лет и увольнения с федеральной государственной службы по определенным основаниям, Указ предусматривает дополнительный юридический факт, которого ранее не было: замещение должности федеральной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Это условие необходимо как при увольнении с должностей, установленных для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий, так и при увольнении в связи: с достижением предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной службы; обнаружившимся несоответствием замещаемой должности федеральной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы; по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию. Для лиц, уволенных с федеральной государственной службы до истечения 12 полных месяцев в связи с ликвидацией федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также в связи с сокращением штата федеральных государственных служащих в этих органах, как и для лиц, уволенных с федеральной государственной службы до истечения 12 полных месяцев со дня введения федеральной государственной службы в государственном органе, но по одному из оснований увольнения, предусмотренных в Указе от 13 декабря 2000 г. N 2005, для получения ежемесячной доплаты необходимо лишь одно условие - наличие стажа государственной службы не менее 15 лет11.

 

 

 

ГЛАВА III. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ

 

Самый распространенный вид пенсий в нашей стране. Трудовая пенсия выплачивается ежемесячно, она должна компенсировать гражданину заработную плату. Трудовая пенсия выплачивается застрахованным лицам после достижения определенного возраста либо при приобретении инвалидности. Кроме того, трудовая пенсия может выплачиваться при потере кормильца (после смерти застрахованного лица).

В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечения. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Поэтому вполне обоснованно в ст. 25 указанной Декларации закреплена реализация права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам12.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и других случаях, установленных законом, закрепленное в ст. 39 Конституции, является одним из важнейших социальных гарантий, действующих в любом цивилизованном обществе. Основным видом, «сердцевиной» социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение.

Российских чиновников давно волнует проблема старения нации: чем больше в стране пожилых граждан, тем значительней нагрузка на бюджет страны. Согласно прогнозам экспертов, расходы на стариков к 2050 году могут приблизиться к 15% ВВП.

42% россиян заявили, что считают старение населения главной проблемой для страны. В импровизированном рейтинге обеспокоенности этой тенденцией российские граждане заняли 10 место.

Больше нас о росте числа пенсионеров переживают только в Азии (Япония, Южная Корея и Китай), богатых странах Европы (Германия, Испания, Франция и Британия), а так же в Израиле и Кении.

Экономические последствия старения в России будут мягче, чем в других странах. Коэффициент зависимости (соотношение пенсионеров и работающих людей) в 2050 году составит всего 33%: на каждые 100 россиян трудоспособного возраста будет приходится 33 пенсионера. Для сравнения, в Японии число работающих людей и стариков практически сравняется - коэффициент зависимости составит 87%13.

 

3.1. Пенсия по старости

В соответствии со ст. 7 Закона о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Данная пенсия назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Круг лиц, сохранивших право на досрочное назначение трудовой пенсии после 01.01.2002 в соответствии со ст. 27, 28 Закона о трудовых пенсиях, следующий:

• мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины - 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее;

половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия и мужчинам, и женщинам назначается с уменьшением пенсионного возраста на 1 год за каждый полный год такой работы;

• мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины - 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины указанного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается: мужчинам с уменьшением пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы и за каждые 2 года женщинам;

• женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно - разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

• женщины по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет, родившие пять и более детей и воспитавшие их до достижения ими 8 лет, а также матери инвалидов с детства, воспитавшие их до достижения 8 лет;

• женщины по достижении возраста 50 лет, родившие двух и более детей, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

• инвалиды вследствие военной травмы: мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины - 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

• инвалиды по зрению, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени: мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины — 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет.

 

3.2. Пенсия по инвалидности

 Пенсия устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Трудовые пенсии по инвалидности устанавливаются по нормам Закона о трудовых пенсиях. Данным законом урегулированы порядок и условия назначения трудовых пенсий по инвалидности, которые в отличие от пенсий по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению выплачиваются не за счет средств федерального бюджета, а за счет средств обязательного пенсионного страхования.

Порядок признания органами Государственной медико-социальной экспертизы гражданина инвалидом, установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, определения времени наступления инвалидности и ее причинно-следственной связи или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые закреплены в судебном порядке, утверждается Правительством РФ14.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев отсутствия у инвалида страхового стажа, а также при наступлении инвалидности вследствие совершения им умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые определены в судебном порядке), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после ее прекращения. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, назначается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении. В этом случае при наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, признанного инвалидом, накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается мужчинам не ранее достижения возраста 60 лет, женщинам — 55 лет, а инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степеней, —- независимо от возраста; лицам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам и инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, не ранее достижения возраста, предусмотренного для досрочного назначения трудовых пенсий.

 

3.3. Пенсия по случаю  потери кормильца

Трудовые пенсии по случаю потери кормильца - это ежемесячные выплаты из Пенсионного фонда РФ, а также из федерального бюджета для нетрудоспособных, назначаемые в размерах, соизмеримых с заработком умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют согласно ст. 9 Закона о трудовых пенсиях нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении умершего, а также один из его родителей, супруг, либо дедушка, бабушка независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра или ребенок умершего кормильца, достигшие 18 лет, если они заняты уходом за его детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают, а также каждый из родителей военнослужащих, проходивших службу по призыву и погибших (умерших) в период ее прохождения или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы Факт смерти должен быть подтвержден свидетельством, выданным органом ЗАГС, или установлен судом15.

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

• дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также его дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

• один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также его брат, сестра либо ребенок, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;

• родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;

• дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.

Информация о работе Правовые аспекты увольнения в связи с выходом на пенсию