Правовые аспекты увольнения в связи с выходом на пенсию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Несовершенство действующей системы пенсионного обеспечения опять порождает необходимость ее реформирования. Согласно данным СМИ обновленная пенсионная реформа берет свое начало в 2014 г. Особый интерес представляет рассмотрение отечественного опыта организации и правового регулирования системы пенсионного обеспечения, выявление закономерностей этапов становления, выявление положительных и отрицательных сторон. Защита нетрудоспособных слоев населения – важное направление политики социального государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ......................................................................................................................5
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПЕНСИЙ………………………………………………12
ГЛАВА III. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ…………………………………………………………………………..20
3.1. Пенсия по старости ……………………………………………………..21
3.2. Пенсия по инвалидности…………..……………………………………23
3.3. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………….25
ГЛАВА IV. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ…………………………………………………………………………..28
ГЛАВА V. НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………………………………………………………………..32
ГЛАВА VI. НАЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПЕНСИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ………………………………………………………….36
6.1. Пенсия за выслугу лет……………………………………………………38
6.2. Пенсия по инвалидности…………………………………………….….44
6.3. Пенсия по случаю потере кормильца……………………………….…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………….51
БИБЛИОГРАФИЯ………………..…………

Файлы: 1 файл

выход на пенсию.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер пенсии рассчитывается исходя из размера социальной пенсии по старости, увеличенного на 854 руб. в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех таких членов семьи. Такое же правило действует и для инвалидов всех групп, пострадавших в радиационных и техногенных катастрофах.

Для военнослужащих из числа офицеров, контрактников и пр. также предусмотрены надбавки к пенсии:

- инвалидам I группы или достигшим 80-летнего возраста — на уход за ними в размере 100% расчетного размера пенсии (он равен размеру социальной пенсии, т.е. на 01.04.2011 г. — 3 178,54 руб.);

Пенсии и пособия по инвалидности — неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, не получающие трудовую или социальную пенсию:

- при наличии одного такого члена семьи — в размере 32% расчетного размера пенсии;

- при наличии двух таких членов семьи — в размере 64% расчетного размера пенсии;

- при наличии трех и более таких членов семьи — в размере 100% расчетного размера пенсии;

- участникам Великой Отечественной войны, принимавшим участие в боевых действиях, — в размере 32%, а достигшим 80-летнего возраста и инвалидам I и II группы, — в размере 64% расчетного размера пенсии.

Пенсии по инвалидности военнослужащим из числа офицеров, контрактников и пр. (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются:

- Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, — на 100% размера пенсии;

- Героям Социалистического Труда — на 50% размера пенсии;

- награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней — на 15% размера пенсии;

- участникам Великой Отечественной войны, участвовавшим в боевых действиях и приравненным к ним, а также ветеранам боевых действий — на 32% расчетного размера пенсии;

- участникам Великой Отечественной войны (за исключением лиц, находившихся в составе действующей армии), а также ветеранам тыла — на 16% расчетного размера пенсии;

- бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, — на 32% расчетного размера пенсии;

- лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, — на 16% базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;

- лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

(за исключением тех, кто имеет  надбавку к пенсии за инвалидность — см. выше) — на 32% расчетного размера пенсии;

- инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанными с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями — на 32% расчетного размера пенсии.

Пенсии по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а также гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.

 

 

6.3. Пенсия по случаю  потере кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается семьям, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц — если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. Семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену, и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших ( погибших) военнослужащих состоявшие на иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям;

нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию;

нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие военной травмы;

супругу, одному из родителей или другому члену, осуществляющему уход за нетрудоспособным иждивенцем кормильца.

Нетрудоспособными членами семьи считаются:

а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства ( кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел) — до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;

б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет, либо являются инвалидами;

в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;

г) дед и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Жены военнослужащих, умерших ( погибших) вследствие военной травмы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 50-летнего возраста, а занятые уходом за детьми умерших, не достигшими 8- летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет.

Родители лиц, умерших ( погибших) вследствие военной травмы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших ( погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей.

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.

Усыновители имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные — наравне с родными детьми. Несовершеннолетние, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.

Пасынок и падчерица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми без каких-либо дополнительных условий.

Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от причины смерти кормильца21.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается:

а) семьям лиц, умерших вследствие военной травмы, — в размере 40% сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Исчисленная пенсия не может быть ниже 150% минимальной пенсии по старости в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;

б) семьям лиц, умерших вследствие заболевания, — в размере 30% сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи.

При этом исчисленная пенсия по случаю потери кормильца не может быть ниже 100% минимальной пенсии по старости.

К пенсии по случаю потери кормильца назначаются надбавки, предусмотренные ст.38 Закона.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным в соответствии со ст. 29 настоящего Закона, а членам семьи, достигшим возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно), пожизненно.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод, что пенсионная система, действующей в Российской Федерации невозможен без выявления основных причинно-следственных связей того или иного положения, принятого в различные эпохи, поэтому в работе рассмотрен исторический опыт реформирования социального обеспечения, в том числе и пенсионного обеспечения.

Действующая система пенсионного обеспечения РФ представляет собой продукт длительного реформирования. Изменения в этой системе продолжаются и сейчас – разрабатываются долгосрочные стратегии развития, создаются новые законопроекты, вносятся поправки в действующие нормативные акты.

Как должна формироваться пенсия в соответствии с актуальными законами о пенсионном обеспечении? Действующий тариф страховых взносов предполагает перечисление 16 % заработной платы на страховую часть пенсии и 6 % на накопительную часть. В чем разница между этими двумя составляющими? Страховая часть (в нее входит базовая составляющая пенсии, которая выплачивается всем, а также существенная часть пенсионных отчислений) направляется на финансирование выплат действующим пенсионерам. Принципиально иную функцию выполняет накопительная часть – это «живые» деньги, которые могут приносить своему владельцу (застрахованному по договору обязательного пенсионного страхования человеку) прибыль.

Начиная с 90-х годов, пенсионное законодательство РФ постоянно реформируется. Значительные изменения произошли, например, в 2002 году, когда для формирования пенсий стали использовать элементы накопительного принципа, а не только распределительную систему.

Новый крупный блок реформ необходимо реализовать в 2013-2014 годах. Одним из самых важных изменений станет смена тарифа накопительной составляющей. Как уже упоминалось выше, действующий на данный момент закон о пенсионном обеспечении подразумевает направление 6 % отчислений на накопительную часть пенсии.

Действующее законодательство предусматривает достаточно широкий спектр возможностей увеличения выплат после выхода на пенсию для работающих граждан. Одним из самых простых и доступных способов является разумное использование инвестиционной, накопительной составляющей отчислений. Получить максимальную выгоду от этой части накоплений можно, передав права управления ей в негосударственный пенсионный фонд. Однако в этом случае важно правильно выбрать НПФ, обратив особенное внимание на сбалансированность инвестиционной политики фонда, его надежность, историю деятельности, гарантии, а также, конечно, на показатели доходности.

Таким образом, существование множества указов, постановлений и федеральных законов, создали все предпосылки для проведения пенсионной реформы, которая началась в 2014г. и в настоящее время является основой современного пенсионного законодательства.

 Одной из наиболее важных  составляющей современной социальной системы, является необходимость реформирования пенсионной системы, так как ее кризис, возникший в результате перехода страны на рыночную экономику, привел к тому, что система пенсионного обеспечения полностью перестала быть самостоятельной и стала всецело зависеть от налоговых поступлений. Всем пенсионерам были обеспечены социальные гарантии в очень невысоких размерах.

К сожалению, ни в одной стране мира государству не удалось построить пенсионную систему, которая позволяла бы пенсионеру получать выплату на уровне средней зарплаты. Европейские пенсионеры, на которых заглядываются многие россияне, шли к «безбедной» старости всю жизнь, делая взносы в НПФ с ранней молодости. Поэтому демографический кризис в Европе ощущается немного легче, чем у нас. Нашей стране еще предстоит формировать новое пенсионное мышление, при котором человек самостоятельно заботится о своем будущем.

Библиография

Нормативно-правовые акты:

  1. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (с изм. и доп. на 2 января 2000 г.).
  2. Закон РФ от 12февраля 1993 № 4468-1 (в ред. ФЗ от 28 ноября 1995 г. № 186 и от 27 декабря 1995 г. № 211) «О пенсионном обеспечении лиц,  проходивших воинскую службу,  службу в ОВД, и их семей».
  3. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 (с изм. и доп. ФЗ от 2 июня 1993 г. № 5082-1) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», раздел VI Социальное страхование, Пенсионное обеспечение;
  4. Закон РФ от 18 апреля 1996 г. № 31 «О выплате пенсий за выслугу лет работникам здравоохранения, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности»;
  5. Закон РФ от 29 февраля 1996 г. № 21 «О выплате пенсий за 
    выслугу лет работникам образования, занятым педагогической 
    деятельностью и других учреждениях образования для детей»;
  6. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - декабря 2001 г. -№52 (Часть I). - Ст. 4920.
  7. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства Российской Федерации. -19 июля 1999 г. - №29. - Ст. 3686.
  8. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 апреля 1996 г. - №14. - Ст. 1401.
  9. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 августа 2002 г. - №31. - Ст. 3110.
  10. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 31 июля 1995 г. - №31. - Ст. 2990.
  11. - Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. №854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 21 августа 1995 г. - №34. - Ст. 3442.
  12. Указ Президента РФ от 15 июня 1999 г. N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 21 июня 1999 г. - №25. - Ст. 3089.
  13. Указ Президента РФ от 13 декабря 2000 г. N 2005 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18 декабря 2000 г. - №51. - Ст.4984.

Информация о работе Правовые аспекты увольнения в связи с выходом на пенсию