Правовые аспекты увольнения в связи с выходом на пенсию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Несовершенство действующей системы пенсионного обеспечения опять порождает необходимость ее реформирования. Согласно данным СМИ обновленная пенсионная реформа берет свое начало в 2014 г. Особый интерес представляет рассмотрение отечественного опыта организации и правового регулирования системы пенсионного обеспечения, выявление закономерностей этапов становления, выявление положительных и отрицательных сторон. Защита нетрудоспособных слоев населения – важное направление политики социального государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ......................................................................................................................5
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПЕНСИЙ………………………………………………12
ГЛАВА III. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ…………………………………………………………………………..20
3.1. Пенсия по старости ……………………………………………………..21
3.2. Пенсия по инвалидности…………..……………………………………23
3.3. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………….25
ГЛАВА IV. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ…………………………………………………………………………..28
ГЛАВА V. НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………………………………………………………………..32
ГЛАВА VI. НАЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПЕНСИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ………………………………………………………….36
6.1. Пенсия за выслугу лет……………………………………………………38
6.2. Пенсия по инвалидности…………………………………………….….44
6.3. Пенсия по случаю потере кормильца……………………………….…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………….51
БИБЛИОГРАФИЯ………………..…………

Файлы: 1 файл

выход на пенсию.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

 При установлении доли страховой части трудовой пенсии по старости указанные страховые взносы не могут быть использованы в целях перерасчета и корректировки страховой части трудовой пенсии по старости, а также в целях перерасчета и корректировки доли страховой части трудовой пенсии по старости.

В страховой стаж, включаются периоды работы и (или) иной деятельности,  в том числе периоды службы (работы), учтенные при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления трудовой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет19.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном пенсионном обеспечении) распространяется на граждан, проходивших службу по призыву; пенсии военнослужащим-контрактникам назначаются и выплачиваются на основании Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. Такой подход трудно назвать оптимальным, так как он нарушает единство пенсионных норм.

Размеры пенсий, назначаемых по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, исчисляются из денежного довольствия лиц, проходивших военную службу. Для этого учитываются оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Структура денежного довольствия военнослужащих гораздо сложнее, хотя остальные выплаты на размер пенсии не влияют. Решению этой проблемы могло бы способствовать реформирование системы оплаты воинского труда посредством увеличения окладов по воинской должности и воинскому званию с одновременным сокращением числа доплат.

Категория «расчетный размер пенсии» применяется в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих для определения минимальных размеров пенсий, а также доплат к ним. Данная величина появилась с 1 января 2008 года взамен минимального размера пенсии по старости, использовавшегося в аналогичных целях, и первоначально была равна базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной п. 1 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С 1 января 2010 года согласно ст. 46 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих расчетным размером пенсии признается указанная величина социальной пенсии, что также вряд ли оправданно.

В системе пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу по контракту, функции индексации фактически выполняет пересмотр пенсий, осуществляемый исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при увеличении расчетного размера пенсии. При этом пенсии подлежат пересмотру при возникновении любого из названных оснований, в том числе одновременно. Поэтому пересмотр пенсий лиц, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей, определяется автором как предусмотренная взамен индексации форма увеличения размера пенсий в целях защиты их от инфляции в связи с повышением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и (или) расчетного размера пенсии.

 

ГЛАВА VI. НАЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПЕНСИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В соответствии с действующим законодательством для лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлено три вида пенсий: за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Структура пенсий, предусмотренных для военнослужащих Законом о государственном пенсионном обеспечении, проста и по общему правилу не включает дополнительных выплат. Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих, напротив, предусматривает надбавки к пенсиям (ст.ст. 17, 24, 38), повышения пенсий (ст. 45) и увеличение пенсий (ст. 16). Однако четкого разграничения между ними в законодательстве не приводится, хотя разработка соответствующих норм признается вполне оправданной. Расширение количества доплат к пенсиям в целом отвечает интересам граждан, имеющих невысокие доходы. С другой стороны, гражданину, получающему различные выплаты, труднее разобраться в содержании правовых актов, которыми они предусмотрены. Это порождает и организационные сложности, с которыми сталкиваются органы, осуществляющие пенсионное обеспечение20.

Размеры пенсий, назначаемых по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, исчисляются из денежного довольствия лиц, проходивших военную службу. Для этого учитываются оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Структура денежного довольствия военнослужащих гораздо сложнее, хотя остальные выплаты на размер пенсии не влияют, что признается неоправданным с учетом рискового характера военно-служебной деятельности. Решению этой проблемы могло бы способствовать реформирование системы оплаты воинского труда посредством увеличения окладов по воинской должности и воинскому званию с одновременным сокращением числа доплат.

Пенсии по Закону о государственном пенсионном обеспечении установлены в твердой сумме – с 1 января 2010 года пропорциональной размеру социальной пенсии, указанному в подпункте 1 п. 1 ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении.

Категория «расчетный размер пенсии» применяется в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих для определения минимальных размеров пенсий, а также доплат к ним. Данная величина появилась с 1 января 2008 года взамен минимального размера пенсии по старости, использовавшегося в аналогичных целях, и первоначально была равна базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной п. 1 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С 1 января 2010 года согласно ст. 46 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих расчетным размером пенсии признается указанная величина социальной пенсии, что также вряд ли оправданно.

В системе пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу по контракту, функции индексации фактически выполняет пересмотр пенсий, осуществляемый исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при увеличении расчетного размера пенсии. При этом пенсии подлежат пересмотру при возникновении любого из названных оснований, в том числе одновременно. Поэтому пересмотр пенсий лиц, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей, определяется автором как предусмотренная взамен индексации форма увеличения размера пенсий в целях защиты их от инфляции в связи с повышением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и (или) расчетного размера пенсии.

 

6.1. Пенсия за выслугу  лет

Пенсия за выслугу лет по своим признакам и целям близка к пенсии по старости.

Она назначается, как и пенсия по старости, пожизненно. Для ее назначения требуется определенный специальный трудовой стаж (выслуга лет). Выплата ее предусмотрена, как правило, при условии оставления той работы, с учетом которой она назначена.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с особыми условиями труда: длительная подземная работа, работа с особо вредными и тяжелыми условиями труда;

Этот вид пенсии предоставляется также определенным категориям работников, занятым некоторыми видами профессиональной деятельности, специфика которых заключается в возможном риске преждевременного профессионального старения.

Таким образом, сразу следует отметить компенсационный характер данного вида пенсий. Это особая форма материального обеспечения таких категорий работников, которые в силу характера профессии не могут длительное время работать, поскольку к состоянию здоровья предъявляются повышенные требования. Возрастные изменения, как правило, исключают возможность продолжения подобной работы: они либо отрицательно влияют на результаты самой работы либо приводят к снижению или утрате трудоспособности, что может повлечь за собой инвалидность. Цель пенсии за выслугу лет - освободить таких работников от необходимости продолжать прежнюю работу, компенсировать им в значительной части утраченный заработок, дать им возможность перейти на другую работу или полностью прекратить трудовую деятельность.

Эта пенсия назначается, как уже было сказано, при наличии специального (профессионального) трудового стажа. Возраст и фактическое состояние профессиональной трудоспособности при этом, как правило, не учитываются. Порядок исчисления специального стажа (выслуги лет) зависит от особенностей характера и условий труда, профессий. Суммирование различных видов специального трудового стажа при этом не допускается. Как правило, требуется стаж определенной продолжительности (исключение составляют лишь работники гражданской авиации, в случае оставления по состоянию здоровья летной работы).

Действующее законодательство предусматривает широкий круг лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет:

  • работники просвещения и здравоохранения;
  • летно-подъемный состав гражданской авиации;
  • работники театрально-зрелищных предприятий и коллективов;
  • военнослужащие рядового и начальствующего состава МВД;
  • работники прокуратуры, имеющие классные чины;
  • работники налоговой полиции и таможенной службы;
  • государственные служащие.

Порядок и условия назначения пенсий за выслугу лет для некоторых из них регулируются специальными законами. Значительная часть получает эти пенсии на основании Закона «О государственных пенсиях в РФ».

Пенсии за выслугу лет назначаются на основании Списков соответствующих работ (профессий, должностей), которые утверждаются Правительством РФ по согласованию с ПФР. В необходимых случаях Правительство по согласованию с ПФР утверждает также и правила исчисления выслуги и назначения пенсий.

а) пенсия за выслугу лет гражданам, занятым на подземных и открытых горных работах.

Право на нее имеют лица, непосредственно занятые полный рабочий день на этих работах, включая личный состав горноспасательных частей по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников.

Список работ и профессий, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет для данной категории работников, утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481. Он содержит характеристику подземных, горноспасательных и открытых горных работ, а также перечень профессий (в некоторых случаях должностей) по каждому виду работ.

 

6.2. Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению назначается:

- военнослужащим, ставшим инвалидами в период:

- прохождения ими военной службы;

- до трех месяцев после увольнения с военной службы;

- после трех месяцев после увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ее прохождения;

- имеющим инвалидность участникам Великой Отечественной войны и инвалидам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

- гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, имеющим инвалидность, независимо от продолжительности трудового стажа (вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости).

Размеры пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению составляют:

- военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, при наступлении инвалидности вследствие военной травмы при I, II или III группах инвалидности - соответственно 300%, 250% и 175% от размера социальной пенсии для граждан, достигших пенсионного возраста (с 1 апреля 2011 г. она составляет 3 178,54 руб.);

при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, при I, II или III группах инвалидности - соответственно 250%, 200% и 150% от размера социальной пенсии;

- прочим военнослужащим (офицерам, контрактникам и др.) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы - инвалидам I и II групп — 85%, инвалидам III группы — 50% сумм денежного довольствия (но не ниже 300%, 250% и 175% фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости — для инвалидов I, II и III групп соответственно);

инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп — 75%, III группы — 30% соответствующих сумм денежного довольствия (но не ниже 250%, 200% и 150% базовой части трудовой пенсии по старости — для инвалидов I, II и III групп соответственно);

В денежное довольствие включаются оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

- участникам Великой Отечественной войны при I, II или III группах инвалидности — соответственно 250%, 200% и 150% от размера социальной пенсии; 

гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», при I, II или III группе инвалидности — соответственно 200%, 150% и 100% от размера социальной пенсии;

- гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф при наличии I группы инвалидности — 250% от размера социальной пенсии для детей-инвалидов (на 01.01.2010 г. — 5 124 руб.), при наличии II или III групп инвалидности — соответственно 250% и 125% от размера социальной пенсии для граждан, достигших пенсионного возраста.

Информация о работе Правовые аспекты увольнения в связи с выходом на пенсию