Дипломатическая почта: правовые аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:53, доклад

Описание работы

Свобода сношений с органами аккредитованной государства является необходи-мым условием для обеспечения нормальной деятельности дипломатического предста-вительства. Издавна, согласно нормам международного права, обеспечения иностран-ному дипломатическому представительству всех условий для свободной связи со своим правительством считали общепринятым обязанностью государства пребывания.

Файлы: 1 файл

дип.почта.docx

— 18.29 Кб (Скачать файл)

П.И. ДЕМЕНТЬЕВА, О.П. ПУПКО

Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина

Научный руководитель: Е.А. Коротич, старший преподаватель

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПОЧТА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Свобода сношений с органами аккредитованной государства является необходимым условием для обеспечения нормальной деятельности дипломатического представительства. Издавна, согласно нормам международного права, обеспечения иностранному дипломатическому представительству всех условий для свободной связи со своим правительством считали общепринятым обязанностью государства пребывания. Вопрос о свободе отношений закреплено в пункте 1 статьи 27 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, которая устанавливает, что «при сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами представляемого государства, где бы они не находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая тематических курьеров и закодированные или шифрованные депеши»[2]. Аналогичная обязанность разрешать и охранять свободные сношения возлагается также и на третьи государства, через территорию которых корреспонденция направляется транзитом.

Дипломатическая почта является одним из видов связи между  государством, его дипломатическими, консульскими и иными представительствами  за рубежом и должен обеспечить нормальное их функционирование в соответствии с нормами современного международного права.

Следует отметить, что в  действующем международном праве  определения термина «дипломатическая почта» не закреплено. В связи с  этим существует бесспорная необходимость в исследовании вопросов, касающихся данного явления.

Анализируя предписания  статьи 27 Венской конвенции и  соответствующих положений других международных актов в области дипломатического права можно определить основные компоненты правового определения дипломатической почты : содержание, внешние характеристики, касающиеся ее идентификации, необходимые документы, указывающие на характер почты, режим, предоставляемый ей властям государства пребывания или транзита [1, c. 57].

Согласно пункту 4 статьи 27 Конвенции «все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования» [2].

Основным положением в  определении правового статуса  дипломатической почты является принцип неприкосновенности официально корреспонденции, он включает в себя надлежащую защиту и иные превентивные меры, направленные на сохранение ее тайны. Данные требования содержащиеся в названной Конвенции дублируются и в многих иных международных актах. Исключение составляет Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года. Пункт 3 статьи 35 предусматривает исключение из данного правила, а именно, что в случае, если компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать наличие чего-то иного помимо официальной корреспонденции, они могут потребовать, что бы вализа была вскрыта [3]. Если же власти посылающего государства откажут в вскрытии, вализа возвращается в место отправления. В данном случае неясно, что следует понимать под термином «серьезные основания» и какие документы необходимы для вскрытия данной почты. То есть четкий механизм применения данной нормы в международном праве отсутствует [1, c.58]. Разработка и закрепления перечня так называемых «серьезных оснований» видится в данном случае решением проблемы. Неконтролируемое вовсе перемещение может так же привести к отрицательным последствиям, так как согласно статье 27 Венской конвенции, она является подходящим «хранилищем», которое не подлежит ни распаковке, ни задержанию.

Необходимо отметить и тот факт, что дипломатическая почта, не находящаяся под контролем курьера, не имеет каких-либо усиленных мер защиты, хотя на наш взгляд требует усиленного режима безопасности доставки. Положения международных актов распространяются на все виды почты, в том числе и на почту, отправляемую почтовой службой. Особой категории «дипломатическая почта» не существует в правилах Всемирного почтового союза [1, c.58]. Следовательно, режим дипломатической и иной почты совпадает. Субъекты дипломатических отношений находят пути решения данной проблемы, в частности заключают двустронние договоры о более благоприятном режиме дипломатической почты. Однако, в целях обеспечения безопасной доставки несопровождаемой дипломатической почты необходимым представляется введение отличительных признаков данного вида почты.

На международном уровне имела место попытка разрешения данной проблемы. В 1989 году Комиссия международного права ООН приняла проект статей о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером. Однако до настоящего времени предписания проекта не приобрели нормативный характер.

Данный проект так же содержит понятие «дипломатической почты», но содержащееся в нем понятие не является комплексным и имеет отсылочный характер, что затруднит его применение и приведет к путанице. Понятие почты должно иметь комплексный характер, содержать в себе как можно меньше отсылочных составляющих [1, c. 59].

Подводя итог, можно отметить, что хоть существование дипломатической почты имеет длительную историю в международно-правовых отношениях, но достаточный круг вопросов так и не получил нормативного закрепления, что зачастую приводит к обострению отношений на международном уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Понятие и содержание дипломатической почты / Истоменюк К. // Юстиция Беларуси – 2007 - № 9 – с.57-59.
  2. Венская конвенция о дипломатических сношениях: Конвенция, от 18 апреля 1961 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр».  М., 2012
  3. Венская конвенция о консульских сношениях: Конвенция, от 24 апреля 1963 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр».  М., 2012

Информация о работе Дипломатическая почта: правовые аспекты