Муниципальное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является актуальной в связи с тем, что категория «муниципальное образование» является ключевой в изучении местного самоуправления. Оно содержит в себе все элементы местного самоуправления, являясь основой его функционирования. И от того, насколько правильно будет организовано управление муниципальным образованием, зависит его развитие, а значит и развитие региона и станы в целом, Совершенствование механизма регулирования социально-экономического развития муниципальных образований и эффективная оценка реального положения в муниципальных образованиях являются одним из ключевых факторов развития России.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1: Теоретические основы управления муниципальным образованием . 3
1.1. Объект и субъект управления 7
1.2. Правовые основы управления муниципальным образованием. 9
1.3. Закономерности муниципального управления 12
Глава 2: Городской округ Подольска как объект управления 14
2.1. Местное самоуправление в городе Подольск 16
2.2. Предложение по совершенствованию управления в городском округе Подольск 18
Заключение 20
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

5) назначен учредителем;

6) нанят учредителем.

Разграничение полномочий между  советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения.

Руководителям муниципальных  образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического  руководства) внутри или вне образовательных  учреждений не разрешается.

Должностные обязанности  руководителей и муниципальных  образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться  по совместительству.

Заметим, что деятельность по управлению муниципальным общеобразовательным  учреждением, в частности школой, значительно отличается от работы руководителей  учреждений или промышленных предприятий. Она приобретает конкретный смысл  только тогда, когда наполняется  реальным педагогическим содержанием  и направлена на совершенствование  учебно-воспитательного процесса и  конечный результат — развитие личности школьника. Деятельность руководителей  и сущность управления школой мы определили термином «педагогическое управление».

Рассмотрение сущности педагогического  управления (его объекта и предмета, задач, средств и методов), а также  педагогического аспекта труда  директора и управленческого  труда учителя позволяет, как  мы полагаем, создать теорию управления учебно-воспитательным процессом в  школе.

Основное внимание органов  управления народным образованием направлено на школу — главное звено всей системы просвещения. Поэтому именно школа рассматривается в подавляющем  большинстве исследований как объект управления.

На первый взгляд на практике так и должно происходить. Однако недостатки, имеющиеся в работе школы, свидетельствуют о том, что важные особенности ее как объекта управления учитываются не всегда или не полностью.

В практике работы школы  имеют место различные виды управления: социальное, правовое, экономическое, административное и др. Все они  связаны между собой, проникают  друг в друга, и их порой трудно дифференцировать. Однако главное, что  определяет их назначение в школе,—  это то, что все они, в конечном счете, должны быть направлены на осуществление  ее ведущей общественной функции, на решение ею задач воспитания и  образования. Вероятно, поэтому школоведение — сложившаяся область знаний — рассматривает управление школой как интегративный процесс.

Другая особенность школы  как объекта управления заключается  в том, что все виды управления, осуществляемые в школе, не являются рядоположенными. Согласно основной социальной задаче школы доминировать в ее работе должно воспитание и обучение; отсюда следует, что среди других видов управления в школе должно доминировать управление воспитанием и обучением, создание условий для развития личности школьника.

 

1.1. Объект и субъект управления.

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и  субъекта (управляющего органа). Это  значит, что любая организация  представляет собой единство двух подсистем  управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения  между управляемой и управляющей  подсистемами - это взаимоотношения  людей.

Субъект управления - орган  либо лицо, осуществляющее управляющее  действие.

В связи с этим одна и  та же структура организации может  быть и объектом и субъектом управления*.

К примеру, в универмаге управляющей подсистемой является управленческий аппарат во главе  с директором, а управляемой - отделы (секции).

Управление любой  системой в простейшем виде может  быть рассмотрено в виде контура  управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем –  субъекта управления

Субъекты управления

Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в  себе информацию относительно того, как  должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем  называть управленческими командами.

Для того чтобы  между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими  субъектами существовали отношения  управления. Они являются основой  возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность  вырабатывать управленческие команды  и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают  субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или  желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми  субъектом управления, последний  ориентирован на наиболее эффективное  управление. Для того чтобы это  существовало, необходимо соблюдение двух условий:

1) субъект управления  не должен иметь возможности  достижения своих целей за  счет управленческой деятельности  в независимости от достижения  целей управления;

2) степень достижения  субъектом управления своих целей  за счет управленческой деятельности  должна находиться в прямой  зависимости от степени достижения  целей управления.

Полная привязка потребности субъекта управления управлять  к результатам функционирования объекта управления наблюдается  в том случае, когда субъектом  управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно  со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана  со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам.

 Объекты управления

Объект управления получает управленческие команды и функционирует  в соответствии с содержанием  данных команд.

Необходимым является наличие  у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых  можно побуждать его выполнять  управленческие команды (это условие  определяет принципиальную возможность  или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать  действенностью на протяжении  всего времени функционирования  ОУ и не ослабевать по мере  удовлетворения потребностей объекта  управления. Этого можно добиться  за счет комплексного использования  рычагов воздействия, периодического  чередования методов мотивирования  ориентации, стимулирующих воздействий  на удовлетворение стабильных  долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования  должен увязывать уровень стимулирования  со степенью достижения конечных  целей. 

В настоящее время в  мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

Информационный подход к  процессам управления различными системами  представляется в виде системы с  управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Согласно информационному  подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Системы с управлением, или  целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.

                    1.2. Правовые основы управления муниципальным образованием.                                      

Правовая основа управления муниципальным образованием не остаётся неизменной. Её развитие обусловлено  революцией местного самоуправления, изменением муниципального законодательства, поиском оптимальных организационных  моделей местного самоуправления, форм и методов работы муниципальных  органов управления.

В развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить три  периода.

Первый период (1990-1993 гг.) - начало процесса реформирования местного самоуправления.

Второй период (1993-1995 гг.) - изменение характера взаимодействия предварительного органа местного самоуправления и главы администрации.

Третий период начался  с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., развивающим  конституционные положения о  местном самоуправлении. В дальнейшем этот закон терпит изменения и  дополнения.

Конституционный принцип  самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления означал, что этот вопрос может решаться населением как непосредственно, так  и через избираемые им органы. Указанный  Федеральный закон связывает  решение данного вопроса с  принятием устава муниципального образования.

Согласно Закону, в уставе указываются структура и порядок  формирования органов местного самоуправления. Устав же принимается представительным органом местного самоуправления или  населением непосредственно. Закон  не исключает, однако, возможности утверждения  на местном референдуме отдельно структуры органов местного самоуправления, которая должна затем найти своё отражение в уставе муниципального образования, принимаемого представительным органом местной власти. В этом случае представительный орган управления принимает устав на праве вносить какие-либо изменения в структуру органов местного самоуправления, утверждённую на местном референдуме.

Решая вопрос о структуре  органов местного самоуправления, муниципальное  образование должно прежде всего определить, какие органы будет иметь данное муниципальное образование и какой будет их внутренняя структура.

Кроме представительного  органа местного самоуправления муниципальное  образование должно определить в  своём уставе, какие органы, должностные  лица и на основе каких принципов  должны осуществлять исполнительно-распорядительные функции в системе муниципального управления.

Кроме устава на муниципальном  уровне принимаются и другие нормативные  правовые акты, регламентирующие отдельные  вопросы организации и деятельности системы местного управления - регламенты представительных органов, положения  о территориальном общественном самоуправлении и др.

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны  с территориальными основами организации  местного самоуправления, т.е. с территориальным  устройством, так как функционирование системы местного управления осуществляется в границах определённых территориальных  единиц, на которые делится территория государства. Это деление именуется  административно-территориальным и  является неотъемлемой частью государственного устройства.

В соответствии с административно-территориальным  делением организуется государственная  власть на местах. Административно-территориальное  деление имеет несколько уровней, и это определяет иерархию централизованной системы государственных органов  управления и их соподчинённость.

В советский период административно-территориальными единицами являлись: края, области, районы, города, городские районы, посёлки, территории сельских Советов.

Положение о порядке решения  вопросов административно-территориального устройства было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года.

Сегодня решение этих вопросов отнесено к ведению субъектов  Российской Федерации. Территориальные  организационные основы местного управления представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование состава территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.

Установление или изменение  границ территории внутригородских  муниципальных образований решается представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с его уставом, при этом также учитывается мнение населения соответствующей территории.

Из вышеизложенного видно, что вопросы территориальных  основ организации местного управления решались по-разному на разных этапах становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Главной целью управления муниципальным образованием является повышение уровня жизни населения. Достижению поставленной цели способствует обеспечение населения муниципальными услугами, которые определяют качество жизни. Перечень основных видов муниципальных  услуг, которые обеспечивает местная  власть, перечислены в Федеральном  законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ с  изменениями от 28 декабря 2004г. «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

Для городского округа, например, Федеральным законом предусмотрено  решение 35 вопросов местного значения. Эти вопросы сгруппированы по двум основным направлениям:

Информация о работе Муниципальное образование