Бюджетный процесс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрыть сущность бюджетного процесса, определить его задачи, рассмотреть и проанализировать проблемы бюджетного процесса в настоящее время. Для достижения этой цели необходимо выделить следующие задачи:
определить сущность бюджетного процесса;
рассмотреть бюджетную систему;
выявить направления совершенствования бюджетного процесса.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа.docx

— 92.53 Кб (Скачать файл)

3. Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

право законодательных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс:

- наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

4. Принцип полноты учета  бюджетных доходов и расходов  бюджетов что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

5. Принцип сбалансированности  бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении  бюджетов уполномоченные органы  и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости  достижения заданных .

7. Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов означает, что  все расходы бюджета должны  покрываться общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников  финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности означает: обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе  исполнения бюджетов.

9. Принцип достоверности  бюджета означает: надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Рассмотрев бюджетную  систему и бюджетное устройство, можно сделать некоторые выводы. Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – Федеральный бюджет. 

 

 

 

 

1.3 Стадии бюджетного процесса

 

 

 

 

В данном пункте рассмотрим бюджетный процесс, а также его  стадии. Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса представлены на рисунке 5:

 



 

Рисунок 5 - Этапы бюджетного процесса

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ —  регламентируемая нормами права  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное  перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет. Эта протяженность во времени называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Для бюджетного процесса важно  понятие финансового года. Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют:

- правительство;

- финансовые и кредитно-банковские органы;

- местные органы власти.

Рассмотрим участников бюджетного процесса представленных на рисунке 6.


 


 



 

 

 



 

 

 

 

 

 

Рисунок 6-Состав участников бюджетного процесса

На рисунке отражены основные участники бюджетного процесса также ими могут быть бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств.

Рассмотрим стадии бюджетного процесса представленные на рисунке 7.

 


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7- Стадии бюджетного процесса

Рассмотрев стадии бюджетного процесса можно сделать вывод  о том, что стадии бюджетного периода имеют строгую очередность, осуществляются последовательно и этот порядок изменению не подлежит. Могут меняться потребности государства, субъектов, муниципальных образований в размерах финансирования, но стадий это не касается. Бюджет разрабатывается снизу вверх, а утверждается сверху вниз. На каждой стадии бюджетного процесса решаются те вопросы, которые не могут быть решены либо в другое время, либо на другой стадии.

  1. Разработка перспективных направлений совершенствования бюджетного процесса РФ

 

 

2.1 Бюджетный процесс РФ на современном этапе развития

 

 

 

 

В основу бюджетной политики на 2011-2013 гг. положены стратегические цели развития страны, сформулированные в  Посланиях Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., В настоящее время российская экономика реагирует позитивно  на начавшееся в глобальной экономике  восстановление и предпринятые антикризисные  меры Правительства РФ.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. рост ВВП составил 4,0%. На рисунке 8 представлена динамика ВВП в 2011-2013г, а также доходы и расходы федерального бюджета в 2011-2013г.

Рисунок 8- динамика ВВП ,доходы и расходы федерального бюджета в 2011-2013г.

В основу расчетов показателей  федерального бюджета закладываются  актуальные на текущий момент оценки ключевых макроэкономических индикаторов в 2011-2013 годах представлены в таблице 1 . Прогнозируемое снижение инфляции в 2014 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

Таблица 1 - Оценка основных социально-экономических показателей на период до 2014 г

 

Показатели

Ед. изм.

2011

2012

2013

Инфляция

%

6,1

6,6

6,4

ВВП

млрд. руб.

49 659

55 223

61 873

 

% к пред. г.

3,4

3,5

4,2

Промышленное производство

% к пред. г.

3,2

3,1

4,2

Инвестиции в основной капитал

% к пред. г.

8,8

6,3

8,1

Оборот розничной торговли

% к пред. г.

4,5

4,8

6,3

Объем платных услуг населению

% к пред. г.

3,8

4

4,8

Реальная заработная плата

% к пред. г.

2,4

2,4

3,1

Реальные располагаемые  доходы населения

% к пред. г.

2,7

3

4,2

Среднегод. раз-р труд. пенсии, ном. прирост

% к пред. г.

9,4

7,2

7,1

Экспорт

млрд. долл. США

383,8

402,9

416,8

Импорт

млрд.долл. США

273,7

304,5

338,7

Уровень безработицы к  экон. акт. населению

%

8,1

7,7

6,9


 

 
           

В таблице 1 представлена оценка основных социально-экономических показателей. В целом незначительные изменения показателей за период с 2011-2013г,  за исключение такого показателя как ВВП. С 2011 по 2013 этот показатель возрос на 12214 млрд. руб.

  Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при текущей цене на нефть в 76 долларов за баррель. В представленном консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития России от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель до 62 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов. При неблагоприятном, но, тем не менее, возможном сценарии снижения среднегодовой цены на нефть до уровня 50 долларов США за баррель дефицит федерального бюджета может составить порядка 5,2% к ВВП в 2014 году.

Федеральный бюджет 2011-2013 г  сформирован с дефицитом, тому есть множество причин, основными из которых  являются снижение налоговой нагрузки с реального сектора экономики, как одна из антикризисных мер, а  также увеличение расходных обязательств по целевым статьям.

 Относительно тенденции развития дефицита федерального бюджета наблюдается постепенное его снижение: с 5,3% ВВП в 2010 до 2,9% ВВП запланированных к 2013 году, при этом значительное изменение номинального показателя происходит только в 2010-2011 г, когда дефицит снижается на 557,9 млрд. рублей, а на протяжении трех лет 2011-2013 г дефицит будет примерно на одном уровне.

 Аналитическое  распределение бюджетных ассигнований  федерального бюджета по государственным  программам РФ на 2011-2013г представлены  в таблице 2.

 

 

Наименование

Федеральный закон от 13.12.2010 г. № 357-ФЗ

2011 год

тыс. руб.

2012 год

тыс. руб

2013 год

тыс. руб

Развитие здравоохранения

362 538 476,1

380 129 836,9

331 353 854,5

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

47 314,1

47 609,6

47 609,6

Здравоохранение

47 314,1

47 609,6

47 609,6

Амбулаторная помощь

47 314,1

47 609,6

47 609,6

Поликлиники, амбулатории, диагностические  центры

47 314,1

47 609,6

47 609,6

Уплата налога на имущество  организаций и земельного налога

2 065,0

2 289,0

2 506,0

Иные бюджетные ассигнования

2 065,0

2 289,0

2 506,0

Уплата налогов, сборов и  иных обязательных платежей в бюджетную  систему Российской Федерации

2 065,0

2 289,0

2 506,0

Уплата налога на имущество  организаций и земельного налога

2 065,0

2 289,0

2 506,0

Обеспечение деятельности подведомственных учреждений

45 249,1

45 320,6

45 103,6

Расходы на выплаты персоналу  в целях обеспечения выполнения функций государственными органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами

11 358,0

11 654,3

11 654,3

Расходы на выплаты персоналу  казенных учреждений

11 358,0

11 654,3

11 654,3

Фонд оплаты труда и  страховые взносы

11 358,0

11 654,3

11 654,3

Закупка товаров, работ и  услуг для государственных нужд

33 891,1

33 666,3

33 449,3

Иные закупки товаров, работ и услуг для государственных  нужд

33 891,1

33 666,3

33 449,3

Закупка товаров, работ и  услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий

1 068,7

1 068,7

1 068,7

Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных  нужд

32 822,4

32 597,6

32 380,6

Закупка товаров, работ и  услуг для государственных нужд

294 943,7

300 258,0

300 258,0

Здравоохранение

294 943,7

300 258,0

300 258,0

Стационарная медицинская  помощь

294 943,7

300 258,0

300 258,0

Больницы, клиники, госпитали, медико-санитарные части

294 943,7

300 258,0

300 258,0

Информация о работе Бюджетный процесс РФ