Бюджетный процесс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрыть сущность бюджетного процесса, определить его задачи, рассмотреть и проанализировать проблемы бюджетного процесса в настоящее время. Для достижения этой цели необходимо выделить следующие задачи:
определить сущность бюджетного процесса;
рассмотреть бюджетную систему;
выявить направления совершенствования бюджетного процесса.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа.docx

— 92.53 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

     Бюджет и государственная  бюджетная система в целом  являются совокупностью экономических  отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения  ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.     

Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею.     

В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

Содержание  данной курсовой работы направлено на раскрытие сущности бюджетного процесса, бюджетной системы, а также бюджетного процесса как  формы управления бюджетной системы.    

Тема  курсовой работы актуальна, так как бюджет имеет огромное значение в деятельности государства. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов. Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет собирать воедино  финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Совокупность всех видов бюджетов страны составляет бюджетную систему, которая является важнейшей частью финансовой системы государства.     

Целью данной работы является раскрыть сущность бюджетного процесса, определить его задачи, рассмотреть и проанализировать проблемы бюджетного процесса в настоящее время. Для достижения этой цели необходимо выделить следующие задачи:

  • определить сущность бюджетного процесса;
  • рассмотреть бюджетную систему;
  • выявить направления совершенствования бюджетного процесса.

Объектом  исследования является бюджетный процесс РФ. Предметом исследования выступают процессы бюджетной системы. 

 

1 Теоретические  аспекты бюджетного процесса  РФ

 

 

    1. Понятие бюджета, его сущность, функции и задачи

 

 

 

 

Перемены в экономике  России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её бюджетном устройстве.

Бюджет- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Одним из механизмов, который  позволяет государству проводить  социальную и экономическую политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный  бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Государственный бюджет –  это важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д.

Государственный бюджет выполняет следующие задачи представленные на рисунке1.








 

 


 

 

Рисунок  1- Задачи государственного бюджета

Рассмотрим функции бюджета:

1. Перераспределительная. Эта функция включает две стороны. Первая – это мобилизация средств. Вторая сторона – это использование мобилизованных средств. Бюджет вынужден осуществлять перераспределение материальных ценностей между двумя сферами – сферой материального производства и сферой нематериального производства. Особенность этой функции состоит в следующем:

a. Одна и та же часть национального дохода проходит многократно через бюджет. 

b. Масштабность движения денежных потоков через бюджет.  Доля всех бюджетов в национальном доходе составляет 30-40%.

c. Распределение через бюджет идет не в порядке первичного распределения, а в порядке вторичного перераспределения.

2. Регулирование и стимулирование экономики.  Государство с помощью бюджета осуществляет прямое и косвенное влияние на процесс производства.

3. Социальная функция. 

4. Контрольная функция. Вообще некоторые функции финансов и бюджета перекликаются, т.к. бюджет – основное звено финансовой системы.  

Государственный бюджет —  это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов  населения, предприятий и других юридических лиц в интересах  финансирования государственных и  других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Таким образом, бюджетная  система РФ, как федеративного  государства состоит из трёх уровней представленных на рисунке 2.

 

 

 

Рисунок  2- Уровни бюджетной системы РФ

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление обо  всех доходах и расходах региона  или страны в целом.

Разница между доходами и  расходами составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный  бюджет может находиться в трех различных  состояниях:

1)      когда доходы превышают расходы (T > G) сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

2)      когда G = T – сальдо бюджета равно 0, т.е. бюджет сбалансирован;

3)      когда T < G – сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит бюджета. Виды дефицита бюджета представлены на рисунке 3.



 

 


 

 

Рисунок 3-Виды бюджетного дефицита

Структурный дефицит – это разница между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы  него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения.

структурный дефицит  бюджета = государственные закупки  – налоговая ставка* потенциальный  ВВП.

Циклический дефицит – это разность между фактическим и структурным дефицитом.

Выделяют текущий дефицит бюджета и первичный.

Текущий – общий дефицит государственного бюджета.

Первичный – разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

Таким образом сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России.

 

 

 

 

    1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

 

 

 

 

Центральное место  в системе государственных финансов занимает государственный бюджет –  имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации  определяет бюджет как «форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления» 

Бюджетная система - совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношения, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех уровней представленных на рисунке 4.

Рисунок 4- Уровни бюджетной системы

Важной самостоятельной частью бюджетной системы РФ как суверенного  государства является Федеральный  бюджет. Именно он обеспечивает мобилизацию  финансовых ресурсов, необходимых для  последующего их перераспределения  и использования для целей  государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме  того, за счет средств Федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Бюджетное устройство РФ — это организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы их взаимосвязи.  

Бюджетное устройство, отражая сложную иерархию бюджетных взаимосвязей внутри страны, включает в себя:

- бюджетное право (в том числе бюджетное законодательство);

-бюджетную систему и принципы ее функционирования;

-бюджетные полномочия органов публичной власти.

В соответствии с Разделом I БК РФ к элементам бюджетного устройства Российской Федерации относятся:

  1. Бюджетная система Российской Федерации;
  2. Бюджетная классификация Российской Федерации;
  3. Принципы бюджетной системы Российской Федерации.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в  ней основными законодательными актами, ролью бюджета ролью бюджета  в общественном воспроизводстве  и социальных процессах.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной  системы Российской Федерации:

1. Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой  базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, единство принципов  бюджетного процесса, санкций за  нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования  расходов бюджета, единый порядок  финансирования расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы,  ведения бухгалтерского учета  средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов РФ, местных  бюджетов.

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы означает закрепление  соответствующих видов доходов  (полностью или частично) и полномочий  по осуществлению расходов за  органами государственной власти  РФ, ее субъектов, органами местного  самоуправления.

Информация о работе Бюджетный процесс РФ