Бюджетный процесс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрыть сущность бюджетного процесса, определить его задачи, рассмотреть и проанализировать проблемы бюджетного процесса в настоящее время. Для достижения этой цели необходимо выделить следующие задачи:
определить сущность бюджетного процесса;
рассмотреть бюджетную систему;
выявить направления совершенствования бюджетного процесса.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа.docx

— 92.53 Кб (Скачать файл)




Таблица 2 - Аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011-2013г

 

Таким образом при анализе бюджетного процесса в РФ на современном этапе развития можно сделать вывод о том, что после серьезного снижения ВВП России на 7,9% рост ВВП составил 4,0%.С 2011 по 2013 этот показатель возрос на 12214 млрд. руб. По данным таблицы 11 видно, что большее внимание уделяется развитию здравоохранения, обеспечению деятельности подведомственных учреждений, закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд, стационарной медицинской помощи, больницам, клиникам, госпиталям, медико-санитарным частям.

 

 

 

 

2.2 Проблемы развития бюджетного процесса РФ

 

 

 

 

За последние годы были большие проблемы с исполнением  намеченных реформ, многие из них не финансируются в должном объеме. Сегодня ключевая проблема – в  надлежащем планировании и детальном  достижении реализации реформ. В полном объеме в последние годы финансируется лишь реформирование обороноспособности и безопасности страны.Согласно проводимым реформам все муниципальные бюджеты и бюджеты субъектов должны перейти на кассовое обслуживание в Федеральное казначейство. Минфин РФ и подведомственная ему служба - Федеральное казначейство - провели ряд подготовительных мероприятий к переходу на кассовое обслуживание исполнения территориальных бюджетов. В частности, готовится порядок обслуживания бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований через органы Федерального казначейства, который вступил в силу с I января 2006 г.

При подготовке федерального бюджета на 2012 год был рассмотрен пакет налоговых нововведений. Бизнес не раз подчеркивал необходимость корректирования налогового администрирования. Министерство финансов России совместно с представителями бизнеса, Советом по конкурентоспособности и предпринимательству должно завершить обработку этих предложений в кратчайшие сроки с тем, чтобы Правительство могло принять по этим материалам окончательное решение.

На региональном уровне реформирование бюджетного процесса в настоящее  время находится на более низкой, по сравнению с федеральным уровнем, ступени, однако постепенно активизируется. Более чем в 30 субъектах РФ установлены  базовые процедуры осуществления  среднесрочного финансового планирования. Основы регулирования вопросов составления реестров расходных обязательств заложены уже более чем в 70 регионах. Многими из них реестры расходных обязательств были составлены и представлены в Минфин России в мае текущего года.

Работа по реформированию бюджетного процесса зачастую не связывается  с системой стратегического планирования развития соответствующих территорий и не влияет на развитие приоритетных отраслей, не скоординирована с параллельно проводимыми административной реформой и реструктуризацией бюджетного сектора, что представляется неверным.

Основными проблемами развития  бюджетного процесса, которые показывают низкую эффективность бюджетного процесса в Российской Федерации  является:

1. Сохранение материальной и процессуальной зависимости  субъектов РФ от федерального правительства, муниципальных образований от субъектов РФ при составлении и исполнении, соответственно, региональных или местных бюджетов;

2. Принятие финансовых решений за рамками бюджетного процесса; 
отсутствие четких процедур и механизма планирования и исполнения федерального и территориальных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов;

3.  Несоблюдение ресурсных ограничений на всех стадиях бюджетного процесса;

4. Отсутствие прямой увязки и координации макроэкономических и бюджетных показателей на всех стадиях бюджетного процесса;

5. Неполное осознание финансовых последствий принимаемых  решений.

Также проблема развития заключается  в том, что уделяется малое  финансирования закупкам товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий. Совершенствования развития бюджетного процесса в РФ рассмотрим в следующем подпункте.

 

 

 

 

2.3 Направления совершенствования бюджетного процесса

 

 

 

 

В настоящее время бюджетный  процесс в России, благодаря наличию  Бюджетного и Налогового кодексов, а также других законодательных  актов, имеющих непосредственное отношение  к бюджетной сфере, достаточно четко  регламентирован. Это позволяет  законодательным органам власти во время, до начала нового финансового  года, принимать бюджет, а исполнительной власти – работать бесперебойно, постоянно имея необходимые финансовые ресурсы.

Вместе с тем, несмотря на очевидные плюсы, бюджетный процесс в России и, прежде всего, его содержательная сторона нуждаются в коренном реформировании. Это обусловлено тем, что в России в настоящее время отсутствуют включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетныгх расходов. Непосредственно это проявляется в:

• преимущественно годовом планировании бюджетных расходов;

• планировании бюджетных средств исключительно на основе индексации ассигнований прошлых лет;

• отсутствии четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;

• отсутствии четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств;

• ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;

• преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям и отсутствии процедур внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;

• затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджета законодательными (представительными) органами власти, ориентированной на технические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и их реализации;

• нечеткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти.

На ликвидацию перечисленных недостатков  направлена система мер, разработанная  в рамках «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации  в 2004–2006 гг.». Эта Концепция была одобрена постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249.

Главной целью Концепции является создание условий и предпосылок  для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами  в соответствии с приоритетами государственной  политики. Для реализации поставленной цели предлагается осуществить постепенный  переход от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

В настоящее время в основе системы  «управления ресурсами (затратами)»  лежат следующие принципы:

• бюджет формируется путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой по статьям бюджетной классификации РФ;

• существуют жесткие бюджетные ограничения, что обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок;

• ожидаемые результаты не обосновываются;

• управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.

• Концепция «управление результатами» предполагает иные принципы и подходы к управлению бюджетными ресурсами. Они состоят в следующем:

• бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики;

• бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности);

• при планировании бюджетных ассигнований основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ;

• устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана;

• формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ. Детализация программ осуществляется администраторами бюджетных средств;

• создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов – персонала, оборудования, помещений и т. д.;

• ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни;

• приоритет отдается внутреннему контролю;

• оценка результатов деятельности администраторов бюджетных средств осуществляется по достигнутым результатам.

 Организация работы по переходу  к новой системе управления  бюджетными ресурсами, безусловно, потребует много времени. Однако  уже сегодня в соответствии  с «Концепцией реформирования  бюджетного процесса в РФ на 20011–2012 г.» предлагается приступить к осуществлению реформирования бюджетного процесса по следующим направлениям:

1. Реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета.

2. Выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств.

3. Совершенствование среднесрочного финансового планирования.

4. Совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.

5. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления предусматривается  приближение бюджетной классификации  РФ к требованиям международных  стандартов с учетом изменений структуры  и функций федеральных органов  исполнительной власти в рамках административной реформы.

Второе и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств, в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.

Четвертое – основное – направление предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетный расходов и поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результатыВ целях устранения этих недостатков предлагается следующая схема составления и рассмотрения проекта федерального бюджета.

До 1 марта прошлошго года Правительство РФ утверждает макроэкономический прогноз (сценарные условия) на 3 года и при необходимости вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов, влияющих на формирование доходов бюджетной системы РФ, а также уточняет порядок и сроки подготовки прогноза социально-экономического развития РФ, проекта перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

До 1 апреля прошлого года Правительство РФ:

• рассматривает основные параметры перспективного финансового плана, в том числе предварительный объем бюджета действующих и бюджета принимаемых обязательств;

• утверждает принципы и основные подходы к уточнению распределения средств бюджета действующих обязательств по субъектами бюджетного планирования на предстоящие 3 года;

• определяет приоритетные направления использования средств бюджета принимаемых обязательств в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе, в том числе критерии их распределения между субъектами бюджетного планирования на очередной финансовый год;

• дает поручения по подготовке проектов нормативных правовых актов, влияющих на расходные обязательства РФ, а также проектов новых федеральных целевых программ.

До 1 июня прошлого года Правительство РФ рассматривает и утверждает:

• основные направления денежно-кредитной политики;

• перспективный финансовый план на 3 года и основные характеристикпроекта федерального бюджета на очередной финансовый год;

• новые федеральные целевые программы;

• уточненный объем бюджета действующих обязательств и его распределение по субъектам бюджетного планирования на очередной финансовый год и последующие 2 года;

• основные показатели распределения средств бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетного планирования на предстоящие 3 года.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 


Информация о работе Бюджетный процесс РФ