Бюджетный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 5
1.1 Понятие бюджетного процесса 5
1.2 Стадии бюджетного процесса 5
1.3 Принципы бюджетного процесса 10
2. ОПТИМИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 11
2.1 Основные цели и задачи политики 11
2.2 Основные приоритеты бюджетных расходов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

Бюджетная система.docx

— 38.59 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                           3

1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО  ПРОЦЕССА                                                           5

1.1 Понятие бюджетного процесса                                                                                      5

1.2 Стадии бюджетного процесса                                                                                        5

1.3 Принципы бюджетного процесса                                                                                  10

2. ОПТИМИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА                                                          11

2.1 Основные цели и задачи  политики                                                                                11

2.2 Основные приоритеты бюджетных  расходов                                                               17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                      21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                     22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших  институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, барометр его экономического и социального  состояния и политического положения. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства  оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. Выполнение государством возложенных на него функций связано  с наличием у него необходимых  финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в  бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве.

В ходе мобилизации  в бюджет этих средств и их использования  возникают финансовые отношения  между государством, налогоплательщиками  и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

Актуальность данной темы заключается в том, что бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции. После распада СССР в Российской Федерации начался  процесс 

формирования бюджетной  системы, отвечающей новой экономической  ситуации. Протекает данный процесс  очень непросто, на этом пути Правительством совершено немало ошибок, но без  построения современной бюджетной  системы, без выработки чётких принципов  бюджетной политики невозможно дальнейшее движение нашей страны по пути построения цивилизованной современной рыночной экономике и гражданского общества.

Проблема повышения эффективности  государственных расходов для России стоит сейчас очень остро, так  как, с одной стороны, необходимы структурные реформы в экономике  и социальной сфере, а с другой - бюджетные ресурсы РФ очень незначительны, и в ближайшее время существенно  их увеличить не представляется возможным.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

 

1.1 Понятие бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс - это  регламентируемая нормами права  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением1. Бюджетный процесс - главная форма бюджетного планирования, которое в свою очередь является важнейшей составной частью финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства2. Основы бюджетного процесса определила Конституция РФ, уточнил и развил данные нормы Бюджетный кодекс РФ. Порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом РФ, является единым для всех уровней бюджетной системы. Однако субъекты Федерации и органы местного самоуправления конкретизируют порядок бюджетного процесса на своей территории. Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом.

 

    1. Стадии бюджетного процесса

 

Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса:

стадия составления проектов бюджетов;

стадия рассмотрения и  утверждения бюджета;

стадия исполнения бюджета;

стадия составления и  утверждения отчета об исполнении бюджета.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и  этот порядок изменению не подлежит. Сам бюджет действует в течение  одного года -

с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев1. Каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному распределяются государственные финансовые ресурсы. Это определяется общей политикой государства и финансово-кредитной политикой в частности. Несмотря на ежегодные изменения приоритетов и регулярные изменения бюджетной классификации порядок бюджетного процесса остается неизменным. Такой подход характерен для всех демократических стран с рыночной экономикой. Бюджетный процесс является чрезвычайно важным и сложным действием, определяющим порядок деятельности большей части государственных и муниципальных органов власти разного уровня на длительный период времени. При этом бюджетный процесс построен таким образом, что на каждой его стадии решается только строго ограниченный круг вопросов, решение которых на других стадиях не допускается. Подобный подход позволяет жестко разграничить права и обязанности различных органов государственной власти и управления на каждой стадии бюджетного процесса и значительно облегчает проведение финансового контроля в ходе бюджетного процесса.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган  имеет собственные задачи и действует  в пределах закрепленных за ним полномочий. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента РФ1. Субъекты РФ и муниципальные образования в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.

Участниками бюджетного процесса являются2:

Президент Российской Федерации;

органы законодательной (представительной) власти;

органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов  РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного и муниципального финансового контроля;

государственные внебюджетные фонды;

главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

иные органы, на которые  законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Полномочия всех участников бюджетного процесса установлены Бюджетным  кодексом РФ. Для органов федерального уровня кроме Бюджетного кодекса  основным законодательным актом  являются ежегодно принимаемые федеральные  законы о федеральном бюджете1 и о бюджетах внебюджетных фондов2. На территориальном и местном уровне кроме ежегодных законов о бюджетах субъектов РФ, Закон Белгородской области от 31.12.2003 № 109 «Об областном бюджете на 2004 год». бюджетах муниципальных образований Решение Белгородского городского Совета депутатов от 30.12.2003 № 6 «О бюджете города Белгорода на 2004 год». и бюджетах территориальных внебюджетных фондов Закон Белгородской области от 31.12.2003 № 110 «О бюджете Белгородского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год». принимаются специальные законодательные акты регионального Закон Белгородской области от 10.05.2000 № 97 «О порядке и сроках внесения, рассмотрения и принятия закона Белгородской области об областном бюджете». и муниципального уровня, Решение Белгородского город.

Совета депутатов от 23.07.2002 № 285 «Об утверждении положения  о бюджетном устройстве и бюджетном  процессе в городе Белгороде». регулирующие бюджетный процесс. Все законодательные акты о бюджетном процессе получают свое развитие в нормативных актах, принимаемых органами исполнительной власти.

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и  утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий  контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих  уровней бюджетной системы РФ, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными  правовыми актами бюджетного законодательства РФ. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам. Законодательные органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (кроме органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов)1.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта  бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в  том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным  долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение  законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия. Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам2.

Банк России совместно  с Правительством РФ разрабатывает  и представляет на

рассмотрение Государственной  Думы основные направления денежно-кредитной  политики. Банк России обслуживает  счета бюджетов. Банк России осуществляет функции генерального агента по государственным  ценным бумагам Российской Федерации3.

Кредитные организации  могут привлекаться для осуществления  операций по предоставлению средств  бюджета на возвратной основе. Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных  организациях, обслуживающих расчеты  по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и  муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей  территории)1.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными органами РФ, законодательными органами субъектов исполнением соответствующих  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных  и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов  бюджетного законодательства РФ, субъектов  РФ, актов органов местного самоуправления. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные  соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов2.

 

    1. Принципы бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс организуется в соответствии с рядом принципов (Рис.1)

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ