Бюджетное право как отрасль финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 15:20, реферат

Описание работы

В настоящее время в финансово - правовой науке считается, что общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (т.е. отношения, которые в экономической науке называются отношениями по поводу обращения публичных финансов) регулируются соответствующей самостоятельной отраслью права. Такую отрасль называют финансовым правом, а бюджетное право – его крупнейшая подотрасль (институт).
Считается, что финансовой право регулирует общественные отношения в сфере публичной финансовой деятельности, или публичных финансов. Отношения, которые складываются в сфере частных финансов, регулируются предпринимательским, наследственным правом и отчасти нормами трудового, семейного права и права социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

лекции Бюд право студ.doc

— 522.00 Кб (Скачать файл)

 

4) выбытие нефинансовых  активов:

 

уменьшение стоимости основных средств;

 

уменьшение стоимости нематериальных активов;

 

уменьшение стоимости непроизведенных активов;

 

уменьшение стоимости материальных запасов;

 

5) поступление финансовых  активов:

 

поступление на счета бюджетов;

 

увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

 

увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

 

увеличение задолженности по бюджетным кредитам;

 

увеличение стоимости иных финансовых активов;

 

увеличение прочей дебиторской задолженности;

 

6) выбытие финансовых  активов:

 

выбытие со счетов бюджетов;

 

уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

 

уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

 

уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;

 

уменьшение стоимости иных финансовых активов;

 

уменьшение прочей дебиторской задолженности;

 

7) увеличение обязательств:

 

увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

 

увеличение задолженности по внешнему государственному долгу;

 

увеличение прочей кредиторской задолженности;

 

8) уменьшение обязательств:

 

уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

 

уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу;

 

уменьшение прочей кредиторской задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы бюджетной системы РФ и их содержание

 

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах (ст.28 БК РФ):

 

    • Единства бюджетной системы РФ
    • Разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами
    • Самостоятельности бюджетов
    • Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
    • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
    • сбалансированности бюджета 
    • результативности и эффективности использования бюджетных средств
    • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
    • прозрачности (открытости)
    • достоверности бюджета
    • адресности и целевого характера бюджетных средств
    • подведомственности расходов бюджетов
    • единства кассы

 

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации (ст.29 БК РФ)означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

 

 

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации  (ст.30 БК РФ) означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

 

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

 

 

 

 

 

Принцип самостоятельности бюджетов означает (ст.31 БК РФ):

 

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

 

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

 

право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

 

право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

 

недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

 

право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

 

недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

 

недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

 

 

 

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации (ст. 31-1 БК РФ), муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

 

Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

 

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования  (ст.32 БК РФ) дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

 

 

 

Принцип сбалансированности бюджета (ст. 32 БК РФ) означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений и источников уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

 

 

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

 

 

 

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст. 36 БК РФ) означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

 

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

 

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

 

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

 

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

 

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

 

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

 

Принцип прозрачности (открытости) (ст. 36 БК РФ) означает:

 

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

 

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

 

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

 

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

 

Принцип достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ) означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

 

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.";

 

 

Принцип подведомственности расходов бюджетов (ст. 38-1 БК РФ) означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

 

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

 

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

 

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Информация о работе Бюджетное право как отрасль финансового права