Налоговое право, как подотрасль финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:33, реферат

Описание работы

Отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов, регулируются правовыми нормами, образующими в совокупности подотрасль (правовой институт) финансового права – налоговое право.
Система этих норм находит свое закрепление в нормативно-правовых актах органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления.

Содержание работы

Предмет и метод.
История налогообложения.
Классификация налогов.
Налоговые правоотношения.
Принципы налогового права.

Файлы: 1 файл

налоговое право.docx

— 35.17 Кб (Скачать файл)
 

        Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Университет «Мирас» 
 

                          СРС

на  тему: Налоговое право, как подотрасль     финансового права 

               выполнила: Дьяченко А.

группа: ЮР-360 СПО

                                                                                        приняла:    Карабаева Д.Л. 
 
 

               Шымкент 2011 г.

                                            
 
 

               План. 

  1. Предмет и метод.
  2. История налогообложения.
  3. Классификация налогов.
  4. Налоговые правоотношения.
  5. Принципы налогового права.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          1. Предмет и метод.
 

     Отношения и социальные связи, возникающие между  теми или иными  субъектами при установлении, введении и взимании налогов, регулируются правовыми нормами, образующими в  совокупности подотрасль (правовой институт) финансового  права – налоговое право.

     Система этих норм находит  свое закрепление  в нормативно-правовых актах органов  государственной  власти различного уровня и органов местного самоуправления.

     Налогово-правовая норма – это общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения государства.

     Налоговая норма предусматривает  основания возникновения, изменения и прекращения  налоговых правоотношений. Без налоговой  нормы обязанность  уплаты налога не может  считаться законно  установленной и  не влечет для участников налоговых правоотношений никаких юридических  последствий.

     Таким образом, предметом  налогового права  является группа однородных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками  и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов.

     Основной  чертой метода регулирования  налоговых отношений  выступают государственно-властные (централизованные, императивные) предписания  одним участникам налоговых отношений  со стороны других, выступающих от имени  государства (метод субординации).

     Однако  применение в налоговом  праве преимущественно  императивного способа  не исключает использования  рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта-налогоплательщика  (метод координации). Так, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством, налоговый кредит (отсрочку платежа) на основе специального соглашения. Кроме того, частичная диспозитивность поведения подчиненной стороны – налогоплательщика -проявляется и в его возможности формировать свою налоговую политику.

     С учетом вышеизложенного  представляется возможным  дать определение  понятию налогового права.

Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов путем императивного метода воздействия на соответствующие субъекты с элементами диспозитивности.

     В настоящее время институт налогового права является развивающимся правовым образованием, которое формируется в самостоятельную подотрасль финансового права.

     От  налогового права  как правового  института необходимо отличать налоговое  право как научную  и учебную дисциплину.

     Наука налогового права  в настоящее время  только формируется, ее становление –  вопрос ближайшего будущего, это закономерный процесс получения  новых знаний об изучаемом  предмете, систематизации существующих категорий, выводов и суждений о налоговых явлениях.  
 

2.История налогообложения. 

     Налоги  как основной источник образования государственных  доходов известны с давних времен. Налогообложение  присуще всем социальным системам как рыночного, так и планового (нерыночного) типа хозяйствования.

     Его история, как и  история развития государства, насчитывает  тысячелетия. По словам английского экономиста С. Паркинсона:

     «Налогообложение  старо, как мир, и  его начальная  форма возникла, когда  какой-нибудь местный  вождь перегораживал  устье реки, место  слияния двух рек  или горный перевал  и взимал плату  за проход с купцов и путешественников».

     Возникновение налогов связано  с периодом становления  первых государственных  образований. В это  время появляется товарное производство и формируется  государственный  аппарат управления и принуждения (чиновники, армия, суды), необходимостью содержания которых  и было обусловлено  возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных (нерегулярно  уплачиваемых) платежей, носящих преимущественно  натуральную форму. Подданные несли  повинности личного  характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением  для армии

     По  мере преобразования отношений собственности  и укрепления товарно-денежных отношений налоги почти повсеместно  стали принимать  исключительно денежную форму.

     Сначала налоги взимались  в основном на содержание дворцов, общественных зданий и вооруженных  формирований, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство  храмов и дорог. Со временем они становятся основным источником государственных  финансов.

     Одной из первых сформировалась налоговая система  Древнего Рима, ставшая  эталоном для других государственных  систем античности. Достижения этой налоговой  системы находят  отражение и в  современной теории и практике налогообложения.

     На  ранних этапах развития Римского государства  налоговые механизмы  использовались почти  всегда для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами и пошлинами  в соответствии с  размерами своих  доходов и имущественным  состоянием. Документальным основанием для исчисления и уплаты налога являлось заявление об имущественном  состоянии и семейном положении (прообраз современной декларации о доходах).

     Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками (откупщиками).

     В качестве наиболее распространенного  налога Древнего Рима, приносящего наибольший доход в бюджеты  городов, выступал поземельный  налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например налог с оборота -1%, налог с оборота при торговле рабами – 4% и др.

     Впервые в Римской империи  налоги стали выполнять  не только фискальную (т.е. связанную с пополнением  казны денежными  средствами) функцию, но и функцию регулятора экономических отношений. Общее количество налоговых платежей в Древнем Риме было более двухсот.

     Аналогичным образом были построены  налоговые системы  других государств античного  мира: Древней Греции, Египта, Ассирии и  т.д. Последующие  налоговые системы  в основном повторяли  в измененном виде налоговые системы  древности.

     В Европе XVI-XVII вв. повсеместно  налоги носили характер однократных платежей. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося  предварительно полную сумму налога в  казну. Далее, заручившись  государственными полномочиями и применяя принуждение  через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения.

     В конце XVII – начале XVIII вв. во всех государственных  системах происходит формирование налоговых  систем, включающих прямое и косвенное  налогообложение. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот, переправ со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

   Одновременно  с развитием государственного налогообложения  формируется теория налогов, основоположником которой является шотландский экономист  и философ Адам Смит (1723-1790). В своей  работе «Исследование  о природе и  причинах богатства  народов» (1776) он впервые  сформулировал принципы налогообложения:

  • принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности;
  • принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;
  • принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

   Принципы, предложенные А. Смитом, заложили основу современной  теории налогообложения  и дополненные  в дальнейшем сохранили  свою актуальность и  поныне.

3.Классификация налогов. 

     Многообразие  существующих налогов  вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе.

     По  способу взимания налогов различают  прямые и косвенные  налоги. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно  с доходов или  имущества налогоплательщиков. В этом случае размер налогового оклада точно  известен налогоплательщику  или его возможно рассчитать.

     В качестве примера  можно привести подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль  предприятий и  организаций, налог  на имущество, переходящее  в порядке наследования или дарения, и  др.

     Косвенные (иначе – адвалорные) налоги взимаются  через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную  стоимость, налог  с продаж, налог  с оборота, специальный  налог на поддержание  основных отраслей народного  хозяйства и др.). Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком, в этом случае подсчитать практически не представляется возможным. Однако очевидно, что основную часть бремени по уплате этих налогов несут конечные потребители, т.е. физические лица.

     По  субъекту-налогоплательщику  выделяются следующие  группы налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество  физических лиц, налог  на имущество, переходящее  в порядке наследования и дарения, курортный  сбор и др.); налоги с предприятий  и организаций (налог  на прибыль, налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных  дорог, налог на имущество  предприятий и  организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская  Федерация» и образованных на их основе слов и  словосочетаний и  др.). Данная разновидность  не случайно названа  «налоги с предприятий  и организаций», а  не «налоги с юридических  лиц». Это вызвано  тем, что некоторые  организации выступают  плательщиками какого-либо налога, не являясь  при этом юридическим  лицом, в частности  филиалы, представительства, обособленные структурные  подразделения.

     Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия  и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с  владельцев транспортных средств и др.).

Информация о работе Налоговое право, как подотрасль финансового права