Налоговое право, как подотрасль финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:33, реферат

Описание работы

Отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов, регулируются правовыми нормами, образующими в совокупности подотрасль (правовой институт) финансового права – налоговое право.
Система этих норм находит свое закрепление в нормативно-правовых актах органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления.

Содержание работы

Предмет и метод.
История налогообложения.
Классификация налогов.
Налоговые правоотношения.
Принципы налогового права.

Файлы: 1 файл

налоговое право.docx

— 35.17 Кб (Скачать файл)

     По  органу, который устанавливает  и конкретизирует налоги Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

     Государственными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Республики Казахстан и обязательные к уплате на всей ее территории.

     Региональными признаются налоги и  сборы, устанавливаемые  в соответствии с  Налоговым кодексом Республики Казахстан, вводимые в действие законами субъектов Республики Казахстан  и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Республики Казахстан. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Республики Казахстан определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных налоговым законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу.

     Местными  признаются налоги и  сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с  Налоговым кодексом Республики Казахстан нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К государственным налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  • налог на прибыль (доход) организаций;
  • налог на доходы капитала;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • налог на пользование недрами;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • лесной налог;
  • водный налог;
  • экологический налог;
  • федеральные лицензионные сборы

К региональным налогам  и сборам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

    При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Республики Казахстан налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога

К местным налогам  и сборам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на рекламу;
  • налог на наследование или дарение;
  • местные лицензионные сборы. 4,

   По  уровню бюджета, в  который зачисляется  налоговый платеж налоговые платежи  можно подразделить на закрепленные и регулирующие (разноуровневые).

   Закрепленные  налоги непосредственно  и целиком поступают  в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают  в федеральный  бюджет, в региональный бюджет, в местный  бюджет, во внебюджетный фонд.

   Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству.

   В современных условиях в налоговой системе  Казахстана действуют такие регулирующие налоги, как налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.

   Суммы отчислений по таким  налогам, зачисляемые  непосредственно  в республиканский  бюджет республики в  составе Республики Казахстан, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.

   По  целевой направленности введения налога можно  выделить налоги абстрактные (общие) и целевые (специальные).

   Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для  формирования бюджета  в целом, тогда  как целевые (специальные) налоги вводятся для  финансирования конкретного  направления затрат государства .

   К специальным относятся, например, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

   Как правило, для целевых  налоговых платежей создается специальный  фонд (внебюджетный) или в самом  бюджете для подобного  вида налогов вводится специальная статья. 

                 

            4.Налоговые правоотношения. 

     Налоговые правоотношения можно  определить как урегулированные  нормами налогового права общественные отношения, возникающие  по поводу установления, введения и взимания налогов, а также  отношения, возникающие  в процессе осуществления  налогового контроля и привлечения  к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

     К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в  процессе осуществления  контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Налоговым правоотношениям  присущи свои особенности.

     Во-первых, они возникают  в процессе деятельности государства по установлению, введению и взиманию налогов, а также  обеспечению налогового контроля и порядка  привлечения к  ответственности  за совершение налогового правонарушения.

     Во-вторых, налоговые правоотношения включают две группы отношений: общие  и специальные. Первые возникают между  налогоплательщиками  и государством по поводу исполнения налогового обязательства и  имеют денежный характер. Вторые, специальные  правоотношения, возникают  в процессе реализации налогового обязательства  налогоплательщика  перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками, и  т.д.

     Налоговое правоотношение, как  и любое правоотношение, обладает сложной  элементной структурой. Принято выделять субъект, объект и  содержание налогового правоотношения.

     Фактическим содержанием налогового правоотношения являются сами действия, в  которых реализуются  права и обязанности.

     Юридическим содержанием налоговых  правоотношений являются права и обязанности  их участников.

     Основным  содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика  внести в бюджетную  систему или внебюджетный государственный  фонд денежную сумму  в соответствии с  установленными ставками и в предусмотренные  законом сроки, тогда  как государственные  органы имеют право  требовать от налогоплательщика  исполнения данной публично-правовой обязанности.

     Субъективное  налоговое право – это охраняемая государством мера возможного поведения субъектов налогового права.

     Субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность  -требуемые законом вид и мера должного поведения. Например, налогоплательщик обязан уплачивать налоги, а налоговые органы имеют право провести проверку документов налогоплательщика, связанных с уплатой налога. В то же время налоговые органы обязаны обеспечить уплату налогов, а налогоплательщик имеет право потребовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями налоговых органов.

     Реальные  участники налоговых  правоотношений именуются  субъектами налоговых  правоотношений.

     Следует различать понятия  «субъект налогового правоотношения»  и «субъект налогового права».

     Субъект налогового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. носитель субъективных прав и обязанностей. Именно благодаря наличию у данного лица субъективных прав и обязанностей лицо потенциально способно быть участником налоговых правоотношений. В целом понятия «субъект налогового права» и «субъект налогового правоотношения» соотносятся как общее и частное.

Можно выделить группы субъектов  налогового права:

     государственные органы, выступающие, как правило, правомочной  стороной налогового правоотношения и  наделенные в той  или иной степени  компетенцией в сфере  налогообложения, –  Министерство по налогам  и сборам Республики Казахстан в лице государственных налоговых инспекций, таможенные и финансовые органы, органы казначейства, органы налоговой полиции и т.д.; налогоплательщики (плательщики сборов) – физические лица, юридические лица, другие категории плательщиков (филиалы и представительства юридических лиц), на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги; налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика (плательщика сборов) и перечислению в соответствую щий бюджет и (или) внебюджетный фонд налогов и (или) сборов; сборщики налогов и (или) сборов, т.е. лица, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, осуществляющие прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисления их в бюджет.

     Объект  налогового правоотношения – это сам налог как обязательный взнос в бюджет, поскольку по своей сути и природе он выступает тем материальным благом, предоставлением и использованием которого удовлетворяются интересы правомочной стороны налогового правоотношения – государства.

5.Принципы налогового права. 

Принципы  налогового права – это его основные начала, исходные положения. Налоговому праву как составной части правовой системы присущи общеотраслевые принципы, которые находят свое отражение во всех отраслях: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности и т.д.

     Среди специальных, присущих в совокупности исключительно налоговому праву, необходимо выделить следующие принципы.

     Принцип равного налогового бремени предполагает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.

     Принцип установления налогов содержит в себе два аспекта: установление налогов должно осуществляться компетентными органами государственной власти – парламентами, думами и другими представительными органами; установление налогов должно осуществляться только в установленной форме.

     Возлагая  на плательщиков обязанности  по уплате налогов, государство  вместе с тем гарантирует  им и защиту от незаконных налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

     Специальным принципом налогового права необходимо назвать приоритет  налогового закона над  неналоговыми законами.

Это означает, что если в неналоговых  законах присутствуют нормы, так или  иначе

касающиеся  налоговых отношений, то применять их можно  только в том случае, если они подтверждены и соответствуют  нормам, содержащимся в налоговом законодательстве. Следовательно, в  случае коллизии норм применяются положения  именно налогового законодательства.

     Сущность  принципа наличия  всех элементов налога в налоговом законе состоит в следующем: отсутствие хотя бы одного элемента означает, что обязанности  налогоплательщика  по уплате налога не установлены, и следовательно, налогоплательщик вправе не платить данный налог.

Информация о работе Налоговое право, как подотрасль финансового права