Правовой статус дознавателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:39, доклад

Описание работы

В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезные изменения. УПК РСФСР не содержал специальной нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации статуса следователя (ст. 127 УПК РСФСР). Только в отдельных нормах упоминалось о лице, производящем дознание. При этом в УПК РСФСР отсутствовало определение понятия этого участника процесса. В юридической литературе и на практике под лицом, производящим дознание, понимались как штатные дознаватели, так и лица, не назначенные на должность дознавателей, но в силу ведомственных актов обладающие правом проведения дознания.

Файлы: 1 файл

Правовой статус дознавателя.docx

— 29.37 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем названный  Федеральный закон не решил всех проблем дознания. Остался открытым вопрос, озвученный Президентом Российской Федерации на Всероссийском совещании  руководителей правоохранительных органов, относительно того, что дела о менее сложных преступлениях  необходимо и можно расследовать в ускоренном порядке.

Изложенное в полной мере позволяет сделать вывод о  том, что поиск наиболее эффективного механизма расследования, который  бы обеспечивал возможность быстро устанавливать все обстоятельства дела о менее сложных преступлениях  и при этом не нарушал законные права и интересы всех участников уголовного процесса, является объективной  необходимостью29.

Указанные обстоятельства требуют  комплексного изучения вопросов процессуальной регламентации дознания как формы  расследования преступлений с учетом последних изменений действующего законодательства. В заключение нужно  отметить, что необходимость научного рассмотрения проблем производства дознания продиктована радикальными изменениями  уголовно-процессуального законодательства, в котором закреплена фактически новая система правовых норм, регулирующих производство дознания. Однако процесс  создания нормативной правовой основы досудебного производства далеко не закончен.

предварительное расследование  дознание уголовный

 

Заключение

 

В заключение можно сделать  следующие выводы:

Дознание - это форма предварительного расследования, выраженная в виде уголовно-процессуальной деятельности органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, иначе - его  процессуального полномочия, реализуемого в системе органа дознания дознавателем. Она отличается от предварительного следствия по субъекту, осуществляющему  производство, кругу расследуемых преступлений (подследственности) и объему прав участников процесса.

Процессуальные акты органов  дознания и собранные ими доказательства в пределах предоставленной законом  компетенции имеют такое же юридическое  значение, как акты и результаты предварительного следствия.

В сравнении с предварительным  следствием дознание можно рассматривать  как упрощенную и укороченную  по срокам форму расследования, предусматривающую  специальные правила производства по уголовному делу. При этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия

Органами дознания, т.е. органами, наделенными правом производить  предварительное расследование  в форме дознания по уголовным  делам, являются: милиция; командиры  воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; органы ФСБ РФ; начальники исправительно-трудовых учреждений; органы государственного пожарного  надзора; органы пограничной службы РФ; капитаны морских судов, находящихся  в дальнем плавании и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговой полиции; таможенные.

Процессуальный порядок  дознания, регламентированный уголовно-процессуальным законом, един для всех органов дознания и не зависит от их ведомственной  принадлежности. Органы дознания, как  и органы предварительного следствия, решают общие задачи уголовного процесса.

При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное  следствие, орган дознания обязан возбудить  уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения  и фиксации следов преступления, а  также доказательств, требующих  незамедлительного изъятия, закрепления  и исследования.

В российском уголовном процессе впервые на законодательном уровне дано понятие и регламентированы полномочия дознавателя. В соответствии с законом дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное  расследование преступлений в форме  дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов  дознания, дознаватель уполномочен  самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и  принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора  и (или) судебное решение. Дознаватель  вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при  этом письменные указания начальника органа дознания в случаях, указанных  в законе, обязательны для исполнения.

Современная модель дознания, после ряда корректив уголовно-процессуального  закона в большей мере стала отвечать потребностям правоприменительной  практики, однако отдельные проблемы еще нуждаются в законодательном  разрешении, для чего предлагается:

изменить способ законодательной  техники в регламентации порядка  производства дознания, не перечисляя в ч.1 ст.223 УПК РФ необходимые для  этого главы, указать, что порядок  производства дознания определяется общими условиями предварительного расследования  и правилами, установленными настоящим  Кодексом для:

предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными гл.32 УПК РФ;

исключить из ст.223-1 УПК РФ требование о сроке, в течение  которого дознаватель должен допросить  подозреваемого по существу подозрения, так как это необоснованно  усложняет процедуру дознания;

регламентировать возможность  обеспечения в ходе дознания безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников  и близких лиц в случаях, предусмотренных  ч.9 ст.166 УПК РФ, включив как отдельное  положение в ст.223 УПК РФ;

предусмотреть, что производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено на основании  постановления прокурора группе дознавателей в порядке, установленном  ст.163 УПК РФ.

С учетом мирового опыта, отечественный  уголовный процесс нуждается  в процедуре упрощенного и  ускоренного производства по уголовным  делам о преступлениях небольшой  тяжести, которая максимально сокращала  бы промежуток времени между совершением  преступления и принятием по нему соответствующего судебного решения  при соблюдении законных прав и интересов  всех участников уголовного судопроизводства.

Для теории и практики уголовного судопроизводства в настоящее время  актуальна разработка предложений  по совершенствованию нормативного регулирования в УПК РФ вопросов возбуждения уголовных дел органами дознания, порядка и организации  расследования отдельными органами дознания, разграничения компетенции  между органами следствия и дознания.

 

Список использованных источников

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской  Федерации: Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1996 года (с  изм. от 25 июля 2003 года) // СЗ РФ.2003.-№  30.

2. Полный сборник кодексов  РФ. – М.: «Информэкспо», Воронеж,1999.

3. Постановление Пленума  Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №  8 «О некоторых вопросах применения  судами Конституции Российской  Федерации при осуществлении  правосудия» // БВС РФ, 1996. - № 1.

4. Уголовно-процессуальный  кодекс российской федерации  от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)(ред. от 07.04.2010)// "Собрание  законодательства РФ", 24.12.2001, №  52 (ч. I), ст.4921.

5. Уголовный кодекс российской  федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.04.2010)// "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

6. Федеральный закон РФ "О внесении изменений в  Уголовно-процессуальный кодекс  РФ и Федеральный закон "О  прокуратуре Российской Федерации"  от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // "Собрание  законодательства РФ", 11.06.2007, N 24, ст.2913.

7. Федеральный закон "Об  оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (в ред. от 26.12.2008) (принят  ГД ФС РФ 05.07.1995) // Российская газета.21.08.1995.

8. Федеральный закон РФ "О внесении изменений в  Уголовно-процессуальный кодекс  Российской Федерации" от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ // Российская газета.09.06.2007.

9. Федеральный закон РФ "О внесении изменений в  Уголовно-процессуальный кодекс  РФ и Федеральный закон "О  прокуратуре Российской Федерации"  от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // "Собрание  законодательства Российской Федерации  от 30 июля 2007 г. N 31 ст.4011.

Литература:

10. Абдуллаев Ф., Зайцев  О. Дознание по УПК РФ // Уголовное  право. - М.; Интел-Синтез, 2006. - № 3.

11. Александрова О.П., Горяинов  К.К. Дознание в уголовно-исполнительной  системе: проблемы и решения  // Российский следователь. – 2006. - №7.

12. Арестова Е.Н. Производство  органами дознания неотложных  следственных действий по уголовным  делам, по которым обязательно  производство предварительного  следствия // Российский следователь. - М.; Юрист, 2003. - № 10.

13. Бархатова Е.Ю. Комментарий  к Конституции РФ. М.: Издательство: ПРОСПЕКТ, 2010.

14. Быков В.М. Дознание: новое в производстве. Комментарий  к федеральным законам от 06.06.2007 № 90-ФЗ и от 05.06.2007 № 87-ФЗ  Уголовный процесс". - № 08, 2007.

15. Баяхчев В.Г. Недопустимые  доказательства // Комментарий к  Уголовно-процессуальному кодексу  Российской Федерации / Под общ.  ред. В.В. Мозякова. М., 2002.

16. Гаврилов Б. Разграничение  компетенции между следователем  и дознанием: коллизия закона  и ведомственная разобщенность  // Уголовное право. 2006. -№ 1.

17. Гирько С.И. Расследование  преступлений в форме дознания  в системе МВД России // Юридический  консультант: . - М.; ЮРМИС, лд, 2003. - №  7.

18. Дознание в ОВД: Учебное  пособие / Сергеев А.Б.. - Челябинск;  Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД  России, 2003.

19. Дознание в современном  уголовном процессе России: проблемы  совершенствования: Автореф. дис.  канд. юрид. наук / Масленков С.Л. - Нижний  Новгород, 2004.

20. Досудебное производство  по уголовным делам: концепция  совершенствования уголовно-процессуальной  деятельности: Монография / Химичева  Г.П.. - М.; Экзамен, 2003.

21. Захарова С.А. Процессуальные  проблемы предварительного расследования  преступлений в форме дознания /С.А. Захарова. - Тюмень, 2007.

22. Комментарий к Уголовному  кодексу Российской Федерации  (постатейный) / А.В. Бриллиантов,  Г.Д. Долженкова, Я.Е. Иванова и  др.; под ред. А.В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2010.

23. Косова С.А. Особенности  производства дознания по делам,  по которым предварительное следствие  не обязательно // Законодательство  и практика. - Омск; Изд-во Ом. юрид. ин-та МВД России, 2002. - № 1.

24. Кругликов А. Следственные  действия и проблемы их производства  органами дознания по поручению  следователя // Уголовное право. - М.; Интел-Синтез, 2003. - № 3.

25. Мичурина О.В. Концепция  дознания в уголовном процессе  Российской Федерации и проблемы  ее реализации в органах внутренних  дел: М., 2008.

26. Рыжаков А.П. Орган  дознания: понятие и проблемы // Юридический  мир. - М.; Юрид. мир ВК, 2002. - № 1.

27. Сергеев А.Б. Особенности  формирования органов дознания  в России // История государства  и права. - М.; Юрист, 2002. - № 5.

28. Смирнов А.В. Калиновский  К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному  кодексу Российской федерации  /Под ред. А.В.Смирнова. СПб.: Питер, 2003.

29. Суслов В.М. Вопросы  регламентации деятельности органов  дознания в УПК РФ // Новый уголовно-процессуальный  закон: теория и практика применения: Материалы межведомственного «круглого  стола». - М.; Изд-во Моск. ун-та МВД  России, 2003.


Информация о работе Правовой статус дознавателя