Правовой статус дознавателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:39, доклад

Описание работы

В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезные изменения. УПК РСФСР не содержал специальной нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации статуса следователя (ст. 127 УПК РСФСР). Только в отдельных нормах упоминалось о лице, производящем дознание. При этом в УПК РСФСР отсутствовало определение понятия этого участника процесса. В юридической литературе и на практике под лицом, производящим дознание, понимались как штатные дознаватели, так и лица, не назначенные на должность дознавателей, но в силу ведомственных актов обладающие правом проведения дознания.

Файлы: 1 файл

Правовой статус дознавателя.docx

— 29.37 Кб (Скачать файл)

Правовой статус дознавателя

 

В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел  серьезные изменения. УПК РСФСР  не содержал специальной нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие  от нормативной регламентации статуса  следователя (ст. 127 УПК РСФСР). Только в отдельных нормах упоминалось  о лице, производящем дознание. При  этом в УПК РСФСР отсутствовало  определение понятия этого участника  процесса. В юридической литературе и на практике под лицом, производящим дознание, понимались как штатные  дознаватели, так и лица, не назначенные  на должность дознавателей, но в  силу ведомственных актов обладающие правом проведения дознания.

В УПК РФ впервые был  введен термин «дознаватель», под которым  понимается должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование  в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК  РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Тем самым законодатель связал появление этого участника  уголовного судопроизводства с возбуждением уголовного дела, по которому должно проводиться  предварительное расследование  в форме дознания. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что  они должны содержаться в специальной  статье, посвященной данному участнику  уголовного судопроизводства.

Ранее в правовой литературе уже предлагалось ввести в Уголовно-процессуальный кодекс отдельную статью, которая  определяла бы в систематизированном  виде полномочия лица, производящего  дознание.

Так, дознаватель наделен  следующими основными правами:

при проверке сообщения о  преступлении требовать производства документальных проверок, ревизий и  привлекать к их участию специалистов (ч. 4 ст. 144 УПК РФ);

ходатайствовать о продлении  срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях  – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

применять меры процессуального  принуждения (гл. 12 – 14 УПК РФ);

принимать процессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);

осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 40, 157 УПК РФ);

обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора – вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).Следует обратить внимание на тот факт, что обжалование  дознавателем указаний начальника органа дознания и прокурора не приостанавливает их исполнение рассматриваемым участником уголовного судопроизводства;

иные права, предусмотренные  УПК РФ.

Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на дознавателя следующие  обязанности:

осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);

принять, проверить сообщение  о любом совершенном или готовящемся  преступлении (ст. 144 УПК РФ);

в установленный законом  срок принять решение по результатам  проверки сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ);

уведомить заявителя о  принятом решении по результатам  проверки сообщения о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, возбудить  уголовное дело с вынесением соответствующего постановления (ч. 1 ст. 146 УПК РФ);

рассматривать каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в  порядке, установленном главой 15 УПК  РФ (ст. 159 УПК РФ);

принимать меры попечения  о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению  сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);

устраниться от участия в  производстве по уголовному делу при  наличии оснований для отвода, предусмотренных гл. 9 (ст. 62 УПК РФ);

выяснять все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ (ст. 86 УПК РФ);

осуществлять иные обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Отдельно следует заметить, что дознаватель вправе с согласия прокурора возбудить перед судом  ходатайство об избрании в отношении  лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако реализация данного права в случае удовлетворения судом ходатайства накладывает  на дознавателя и соответствующую  обязанность – составить обвинительный  акт не позднее 10 суток со дня  заключения лица под стражу. При  невозможности составить обвинительный  акт в предусмотренный законом  срок изменяется форма расследования  преступления с дознания на предварительное  следствие либо данная мера пресечения отменяется, при этом форма расследования  преступления – дознание – остается прежней (ст. 224 УПК РФ).

Из анализа норм УПК  РФ видно, что основное назначение дознавателя  – осуществление дознания по уголовным  делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Эта форма  предварительного расследования применяется  по уголовным делам о преступлениях  небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК  РФ, и производится в порядке и  сроки, установленные гл. гл. 22, 24 - 29, 32 УПК РФ.

Необходимо отметить, что  новое уголовно-процессуальное законодательство запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое  проводило или проводит по данному  уголовному делу оперативно-розыскные  мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное  и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.

Взаимодействие следователей и органов дознания является одним  из главных условий быстрого и  полного раскрытия преступлений. Под взаимодействием следователей и органов дознания следует понимать основанную на правовых актах согласованную деятельность, направленную на раскрытие и расследование преступлений.

 

3. Проблемы совершенствования  института производства дознания

 

С момента принятия УПК  РФ в 2001 г. институт производства дознания непрерывно подвергается обоснованной критике со стороны правоприменителя. В этой связи для ученых и практических работников представляют интерес изменения  процессуального порядка производства дознания и правового положения  его участников, внесенные федеральными законами от 06.06.2007 № 90-ФЗ20 (далее - Закон  № 90-ФЗ) и от 05.06.2007 № 87-ФЗ21 (далее - Закон  № 87-ФЗ).

Закон № 90-ФЗ впервые ввел в число участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения новую процессуальную фигуру - начальника подразделения  дознания.

Закон № 90-ФЗ дополнил ст.5 УПК  РФ п.17.1, в котором устанавливается: "Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее  специализированное подразделение, которое  осуществляет предварительное расследование  в форме дознания, а также его  заместитель"22.

Кроме того, в главу 6 УПК  РФ, регламентирующую правовое положение  участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения добавлена  ст.40.1 (Начальник подразделения дознания). В соответствии с ч.1 данной нормы  начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в  его подчинении дознавателям имеет  право:

поручать дознавателю  проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст.145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

изымать уголовное дело у  дознавателя и передавать его  другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

отменять необоснованные постановления дознавателя о  приостановлении производства дознания по уголовному делу;

вносить прокурору ходатайство  об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Часть 2 ст.40.1 Кодекса предоставляет  начальнику подразделения дознания право самому возбуждать уголовное  дело в порядке, установленном УПК  РФ, принимать это уголовное дело к своему производству и производить  дознание в полном объеме.

Кроме того, в соответствии с ч.3 данной статьи при осуществлении  своих полномочий начальник подразделения  дознания проверяет материалы уголовного дела, дает дознавателю указания о  направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения23.

Важное положение, регулирующее отношения начальника подразделения  дознания с дознавателем, содержится в ч.4 ст.40.1 УПК РФ. Согласно данной норме указания начальника подразделения  дознания по уголовному делу даются в  письменном виде и являются обязательными для исполнения дознавателем, однако могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. При этом обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. Дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

На практике при реализации данного установления возникают  сложности. УПК РФ не содержит нормы, регламентирующей правовое положение  начальника органа дознания, которому дознаватель может обжаловать указания начальника подразделения. В п.17 ст.5 Кодекса лишь уточняется, что начальник  органа дознания - это должностное  лицо органа дознания, в том числе  заместитель начальника органа дознания, который вправе давать поручения  о производстве дознания и неотложных следственных действий и т.п.

Основные вопросы, касающиеся его полномочий по расследуемому  в форме дознания делу, законодателем  не разрешены.

Представляется, что с  введением новой процессуальной фигуры начальника подразделения дознания следовало аналогичным образом  регламентировать полномочия начальника органа дознания, в том числе его  процессуальные отношения с начальником  подразделения и дознавателем.

Новеллой Закона № 90-ФЗ24 является также ст.223.1 (Уведомление о подозрении в совершении преступления). Согласно данной статье "в случае, если уголовное  дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основания  подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает  подозреваемому, и разъясняет ему  права подозреваемого, предусмотренные  ст.46 настоящего Кодекса, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии  уведомления. В течение 3 суток с  момента вручения лицу уведомления  о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения".

Согласно ч.2 рассматриваемой  статьи в уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:

дата и место его  составления;

фамилия, инициалы лица, его  составившего;

фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и  место его рождения;

описание преступления с  указанием места, времени его  совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию;

пункт, часть, статья УК РФ, предусматривающие  ответственность за данное преступление.

В соответствии с ч.3 ст.223.1 УПК РФ25 при наличии оснований  подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными  пунктами, частями, статьями УК РФ, в  уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в  совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона. Если же по одному уголовному делу установлено несколько подозреваемых, уведомление вручается каждому  их них. Кроме того, ч.5 ст.223.1 Кодекса  требует, чтобы копия уведомления  о подозрении лица в совершении преступления направлялась прокурору. Соответствующее указание законодатель внес также в ст.46 УПК РФ, которая определяет правовое положение подозреваемого на предварительном следствии и дознании.

Таким образом, появилось  новое основание признания лица подозреваемым при производстве дознания по уголовному делу - составленное дознавателем и врученное лицу уведомление  о подозрении в совершении преступления. Между тем закон умалчивает, должен ли следователь делать уведомление  о подозрении в совершении преступления. Такая некорректность со стороны  законодателя при формулировании новых  уголовно-процессуальных норм на практике может породить различные коллизии26. Обращает на себя внимание весьма сложный  процессуальный порядок уведомления  лица о возникшем в отношении  него подозрении. Дознаватель должен составить два документа: уведомление, напоминающее по своему содержанию постановление  о привлечении лица в качестве обвиняемого, и протокол о вручении лицу копии уведомления. Кроме того, копия уведомления должна быть направлена прокурору.

Из других наиболее важных новелл Закона № 90-ФЗ27 следует отметить изменение подследственности уголовных  дел, расследуемых в форме дознания. Преступление, предусмотренное ч.2 ст.158 УК РФ28, переданы из подследственности  органов дознания в подследственность  следователей органов внутренних дел. Таким образом, решение законодателя вполне обоснованно, поскольку речь идет об опасных и наиболее распространенных в настоящее время преступлениях.

Кроме того, в порядок производства предварительного расследования в  форме дознания были внесены изменения. В частности были увеличены сроки  дознания до 30 суток с возможностью продления их прокурором еще на 30 суток. Изменения коснулись также  ч.2 ст.223 УПК РФ: органы дознания получили право возбуждать уголовные дела о неочевидных преступлениях  и др.

Информация о работе Правовой статус дознавателя