Особо охраняемые природные територии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:51, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является полное и всестороннее исследование деятельности особо охраняемых природных территорий Российской Федерации и Республики Башкортостан. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
а) охарактеризованы особо охраняемые территории РФ в целом;
б) выявлены особенности функционирования особо охраняемых природных территорий РБ;
в) дан анализ туристической деятельности на особо охраняемых территориях РБ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Характеристика особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.1 Мировые тенденции сохранения и использования природных ресурсов
1.2 Характеристика сети особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.3 Основы правового регулирования создания и функционирования особо охраняемых природных территорий
Глава 2. Особенности функционирования особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан
2.1 Южно-Уральский государственный природных заповедник
2.2 Национальный парк «Башкирия»
2.3 Государственный природный заповедник «Шульган-Таш»
2.4 Башкирский государственный природный заповедник
Глава 3. Развитие туризма на особо охраняемые природные территории в Республике Башкортостан
3.1 Мировые и отечественные тенденции, влияющие на планирование туризма на особо охраняемых природных территориях
3.2 Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития регионе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 131.01 Кб (Скачать файл)

·          Национальные парки. Имеют зоны с различными ограничениями использования природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. Являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

·          Природные парки. Природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

·          Государственные природные заказники. Территории (акватории) имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Могут создаваться заказники различного профиля: ландшафтные, биологические (ботанические и зоологические), гидрологические и др.

·          Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

·          Дендрологические парки и ботанические сады. Природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач.

·          Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Законом установлено, что ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение[28].

Правительство Российской федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления могут устанавливать и иные категории  особо охраняемых природных территорий. Например, территория зеленых зон, городских  лесов и парков, природно-исторические парки, микрозаповедники, заповедные участки, охраняемые береговые линии и  речные системы, охраняемые природные  ландшафты и другие. Однако в этом Законе не определен правовой статус таких категорий[29].

Примеры категорий  региональных ООПТ:

·          Эколого-этнические, ландшафтно-исторические и эколого-рекреационные зоны (Закон Республики Хакассия «Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Хакассия»);

·          Государственные природные микрозаповедники и микрозаказники, охраняемые вводно-болотные угодья, биологические станции (учебно-научные стационары), охраняемые водные объекты (Закон Красноярского края «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае»);

·          Природная заповедная территория областного значения, природный резерват областного и местного значения (Закон Пермской области «Об историко-культурно-природном наследии Пермской области»).

Предлагается определить более высокий статус для новых  категорий ООПТ, обеспечив их введение не подзаконными актами Правительства  РФ и субъектов РФ, а законами соответствующего уровня, так как  в настоящее время основные категории  ООПТ федерального уровня и на практике субъектов федерации установлены  именно законами. Субъекты РФ, вводя  в своих законах иные категории  особо охраняемых природных территорий, определяют их правовой режим, порядок  создания и т.д.

1.3 Основы правового регулирования  создания, функционирования и охраны  особо охраняемых природных территорий  

 

Система законодательства об особо охраняемых природных территориях  в России имеет два уровня в  соответствии с Конституцией Российской Федерации. Поэтому, помимо федеральных  законов и подзаконных актов, на региональном уровне могут приниматься  законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации  законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не могут противоречить федеральным  законам. В случае противоречия между  федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует  федеральный закон.

На федеральном уровне основу системы правового обеспечения  ООПТ составляют:

- Федеральный закон  «Об охране окружающей среды»  от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;

- Федеральный закон  «Об особо охраняемых природных  территориях» от 14 марта 1995 г.  № 33-ФЗ;

- Земельный кодекс  Российской Федерации от 25 октября  2001 г. № 136-ФЗ;

- Федеральный закон  «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях  и курортах» от 23 февраля 1995 г.  № 26-ФЗ[30].

В соответствии с ними принято большое количество различных  подзаконных актов.

Отношения, связанные  с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются также Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О недрах», Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О животном мире».

Так, Лесным кодексом Российской Федерации определены способы рубок, допускаемых в лесах государственных  природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы. Установлено, что государственные  природные заповедники осуществляют функции государственного управления на закрепленных за ними участках лесного  фонда. Использование, охрана, защита и  воспроизводство лесов на территориях  государственных природных заповедников, национальных парков и природных  парков осуществляется в соответствии с Лесным кодексом и законодательством  Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Учитывая общее право  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации осуществлять взаимное делегирование полномочий, в ряде случаев практикуется заключение государственно-правовых и административно-правовых договоров, предусматривающих такое  делегирование. Подобные нормативные  договоры также выступают в качестве источника права в области  особо охраняемых природных территориях. К числу таких договоров относятся:

- Соглашение о порядке  взаимодействия между Правительством  Республики Башкортостан и Государственным  комитетом Российской Федерации  по охране окружающей среды  по управлению государственными  природными заповедниками Башкирии  и «Шульган-Таш» от 25 июня 1999;

- Соглашение между  Государственным комитетом Российской  Федерации по охране окружающей  среды и администрацией Чукотского  автономного округа о передаче  части полномочий и взаимодействия  в области управления особо  охраняемыми природными территориями  от 7 июля 1997;

- Соглашение между  Министерством охраны окружающей  среды и природных ресурсов  Республики Татарстан о Волжско-Камском  государственном заповеднике от 29 августа 1994;

- Соглашение между  Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики  Саха о разграничении и передаче  осуществления полномочий в области  охраны окружающей среды и  использования природных ресурсов  от 28 июля 1995;

- Соглашение между  Министерством природных ресурсов  Российской Федерации и Администрацией  Ярославской области о взаимоотношениях  в сфере обеспечения деятельности  национального парка «Плещеево  озеро» от 1 февраля 2001;

- Соглашение от 27 мая  1996 между Правительством Российской  Федерации и администрацией Иркутской  области о разграничении полномочий  в сфере владения, пользования  и распоряжения землей на территории  Иркутской области;

- Соглашение от 30 января 1996 между Правительством Российской  Федерации и администрацией Краснодарского  края о разграничении полномочий  в области санаторно-курортного  лечения, отдыха и туризма[31].

Следует отметить, что  в настоящее время в ряде субъектов  Российской Федерации уже приняты  и действуют специальные законы, регулирующие отношения в сфере  организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. Эти отношения регулируются также  соответствующим законодательством  субъектов Российской Федерации[32].

Имущественные отношения  в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо  охраняемых природных территорий регулируются соответствующими статьями действующего гражданского кодекса Российской Федерации. Эти отношения регулируются гражданским  законодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве[33].

Вопросы финансирования ООПТ отражены в бюджетном и налоговом  законодательствах.

Федеральным законом  установлено, также, что содержание права государственной собственности  на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся  на них природные комплексы и  объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не следует  из Федерального закона «Об особо  охраняемых природных территориях»[34].

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые  могут принадлежать лишь определенным участкам оборота либо нахождение которых  в обороте допускается по специальному разрешению определяется в порядке, установленном законом. Владение, пользование  и распоряжение землей и другими  природными ресурсами возможно в  той мере, в какой их оборот допускается  законом и осуществляются их собственником  свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц[35].

В соответствии с Федеральным  законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь  федеральное, региональное и местное  значение.

Поскольку во многих субъектах  федерации местные власти выступают  с инициативами о создании значительного  числа памятников природы местного значения в подготовленном законопроекте  предлагается закрепить возможность  образования этой категории ООПТ.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся  к объектам общенационального достояния  и могут находиться в федеральной  собственности, собственности субъектов  Российской Федерации и в муниципальной  собственности.

В соответствии с Федеральным  Законом «О животном мире», животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной  собственностью. К федеральной собственности  могут быть отнесены различные объекты животного мира, в том числе обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Согласно лесному  законодательству, лесной фонд находится  в федеральной собственности  и хотя предусмотрена возможность  передачи его участков в собственность  субъектов федерации, однако, к настоящему времени подобных прецедентов нет.

Водным кодексом Российской Федерации установлено, что водные объекты, являющиеся особо охраняемыми  природными территориями федерального значения или представляющие собой  часть этих территорий находятся  в собственности Российской Федерации.

Земли и природные  ресурсы различных видов охраняемых природных территорий не изымаются  у владельцев, пользователей и  собственников при их создании.

 

Глава 2. Особенности функционирования особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан 

 

2.1 Южно-Уральский государственный  природный заповедник

Южно-Уральский государственный  природный заповедник организован  в 1979 году (решение о создании заповедника  принято в 1978 году) с целью сохранения уникальных природных комплексов Южного Урала – горно-таежных елово-пихтовых лесов, высокогорных растительных сообществ  и болот.

Заповедник расположен на территории двух субъектов Российской Федерации- Республики Башкортостан и  Челябинской области. Более 90% территории заповедника находится в пределах Белорецкого района Башкортостана. Остальная часть (24,4 тыс. га) - на земле  Катав Ивановского района Челябинской  области. Общая площадь заповедника - 252,8 тыс. га. Это самый большой  по площади заповедник Башкортостана  и всего Южного Урала[36].

На территории заповедника  отражены основные природные особенности  центральной среднегорной части  Южного Урала, для которого он служит природным эталоном. Здесь сохранились  уникальные горные экосистемы, лесные и высокогорные растительные сообщества, находящиеся в экстразональных  условиях на южном пределе своего распространения, а также многие виды растений и животных.

Информация о работе Особо охраняемые природные територии