Особо охраняемые природные територии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:51, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является полное и всестороннее исследование деятельности особо охраняемых природных территорий Российской Федерации и Республики Башкортостан. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
а) охарактеризованы особо охраняемые территории РФ в целом;
б) выявлены особенности функционирования особо охраняемых природных территорий РБ;
в) дан анализ туристической деятельности на особо охраняемых территориях РБ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Характеристика особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.1 Мировые тенденции сохранения и использования природных ресурсов
1.2 Характеристика сети особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.3 Основы правового регулирования создания и функционирования особо охраняемых природных территорий
Глава 2. Особенности функционирования особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан
2.1 Южно-Уральский государственный природных заповедник
2.2 Национальный парк «Башкирия»
2.3 Государственный природный заповедник «Шульган-Таш»
2.4 Башкирский государственный природный заповедник
Глава 3. Развитие туризма на особо охраняемые природные территории в Республике Башкортостан
3.1 Мировые и отечественные тенденции, влияющие на планирование туризма на особо охраняемых природных территориях
3.2 Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития регионе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 131.01 Кб (Скачать файл)

Не смотря на все  опасения общественности, главная задача у компании - это сохранение достояния. Под государственным контролем, но в основном за счет частников, она  должна поддерживать памятники в  состоянии, которое бы обеспечивало их туристскую привлекательность.

В целях обеспечения  деятельности данной компании, культурное наследие Италии получило свою балансовую стоимость и было оценено в  два триллиона евро.

Что это, попытки действительно  продать наследие или попытка  смоделировать новые подходы  к его охране? Признание не только культурной, но и экономической ценности наследия, или поиск способов обеспечения  экономической рентабельности сохранения достояния. Возможно ли создание подобной структуры в России, учитывая снижение роли государства в обеспечении  финансовой стабильности охраны наследия, а также в поиске новых и  действенных способов. Чтобы ответить на целый ряд, данных вопросов, не наш  взгляд необходимо обратиться к изучению приоритетов и механизмов культурой  политики Европы и Италии, дабы прийти к осознанию правомерности или  неправомерности подобных действий, а также возможно применения подобного  опыта в России, в свете дискуссий  о приватизации наследия.

Проблемы обеспечения  сохранности культурного и природного наследия в Европе, как показывает анализ целого ряда документов, актуализировались  в начале ХХ века. Например, в Италии, еще в 1902 году парламентом был  одобрен законопроект, ограничивающий список памятников, подлинными шедеврами, которые должны значиться в каталоге. И хотя через несколько лет  этот закон прекратил свое существование  он послужил образцом для многих европейских  стран. В 1939 году Италия принимает закон  №1089 «Об охране предметов, представляющих художественный и творческий интерес». Во Франции охрана наследия регламентируется законом «Об исторических памятниках» от 31 декабря 1913 года. В Германии, в тех землях, где не приняты новые законодательные акты, как например, в земле Гессен «О защите памятников культуры» 1974 года, действуют законы, принятые еще в конце XVIII века, как параграф 33 восьмого титула части I Общего Прусского земельного права от 5 февраля 1799[5].

Также именно в этот период вместе с формированием национальной законодательной системы европейских  стран, начинают появляться различные  государственные и общественные структуры, основным предназначением  которых как раз и становиться  защита культурного и природного наследия. Одной из старейших европейских  структур подобного рода является независимая  общественная благотворительная организация  «Нэшнл Траст» («National Trast» -«Национальная  опека»). Созданная в результате частной инициативы, в настоящее  время она является ведущей силой, занимающийся охраной природного и  культурного наследия Британских островов. Под ее защитой находятся 565 тыс. акров сельских ландшафтов, более 500 миль ненарушенного побережья; 300 исторических зданий и садов, открытых для посещения. Организация насчитывает более 2 млн. членов, координируемых 16 региональными  и 3 ведущими бюро, в т.ч. в Лондоне. Первый акт, прошедший через английский парламент, утверждал, что данная организация  создана в целях содействия постоянному  содействию сбережения ради блага нации, земель и арендуемых владений, обладающих природной красотой или исторической ценностью. Согласно действующему в  Англии законодательству, продажа собственности  Траста возможна только с разрешения британского парламента. Передача Трасту частных поместий оставляет право  пожизненного проживания в них бывших владельцев (что предотвращает их продажу случайным лицам)[6].

Стоит отметить, что  Великобритания, в выборе свое культурной политики по отношению к культурного  и природному наследию, придерживается позиции определяющей роли именно общественных организаций, при опоре на местные  органы власти. Роль центрального государственного управления объектами наследия в  стране сведена к минимуму. Подобной политики придерживаются и такие  страны как США, Австралия, т.е. англоязычные страны, реализующие сходные модели культурного развития.

Если же говорить о  целом ряде других европейских стран, таких как Франция, Италия то их культурная политика по отношению к наследию стоится, наоборот, на основе определяющей роли государства в заботе о национальном достоянии. Культурная политика данных стран пошла по пути создания специализированных государственных органов охраны наследия, например, Министерство культурного  достояния в Италии, Министерство культуры во Франции, и создания централизованной государственной системы охраны.

Таким образом, можно  сказать, что в начале ХХ века в  европейских странах наметилась тенденция к созданию национальных правых систем в целях зашиты достояния, а также формирование специализированных общественных и государственных структур, преследующих эти же цели. Все эти тенденции, безусловно, были вызваны рядом объективных факторов.

Во второй половине ХХ века, после II Мировой войны тенденции  сохранения национального достояния  усиливаются. Начинает формироваться  международная система права  в этой области. В 1954 году принимается  Гаагская Конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», в 1972 году Конвенция ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного  и природного наследия». В период с 1971 по 1975 гг. в странах, входящих в  Организацию экономического сотрудничества и развития, был принят 31 важнейший  национальный закон в области  охраны окружающей среды в сравнении  с 4 законами в период с 1956 по 1960 гг., 10 законами - с 1960 по 1965 гг. и 18 законами – с 1966 по 1970 гг.[7]

Начиная с 1972 года в  разных регионах мира объектами культурного  и природного наследия на середину 2005 года было признано 825 объектов. Побудительным  мотивом к этому стало более  глубокое понимание значимости этих объектов для современного и будущих  поколений.

Также именно во второй половине ХХ века создаются специализированные государственные органы охраны национального  достояния. В Италии в 1975 году – Министерство культурного достояния (Министерство по вопросам охраны памятников культуры), во Франции в 1970 году, создается высшая и департаментская комиссии по охране местных пейзажей, имеющих историческое, научное или художественное значение. Данный этап в культурной политике европейских стран, обусловлен уже  иными факторами, чем в начале века. Во-первых, это разрушение и  потеря огромного количества культурных ценностей во время войны, перемещение  их на чужую территорию. Во-вторых, в 70-х годах ХХ века, Дэниэл Белл провозгласил идею о наступлении эры постиндустриального  общества, которое как показали исследования различных ученых, не обязательно  дружелюбно к наследию. Глобализация, как объективный процесс также  начинает развиваться в этот период. Формирование однополярного мира привело  к объединению усилий европейских  стран вокруг защиты национальной идентичности и культурного разнообразия. И  если раньше та или иная страна, в  одиночку могла решить возникшие  перед ней проблемы в обеспечении  сохранности культурного и природного наследия, то современная социокультурная  ситуация, требует часто усилий всего  мирового сообщества. Именно поэтому, начиная, примерно с 70-х годов ХХ века формируется международная  система охраны наследия, призванная объединить усилия различных стран  в деятельности по его охране.

Одна из последних  конвенций ЮНЕСКО «Об охране и  поощрении разнообразия форм культурного  самовыражения», принятая в 2005 году, утверждает то, что культурное разнообразие является неотъемлемой отличительной чертой человечества. Культурное разнообразие является общим наследием человечества, необходимо дорожить им и сохранять  его на благо всех, сознавая, что  культурное разнообразие создает богатый  и многообразный мир, который  расширяет диапазон выбора и обеспечивает питательную среду для человеческих возможностей. Именно подобного рода усилия способны противостоять проблемам современного общества.

Однако несмотря на универсальность подходов европейских  стран в деятельности по охране наследия, тем не менее, каждая страна имеет  и свой уникальный опыт в этой области, использует собственные средства и  методы защиты национального достояния.

На мой взгляд, Италия в сравнении с другими странами Европы, первая приступила к выработке  концепции охраны национального  достояния. Это объясняется хотя бы таким фактом, что эта страна владеет 40 процентами мирового культурного  наследия. 40 объектов включены в Список всемирного наследия. В Италии, наряду с такими признанными культурными  центрами, как Рим, Неаполь, Флоренция, существуют и другие не менее известные  широкой общественности центры - Милан, Венеция, Модена и т.п.. Италия сосредоточила  на своей территории наследие разных исторических эпох – Античности, Средневековья, Возрождения, что обуславливает  особенности культурной политики в  данной сфере[8].

Основными субъектами культурной политики Италии являются - государство, 20 регионов, имеющих законодательную  власть, провинции и муниципалитеты - эти четыре уровня делят ответственность  за управление культурой в Италии:

а) государство несет  ответственность за культурное наследие, национальные библиотеки и музеи, а  также за развитие всех видов искусства  и субсидирование культурной индустрии  государство также ответственно за развитие культурных связей с зарубежными  странами;

б) регионы, созданные  в 1970 г., ответственны за местные библиотеки и музеи, а также за «развитие  культурных интересов региона»;

в) провинции также  очень активны в организации  культуры. Региональное законодательство предусматривает делегирование  им культурной координаторской деятельности на своей территории. Однако основная роль на местах выполняется муниципалитетами, которые управляют культурными  институтами (библиотеками, музеями, муниципальными театрами) и защищают национальное наследие. Кроме того, они занимаются выставками, фестивалями, летними мероприятиями[9].

Недостатком такой  структуры является отсутствие единой политики на национальном уровне, которое  становится все большей проблемой, как по национальным, так и международным  причинам. Недостаток координации приводит иногда к конфликтам между различными министерствами, региональными и  муниципальными органами, что вообщем-то неизбежно при многосубъектности  культурной политики. А координация  усилий это долгий и сложный процесс.

Финансирование культуры в итальянском бюджете обозначено под рубрикой «Образование и культура». Расходы разделены между четырьмя административными уровнями - расходы  государства, регионов, провинций и  общин. - самыми незначительными являются расходы провинций, в отличие  от существенных ассигнований государства  и общин. Динамика расходов государства следующая: в 1970 г. 35% расходов бюджета на культурные нужда было отдано национальному достоянию, в 1986 г. эта доля составила уже 60%. Например, в 1985 году, финансовые ассигнования а кульутру составили 1450 млд. Лир. Эта сумма была распределена следующим образом. Министерству по вопросам охраны памятников культуры – 72 процента, региональным властям – 24 процента, 3 процента другим министерствам. Следовательно, приоритетным направлением в культурной политике является, безусловно, охрана наследия

Кроме обычного финансирования сферы культуры, существует также  дополнительные финансовые ассигнования, так сказать, «адресные», то есть направленные на реставрацию конкретных памятников культуры, специальные культурные программы  и т.д. Закон №84 от 19 апреля 1990 г. предусматривает  специальную программу по каталогизации  памятников культуры и защите культурного  национального достояния, на эту  программу выделен грант в 130 млрд. лир и одобрено 65 проектов.

Немалую роль в финансировании наследия играет и частное субсидирование. Очевиден тот факт, что около 60% национального  достояния находится в частном  владении, и государство обладает достаточными юридическими возможностями  для стимулирования частных инвестиций. Так, предусмотрен вычет следующих  расходов из налоговой декларации: расхода на реставрацию или поддержку  недвижимых или движимых культурных ценностей и пожертвования государству  или общественным организациям, фондам или ассоциациям на покупку или  реставрацию культурных ценностей  или организацию выставок или  научных исследований.

В последнее время  Италия переживает настоящий бум  культурного спонсорства. В 2005 г. размер спонсорских ассигнований достиг 650 млн. франков, что вдвое больше аналогичных  показателей во Франции и Германии. Основными спонсорами являются банки, предприятия и страховые компании[10].

Также весомую прибыль  приносит туризм, являющийся основным видом деятельности страны. Но в  то же время рост культурного туризма  ставит перед страной следующие  проблемы:

-регулирование массы  туристов по сезонам и городам;

-обеспечение сохранности  культурного достояния, в целях  повышения его привлекательности.

Современный этап культурной политики Италии в области охраны национального достояния характеризуется  реформами, укреплением отношений между государством и частным сектором.

Основная же проблема современной культурной политики Италии – это обеспечение эффективной  экономической политики в области  охраны культурного и природного наследия. Обладание столь большим  количеством культурных ценностей, не только обеспечивает чувство гордости за страну, но и внушает озабоченность, потому что наследие требует не только постоянной заботы и внимания, но и  значительных капиталовложений.

Таким образом, подводя  итог параграфа, можно сказать, что  для России, опыт Италии в обеспечении  сохранности национального достояния  может оказаться весьма ценным. Особенно, то что касается децентрализации  и демократизации культуры, в России это пока нерешенный вопрос. Также  в России, остро стоит проблема приватизации объектов наследия. В  Италии 60 % объектов наследия находятся  в частной собственности, и процесс  их приватизации будет продолжен. Ни одно государство в мире не способно содержать все свое национальное достояние, и чтобы его сохранить, и России необходимо пойти по пути европейских стран.

1.2 Характеристика сети особо  охраняемых природных территорий  Российской Федерации

Развитие сети федеральных  ООПТ. Существующая федеральная система  особо охраняемых природных территорий формировалась свыше 85 лет и включает: 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,7 млн. га, в том  числе 27,2 млн. га сухопутной с внутренними  водоемами (1,6% площади России)[11], 35 национальных парков общей площадью 7 млн. га (0,4% площади России)[12], 69 государственных природных заказников общей площадью 12,5 млн. га (0,7% площади России), 28 памятников природы федерального значения общей площадью 0,04 млн. га. Совокупная площадь выше перечисленных особо охраняемых природных территорий составляет 53,2 млн. га (3,1% площади России)[13].

Сеть государственных  природных заповедников и национальных парков стала особенно динамично  развиваться начиная с 1992 года. За этот период создано 26 новых заповедников, 18 национальных парков, 7 государственных  природных заказников федерального значения и 3 памятника природы федерального значения. Общая площадь этих ООПТ составила 27 млн. га. Кроме того, за это  время были расширены территории 21 заповедника, в общей сложности  на 2,6 млн. га.

Информация о работе Особо охраняемые природные територии