Особо охраняемые природные територии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:51, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является полное и всестороннее исследование деятельности особо охраняемых природных территорий Российской Федерации и Республики Башкортостан. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
а) охарактеризованы особо охраняемые территории РФ в целом;
б) выявлены особенности функционирования особо охраняемых природных территорий РБ;
в) дан анализ туристической деятельности на особо охраняемых территориях РБ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Характеристика особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.1 Мировые тенденции сохранения и использования природных ресурсов
1.2 Характеристика сети особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.3 Основы правового регулирования создания и функционирования особо охраняемых природных территорий
Глава 2. Особенности функционирования особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан
2.1 Южно-Уральский государственный природных заповедник
2.2 Национальный парк «Башкирия»
2.3 Государственный природный заповедник «Шульган-Таш»
2.4 Башкирский государственный природный заповедник
Глава 3. Развитие туризма на особо охраняемые природные территории в Республике Башкортостан
3.1 Мировые и отечественные тенденции, влияющие на планирование туризма на особо охраняемых природных территориях
3.2 Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития регионе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 131.01 Кб (Скачать файл)

Ясно, что достойный  уровень сервиса стимулирует  большее использование ОПТ людьми и определяет характер этого использования. Всегда, когда это возможно, объекты  инфраструктуры должны способствовать пониманию посетителями ценностей  данной ОПТ. Хорошее проектирование позволяет туристам чувствовать  себя более комфортно и ответственно в тех уникальных местах, которые  они посещают. Посетители, которые  чувствуют себя комфортно, будут  выше ценить территорию и, скорее всего, будут готовы оказать помощь в  ее сохранении. Фокус на удовлетворение потребительских желаний стал особенно усиливаться в последние десятилетия. Потребности посетителей теперь более внимательно изучаются  на этапе планирования, проводится мониторинг с помощью карточек пожеланий  и опросов мнений туристов. В итоге, свидетельством эффективного управления ОПТ является планирование инфраструктуры и услуг, основанное на понимании  текущих и потенциальных запросов посетителей.

Хорошее проектирование важно, так как хорошо спланированная деятельность приносит наибольший успех. Такие территории лучше функционируют  и привлекают больше посетителей. Однако хорошее проектирование не означает, что проект становится обязательно  дорогостоящим. Часто успех основан  на простых решениях и несложен во внедрении.

Культурно ориентированное  проектирование и управление ОПТ  очень важно при оказании услуг  посетителям. Качества, необходимые  менеджерам ОПТ – вежливость, толерантность, чувство справедливости и самое  главное – ответственное отношение  к культурному наследию и ценностям  территории. Наследие – это широкое  понятие, которое включает не только дикую природу, ландшафты, но также  и исторические места, археологические  памятники, коллекции, культурные и  исторические традиции, такие как  церемонии, ритуалы, фестивали и  даже просто родной язык, народные поверья и опыт. Более того, разные народы и отдельные личности по-разному трактуют наследие: для кого-то это здания и сооружения; для других – стиль жизни и культура общежития.

Поскольку наследие включает и культурную составляющую, нужно  приложить все усилия к созданию культурных ценностей данной местности  до того, как начнется проектирование ОПТ. Развитие туризма может стимулировать  охрану культурных ландшафтов и, через  повышение степени общественного  интереса, обеспечивать финансирование, поэтому сотрудники ОПТ должны особенно внимательно подходить к управлению культурными памятниками. Объекты  культуры, выделенные в качестве участков наследия законодательно, требуют повышенного  внимания, но воздействие туризма  не ограничивается пределами наиболее ценных участков, поэтому нужно особенно внимательно изучать все виды этого воздействия и управлять  ими.

Нужно отметить, что  если на хорошо известных охраняемых территориях развитых стран поток  туристов велик, то недавно созданные  парки часто борются за посетителей. Это особенно верно для развивающихся  стран, где деятельность ОПТ часто  напрямую зависит от туристических  доходов, но число посетителей столь  невелико, что не может обеспечить даже минимально необходимое для  ОПТ финансирование. Таким образом, в некоторых случаях необходима стратегия управления большими потоками посетителей, в других, напротив, комплекс мер по привлечению туристов на территорию[69].

Существует широкий  спектр стратегий по управлению воздействиями  туризма на ОПТ. Выбор подходящей осуществляется с учетом имеющихся  нормативных требований и ограничений  и на основе оценки эффективности  стратегии и существующих ресурсов.

Существует четыре принципиально разных подхода, которые  можно использовать для сокращения негативного воздействия туризма  на ОПТ:

1.         управление предложением в области турпродуктов или возможностей для посещения, например, путем увеличения мест для посещения или времени пребывания;

2.         Управление спросом, например, через ограничение времени пребывания, численности посетителей или вида использования территории;

3.         Управление ресурсами, в том числе способностью выдерживать воздействие, например проведение защитных мероприятий или развитие инфраструктуры;

4.         Управление воздействием, например снижение негативного воздействия через изменение типа использования или рассредоточение нагрузки.

Туризм на охраняемых территориях многих стран является значительным и постоянно расширяющимся  сегментом экономики. Например, туризм на ОПТ в США и Канаде в 1996 году обеспечил вклад в экономику  в диапазоне от 236 до 370 млрд. долларов США[70]. В целом, оценочных данных такого рода недостаточно, а те, что имеются – не выглядят надежными. В результате и общество, и правительство недооценивают выгоды, получаемые от развития туризма на ОПТ, и поэтому не оказывают необходимой финансовой поддержки, которая могла бы способствовать еще большему увеличению доходов от туризма.

Отсутствие систематического полномасштабного сбора экономических  данных о функционировании ОПТ означает, что важный сектор экономики остается незамеченным. Отсутствие адекватных статистических данных создает информационное «белое пятно»; такие природные ресурсы  на языке экономики имеют нулевую  цену. Это приводит к разрушению природных территорий, что влияет на снижение темпов экономического развития в настоящем и будущем.

При этом практически  повсеместно наблюдается недостаточное  финансирование охраны природы. Большинство  ОПТ в мире не получают необходимых  финансов; некоторые из них буквально  «голодают», даже несмотря на то, что  они являются ключевыми элементами в развитии местной туристической  отрасли.

Суммарная экономическая  ценность ОПТ состоит из материальных и нематериальных ценностей. Материальные ценности могут быть прямые и косвенные. Прямые ценности определяются на основе рыночной цены. Косвенные ценности – не рыночные и они могут подразделяться на следующие категории: потенциальные, ценности существования и наследования. Продолжаются дебаты о том, являются ли потенциальные ценности материальными  или нет, так как сейчас они  не материальны, но в будущем будут  материальными. Все нематериальные ценности также являются нерыночными.

Туризм на ОПТ в  большинстве случаев рассматривается  как источник прямых материальных доходов  для территории. Однако туризм на ОПТ  вносит вклад и в другие ценности. После посещения ОПТ туристы  становятся более осведомленными о  территории и поэтому более расположены  делать пожертвования, они ратуют за ее лучшее сохранение для будущих  поколений. Фактически, они выказывают свое понимание как материальных, так и нематериальных ценностей  ОПТ.

Можно использовать разные подходы для оценки влияния туризма  на экономику ОПТ.

Оценка экономического воздействия учитывает все финансовые трансакции, которые сделаны разными  секторами и имеют какое-либо отношение к ОПТ. Измеряется также  их влияние на местную, региональную и национальную экономику. Влияние  может быть измерено такими показателями как валовой национальный продукт, заработная плата или количество созданных благодаря ОПТ рабочих  мест.

Экономическое воздействие  проявляется при осуществлении  каждой финансовой сделки, например, когда  ОПТ покупает расходные материалы  или туристы оплачивают услуги. Такое  воздействие существует независимо от источника финансов или места  жительства туристов. Все экономические  воздействия измеряемы рынком.

Экономическая выгода – это та выгода, которую ОПТ  привносят в локальную, региональную или национальную экономику. Выгода определяется по повышению уровня благосостояния данной территории. Выгода – это  больше чем чистая прибыль: в нее  также входят нерыночные ценности, которые обычно можно выразить в  денежном эквиваленте. На этапе создания ОПТ потенциальная экономическая  выгода должна сравниваться с иными  доходами, которые могут быть получены при альтернативном использовании  территории. Эти результаты должны использоваться в любом экономическом  анализе при принятии решения  об использовании земли[71].

Когда государственное  ведомство по управлению ОПТ на национальном уровне расходует бюджетные деньги на развитие той или иной ОПТ, это  создает выгоду для местной экономики: деньги приходят извне региона и, тем самым, повышают его благосостояние. Однако на национальном уровне никакого повышения благосостояния не происходит, а происходит лишь его перераспределение. В этом случае мы можем говорить о получении выгод на местном  уровне, но не национальном. Это также  применимо в тех случаях, когда  служба ОПТ полностью или частично финансируется за счет налогов, так  как эти деньги привлекаются и  расходуются внутри региона. Однако когда финансы поступают из международных  источников, например, программ развития Глобального экологического фонда, то они приносят реальную выгоду местной  экономике.

Подобным образом, иностранные  туристы представляют внешний источник поступления капиталов и повышения  благосостояния как для страны в  целом, так и для местной экономики  в частности. Таким образом, расходование денег иностранными туристами является и выгодой, и экономическим воздействием. Однако любые траты, которые позволяют  себе местные жители на ОПТ, представляют собой лишь перераспределение средств, то есть воздействие существует, а  прибыль отсутствует.

Нерыночные выгоды развития туризма на ОПТ измеряются с помощью двух методик: Метод  оценки стоимости путешествия и  Метод оценки готовности платить.

Исследования по оценке экономических показателей деятельности ОПТ лучше всего выполняют  специалисты, получившие образование  в области бизнеса, экономики  и финансов. Некоторые крупные  агентства, такие как Служба национальных парков, Служба национальных парков, рыбы и дичи Нового Южного Уэльса и Служба парков Канады, нанимают на работу таких  специалистов[72]. Наличие таких специалистов делает возможным подготовку оценочных анкет, которые могут использоваться на местах и теми сотрудниками, которые не имеют экономического образования. Менее обеспеченные агентства могут скооперировать с экономическими факультетами местных университетов, чтобы обеспечить их необходимыми кадрами для проведения исследований. В развивающихся странах имеет смысл привлекать средства доноров, особенно там, где доноры поддерживают деятельность ОПТ в целом.

Возможности управления ОПТ определяются финансированием. Основой финансирования деятельности многих ОПТ был и продолжается оставаться государственный бюджет. К сожалению, многие ОПТ получают недостаточное финансирование для  организации работы по охране природы  и развитию туризма на должном  уровне. В настоящее время большинство  правительств не финансируют ОПТ  в полном объеме. В целом по миру, суммарное бюджетное финансирование всех ОПТ соответствовало их потребностям примерно на 24%[73]; причем в большинстве стран наблюдается тенденция дальнейшего его снижения. Даже в развитых странах, имеющих продолжительную историю развития охраняемых территорий, получать нужное бюджетное финансирование становится с каждым годом все труднее.

Усредненные показатели государственного финансирования ОПТ  в развитых странах (2058 долларов США  на кв. км.) намного превышают аналогичные  показатели в развивающихся странах (157 долларов США на кв. км.), где государственный  бюджет намного скромнее, а охрана природы не является национальным приоритетом[74].

Как правило, в развивающихся  странах сотрудники ОПТ получают мизерную зарплату, инвестирование в  ОПТ носит ограниченный характер, тогда как другие типы землепользования считаются более выгодными. Однако развивающиеся страны могут получать финансирование и иную поддержку  от программ международной помощи, проектов НПО и от других доноров. Как и в других развивающихся  странах, средства, необходимые для  развития инфраструктуры и приобретения техники и оборудования для ОПТ, в восточной и южной Африке поступают из перечисленных выше источников; в то время как текущие  расходы в значительной степени  покрываются доходами от туризма.

На фоне все сокращающегося государственного финансирования ОПТ, сотрудникам необходимо искать новые  подходы к фандрайзингу, и нет  более многообещающего источника  дополнительного финансирования, чем  туризм. Но даже там, где туризм является потенциально значимым источником доходов, эта отрасль сама по себе не в  состоянии обеспечить выполнение всех задач в области сохранения природного и культурного наследия. ОПТ также  предоставляют широкие наборы иных важных для общества услуг, которые  должны получать государственную поддержку. Таким образом, есть все основания  для того, чтобы и в дальнейшем государство оказывало поддержку  ОПТ.

Многие ОПТ взимают  входную плату либо с каждого  человека, либо с транспортного средства или применяют комбинированный  подход. Многие ОПТ предоставляют  рекреационные услуги, как, например организованные экскурсии или проведение специальных мероприятий. Часто  за такое обслуживание взимается  отдельная плата, которая покрывает  операционные расходы и позволяет  финансировать иные мероприятия  на ОПТ. ОПТ, в которые въезд транспорта разрешен, обязаны предоставлять  посетителям парковочные места. Взимание платы за парковку может  быть выгодным источником доходов. Например, многие кемпинги автоматически включают в стоимость пребывания на их территории парковку только одного автомобиля. Со всех дополнительных транспортных средств взимается дополнительная плата. Доходы, реально поступающие в бюджет ОПТ, помогают изменить общественное мнение в пользу взимания платы с посетителей.

Одной из главных статей расходов для туристов являются затраты  на проживание. Некоторые ОПТ имеют  кемпинги, избушки или коттеджи и  взимают соответствующую плату  за пребывание в них. Плата за размещение может быть главным источником дохода для ОПТ. Менеджмент таких объектов является сложной задачей, требующей  специально обученного персонала и  бизнес-планирования[75].

Информация о работе Особо охраняемые природные територии