Особо охраняемые природные территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Определить понятие и состав земель особо охраняемых территорий и объектов;
Охарактеризовать правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, земель рекреационного назначения, земель историко – культурного назначения и особо ценных земель.

Содержание работы

Введение с.3
Глава 1. Понятие и состав земель особо охраняемых
территорий и объектов. с.5
Глава 2. Правовой режим земель особо охраняемых
территорий и объектов. с.10
§ 2.1. Правовой режим земель особо охраняемых
природных территорий. с.14
§ 2.2. Правовой режим земель природоохранного
назначения. с.25
§ 2.3. Правовой режим земель рекреационного назначения. с.26
§2.4. Правовой режим земель историко – культурного
назначения. с.27
§2.5 Правовой режим особо ценных земель. с.30
Заключение. с.33
Список использованной литературы. с.34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение          с.3

Глава 1. Понятие и состав земель особо охраняемых

территорий и объектов.        с.5

Глава 2. Правовой режим земель особо охраняемых

территорий и объектов.        с.10

§ 2.1. Правовой режим земель особо охраняемых

природных территорий.               с.14

 § 2.2. Правовой режим  земель природоохранного 

назначения.              с.25

§ 2.3. Правовой режим земель рекреационного назначения.  с.26 

§2.4. Правовой режим земель историко – культурного

 назначения.         с.27

§2.5 Правовой режим особо  ценных земель.    с.30

Заключение.         с.33

Список использованной литературы.     с.34

 

Введение

Одними из основных задач  в сфере сохранения и восстановления природной среды являются создание и развитие особо охраняемых природных  территорий разного уровня и режима, прежде всего особо охраняемых природных  территорий федерального значения, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов природно-заповедного  фонда России, сохранение уникальных природных комплексов.

К землям особо охраняемых территорий относятся земельные  участки, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и  иное ценное значение, которые изъяты постановлениями федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и  гражданского оборота и для которых  установлен особый правовой режим.

В нашей стране уделяется  большое внимание созданию, функционированию и защите особо охраняемых территорий - землям особо охраняемых природных  территорий, землям природоохранного, рекреационного, историко-культурного  назначения, иным особо ценным землям.

 Как на уровне Федерации,  так и на уровне ее субъектов  и местного самоуправления площадь  этих земель неуклонно возрастает.

Целью курсовой работы является изучение правового режима земель особо  охраняемых территорий и объектов.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Определить понятие и состав земель особо охраняемых территорий и объектов;
  2. Охарактеризовать правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, земель рекреационного назначения, земель историко – культурного назначения и особо ценных земель.

 

 

Глава 1. Понятие  и состав земель особо охраняемых территорий и объектов.

Земельное законодательство выделяет в самостоятельную категорию, земли особо охраняемых территорий и объектов, на которых располагаются  природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, рекреационное, эстетическое и оздоровительное  значение. Это — не затронутые хозяйственной  деятельностью участки природы, сохранившие первозданную красоту, уникальные ландшафты, лесные массивы, выходы горных пород, экосистемы, имеющие  ценность в качестве среды обитания редких и исчезающих видов животных и растений, природные объекты  — свидетели исторических событий, места отдыха граждан.

Ценность таких комплексов и объектов обусловливает необходимость  их охраны от неблагоприятных антропогенных  воздействий, что требует их полного  или частичного изъятия из хозяйственного использования и оборота и  установления в пределах их границ режима особой охраны. В зависимости  от цели создания, площади, естественных характеристик особо охраняемые территории, комплексы и объекты  бывают различных видов. В число  особо охраняемых территорий, комплексов и объектов входят заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники  природы, дендрологические парки и  ботанические сады, лечебно-оздоровительные  местности и курорты, зеленые  и пригородные зоны, памятники  садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы, водоохранные зоны, природные ландшафты, биологические  станции, микрозаповедники, особо ценные лесные массивы. Допускается создание иных видов охраняемых территорий, комплексов и объектов.

Особо охраняемые территории, комплексы и объекты могут  располагаться на различных категориях земель. Лишь часть из них включена в состав земель особо охраняемых территорий и объектов. Городские  парки и городские леса входят в состав земель поселений. Особо  охраняемые водные объекты могут  учреждаться на землях водного фонда. Все эти земли не относятся  к землям особо охраняемых территорий и объектов, хотя на них действует  особый режим природопользования. Состав земель особо охраняемых территорий и объектов определяется в зависимости  от видов охраняемых территорий, комплексов и объектов, расположенных в пределах таких земель.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые  имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с  постановлениями федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации или решениями  органов местного самоуправления полностью  или частично из хозяйственного использования  и оборота и для которых  установлен особый правовой режим1.

В состав земель особо охраняемых территорий входят земли:

особо охраняемых природных  территорий, в том числе лечебно-оздоровительных  местностей и курортов;

природоохранного назначения;

рекреационного назначения;

историко-культурного назначения;

иные особо ценные земли.

К землям особо охраняемых природных территорий в свою очередь  относятся земли государственных  природных заповедников, в том  числе биосферных, государственных  природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока  Российской Федерации, а также земли  лечебно-оздоровительных местностей и курортов2.

 В соответствии с  учетными данными, на сегодняшний  день земли особо охраняемых  территорий и объектов занимают  площадь 31,8 млн. га, что составляет  примерно 1,8% всех земель РФ. За  последние годы наблюдается постоянный  рост общей площади таких земель  за счет учреждения новых и  расширения действующих особо  охраняемых территорий. По темпам  роста эти земли занимают второе  устойчивое место, уступая лишь  землям лесного фонда. Экологическое  состояние земель особо охраняемых территорий и объектов можно охарактеризовать как относительно благоприятное. В силу отдаленности от мест концентрации источников антропогенных воздействий они не подвержены опасным загрязнениям или иным формам деградации. Исключениями, пожалуй, являются земли лечебных местностей и курортов, а также памятников природы. Распространенным явлением для курортов Черноморского побережья Кавказа, исторических и природных ландшафтов музеев-заповедников и памятников природы в целом стала самовольная застройка коттеджами и другими жилыми строениями, а также активизация хозяйственной деятельности на прилегающих землях, несовместимой с правовым режимом особо охраняемых территорий.

В отличие от других категорий  земель, которые используются по своему назначению, земли особо охраняемых территорий характеризуются тем, что  их хозяйственное использование  или вообще запрещено или значительно  ограничено.

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных  территориях, основывающееся на соответствующих  положениях Конституции Российской Федерации, состоит из Земельного Кодекса  РФ, из Федерального закона «Об особо  охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии с  ним других законов и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации.

К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся  особо ценные земли, которые в  соответствии с решениями органов  государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов  местного самоуправления изъяты или  ограничены в обороте с установлением  для них особого правового  режима.

Итак, этим землям присущи  общие и специфические признаки. Общими признаками обладает любой земельный  участок: он является неотъемлемой частью природы, находящейся в сфере  эколого-правового регулирования; играет определенную экономическую и экологическую  роль в обществе, которая закреплена нормами земельного законодательства; обладает территориальной неперемещаемостью; обозначен в порядке землеустроительных действий на местности.

Земли особо охраняемых территорий и объектов обладают особо ценным природным либо социальным значением. Также общим для этих земель является то, что они изъяты или ограничены в обороте. Для них установлен особый правовой режим органами государственной  власти Российской Федерации, субъектов  РФ или органами местного самоуправления. Соответственно, таким землям придается  федеральное, региональное или местное  значение.

Специфические признаки присущи  определенным категориям и видам  земель, а также земельным угодьям, что обусловливает их дифференцированный правовой режим. Так, курорты обладают природными лечебными ресурсами  и климатом, используемыми для  лечения и профилактики заболеваний  и организации отдыха, что требует  соответствующего правового регулирования  использования и охраны их земель.

 

Глава 2. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

Земли особо охраняемых территорий и объектов — составная часть  охраняемых природных комплексов наряду с находящимися в их пределах растительностью, водными объектами, животным миром. Правовое регулирование использования  и охраны земель и других природных  объектов таких территорий осуществляется взаимосвязано в интересах охраны целостной экосистемы.

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов определен не только в земельном, но и в заповедном законодательстве, включая федеральные законы от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо  охраняемых природных территориях» и от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах».

Земли особо охраняемых территорий и объектов в зависимости от вида и статуса размещаемой на них  охраняемой территории или объекта  могут быть в государственной (федеральной  или субъектной), муниципальной и  частной собственности. По своему статусу  некоторые виды охраняемых территорий могут быть федерального, регионального  и местного значения, соответственно находясь в федеральной, субъектной и муниципальной собственности.

Довольно необычно действует  право частной собственности  на землю. Так, в пределах границ некоторых  видов особо охраняемых природных  территорий, например заказников, допускается  существование земельных участков, находящихся в частной собственности. Однако прекращение прав на земельные  участки особо охраняемых природных  территорий, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, в том числе в порядке предоставления в частную собственность, в большинстве  случаев не допускается.

Фактически это означает, что в том случае, если на момент создания особо охраняемой территории в ее пределах оказался земельный  участок, находящийся в чьем-либо пользовании или собственности, он не изымается. Граждане и организации  продолжают пользоваться такими земельными участками с учетом вступающих в  силу с момента создания охраняемой природной территории ограничений. Они также имеют право совершать  сделки со своими земельными участками, включая их отчуждение. При совершении сделок действует общее правило, запрещающее продавцу или покупателю изменять целевое назначение продаваемого земельного участка. На практике такими видами землепользования обычно бывает использование для личных целей  земельных участков гражданами, занятыми в системе управления или обслуживания соответствующей особо охраняемой территории, санатория или дома отдыха. После учреждения особо охраняемой территории предоставление земельных  участков в пределах таких территорий гражданам и организациям в собственность  в большинстве случаев невозможно. Важной чертой правового режима земель особо охраняемых территорий является запрет на изъятие или иное прекращение  прав на землю отдельных видов  территорий, противоречащих их целевому назначению. Статья 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прямо  устанавливает, что изъятие земель природно-заповедного фонда запрещено3.

В пределах земель особо  охраняемых территорий разрешается  осуществление только тех видов  землепользования и хозяйственной  деятельности, которые не вызывают ухудшения состояния охраняемых объектов. Разрешенными видами деятельности являются организация и проведение научных исследований, просвещение, экологический мониторинг, в отдельных случаях организация туризма и отдыха. Практикуется предоставление земель для некоторых видов сельскохозяйственной деятельности, например сенокошения и выпаса скота, прокладки линий электропередачи. Разрешается ведение традиционных видов хозяйственной деятельности в месте проживания коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока и Сибири. К таким видам деятельности относятся охота, оленеводство и другие. Среди запрещенных — разведка и разработка полезных ископаемых, рубка леса, в большинстве случаев охота и рыболовство, строительство жилых и хозяйственных объектов, за исключением предназначенных для обслуживания охраняемой территории и разрешенных видов деятельности.

Информация о работе Особо охраняемые природные территории