Особо охраняемые природные территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Определить понятие и состав земель особо охраняемых территорий и объектов;
Охарактеризовать правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, земель рекреационного назначения, земель историко – культурного назначения и особо ценных земель.

Содержание работы

Введение с.3
Глава 1. Понятие и состав земель особо охраняемых
территорий и объектов. с.5
Глава 2. Правовой режим земель особо охраняемых
территорий и объектов. с.10
§ 2.1. Правовой режим земель особо охраняемых
природных территорий. с.14
§ 2.2. Правовой режим земель природоохранного
назначения. с.25
§ 2.3. Правовой режим земель рекреационного назначения. с.26
§2.4. Правовой режим земель историко – культурного
назначения. с.27
§2.5 Правовой режим особо ценных земель. с.30
Заключение. с.33
Список использованной литературы. с.34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются предоставление садоводческих и дачных участков, строительство федеральных автомобильных  дорог, трубопроводов, линий электропередач, строительство и эксплуатация промышленных и жилых объектов, движение и стоянка  механических транспортных средств  и некоторые другие виды деятельности.

Особо охраняемые территории и объекты учреждаются решением государственных или муниципальных  органов на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий и зонирования  территории РФ. Учреждению особо охраняемой территории может предшествовать резервирование земельного участка органами государственной  власти субъектов РФ. Резервирование означает предварительное выделение  земельного участка и введение ограничений  тех видов хозяйственной деятельности, которые в перспективе будут  несовместимы с правовым режимом  учреждаемого объекта.

Резервирование распространяется на земельные участки, независимо от форм собственности.

Зарезервированный земельный  участок, находящийся в частной  собственности, может изыматься  в порядке выкупа. В целях защиты особо охраняемых территорий от неблагоприятных  антропогенных воздействий на прилегающих  к ним участках земли и водного  пространства могут создаваться  охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Охранные зоны создаются решением государственных органов субъектов РФ. Земельные участки в пределах таких зон у собственников, владельцев, пользователей не изымаются. Предусматривается ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, которое возложено на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Земли природоохранного назначения учитываются также в государственном земельном кадастре.

Несмотря на специфику  каждой из разновидностей названных  земель, они объединены в одном  разделе ЗК РФ ввиду определенной общности их правового режима.

Эта общность выражается в  особой правовой охране данных земель и находящихся на них природных  объектов и в особом правовом режиме использования. Общность правового  режима данных земель порождена типичными  для них причинами:

- отнесением к объектам  общенационального достояния в  силу особой ценности для государства  и для общества;

- необходимостью исключения  из активной хозяйственной деятельности  в силу особой ценности природно-исторических  объектов. Например, деятельность предприятий,  осуществляющих разработку полезных  ископаемых, несовместима с сохранением  уникального природного ландшафта.  Устранение данного экономико-экологического  противоречия, когда экономические  интересы предпринимателей осуществляются  в ущерб экологическим интересам  общества, возможно только путем  прекращения деятельности горнодобывающего  предприятия;

-  наличием перспективной  цели - исключения земель из активной  хозяйственной деятельности - в интересах  не только настоящего, но и  будущих поколений. Изменение  окружающей среды под воздействием  человеческой деятельности неизбежно,  но необходимо сохранить для  потомков нетронутыми отдельные  уголки природы;

 

- необходимостью правового  управления исключения данных  земель из активной хозяйственной  деятельности. Так, заповедники,  в том числе биосферные (федерального  значения), национальные парки (федерального  значения); природные парки (субъектов РФ); природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов РФ); памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ); дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения); лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального и местного значения) образуются Правительством РФ, регионального значения - по постановлению исполнительных органов субъектов РФ, местного значения - по решению органов местного самоуправления, по представлению специально уполномоченных на то органов;

- Правительство РФ, органы  исполнительной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления  могут устанавливать и иные  формы особо охраняемых природных  территорий (в том числе зеленые  зоны, городские леса, памятники  садово-паркового искусства, охраняемые  береговые линии, охраняемые речные  системы, охраняемые природные  ландшафты, биологические станции,  микрозаповедники и другие.) в  целях сохранения уникальных  и типичных природных комплексов  и объектов, достопримечательных  природных образований, объектов  растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения  естественных процессов в биосфере  и контроля за изменениями  ее состояния, экологического  воспитания населения.

 

§ 2.1. Правовой режим  земель особо охраняемых природных  территорий.  

    В соответствии  с Земельным Кодексом РФ к  землям особо охраняемых природных  территорий относятся земли государственных  природных заповедников, в том  числе биосферных, государственных  природных заказников, памятников  природы, национальных парков, природных  парков, дендрологических парков, ботанических  садов, территорий традиционного  природопользования коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего  Востока Российской Федерации,  а также земли лечебно-оздоровительных  местностей и курортов4.

Земли особо охраняемых природных  территорий относятся к объектам общенационального достояния и  могут находиться в федеральной  собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

В целях защиты земель особо  охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных  воздействий на прилегающих к  ним земельных участках могут  создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной  деятельности. В границах этих зон  запрещается деятельность, оказывающая  негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные  участки в границах охранных зон  у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими  с соблюдением установленного для  этих земельных участков особого  правового режима.

 В целях создания  новых и расширения существующих  земель особо охраняемых природных  территорий органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации вправе принимать решения  о резервировании земель, которые  предполагается объявить землями  особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких  земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них  хозяйственной деятельности.

Государственные природные  заповедники -  традиционная для  России и наиболее ранняя форма охраны ценных экосистем. Государственными природными заповедниками объявляются изъятые  навсегда из хозяйственного использования  природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как  образцы естественной природной  среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического  фонда растительного и животного  мира. Они имеют целью сохранение и изучение естественного хода природных  процессов и явлений, генетического  фонда растительного и животного  мира, отдельных видов и сообществ  растений и животных, типичных и  уникальных экологических систем.

Запрещается изъятие или  иное прекращение прав на земельные  участки и другие природные ресурсы  в их границах. Запрещается отчуждать  природные ресурсы и недвижимое имущество или передавать их от одного лица к другому иными способами. Это означает, что не допускается  не только приватизация этих земель, но и передача в пользование или  аренду.

Государственные природные  заповедники наделяются статусом юридического лица, входят в систему государственных  учреждений и финансируются за счет федерального бюджета. Функции управления в пределах каждого заповедника  возлагаются на администрацию, возглавляемую  директором. Директор имеет право  регулировать землепользование и природопользование, отвечает за организацию охраны природных  комплексов, осуществляет государственный  контроль. Земли и другие природные  ресурсы заповедников находятся  в федеральной собственности. Земельные  участки закрепляются за государственными природными заповедниками на праве  постоянного (бессрочного) пользования. На территории государственных природных  заповедников запрещаются землепользование, связанное с нарушением почвенного покрова, сенокошение, пастьба скота, строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий  и их отдельных объектов, строительство  зданий и сооружений, дорог и путепроводов, применение минеральных удобрений  и химических средств защиты растений, нахождение, проход и проезд посторонних  лиц и автомототранспорта вне  дорог и водных путей общего пользования5.

Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками  данных заповедников, или должностных  лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся  данные заповедники, допускается только при наличии разрешений, этих органов  или дирекций государственных природных  заповедников. В пределах заповедников могут быть выделены земельные участки, на которых исключается любое  вмешательство человека в природные  процессы. Выделяются также земельные  участки частичного хозяйственного использования. На них разрешаются  организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания; выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам.

Режим использования и  охраны земельных участков государственных  заповедников обладает рядом особенностей не только по отношению к землям иных категорий, но и по отношению  к землям иных особо охраняемых природных  территорий.

 На прилегающих к  территориям заповедников участках  земли и водного пространства  создаются охранные зоны с  ограниченным режимом природопользования.

 На территории заповедника  запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного  природного заповедника и режиму  особой охраны его территории, установленному в положении о  данном государственном природном  заповеднике.

 На территориях государственных  природных заповедников допускаются  мероприятия и деятельность, направленные  на сохранение в естественном  состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение  изменений природных комплексов  и их компонентов в результате  антропогенного воздействия; предотвращение  условий, способных вызвать стихийные  бедствия, угрожающие жизни людей  и населенным пунктам.

 В государственных  природных заповедниках могут  выделяться участки, на которых  исключается всякое вмешательство  человека в природные процессы. Размеры этих земельных участков  определяются исходя из необходимости  сохранения всего природного  комплекса в естественном состоянии.

 Согласно Положению  о государственных природных  заповедниках в Российской Федерации  к числу запрещенных на территории  заповедников видов деятельности  относятся:

  1. Действия, изменяющие гидрологический режим земель;
  2. Изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;
  3. Строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отделений объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;
  4. Сбор минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках.

Национальные парки - целые  природные комплексы на обширной территории, взятые под особую охрану государства в целях сохранения их экологической ценности и использования  для рекреации6. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими учреждениями федерального значения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земли национальных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися на них природными ресурсами растительного и животного  мира, историко-культурными объектами, а также зданиями и сооружениями и другими объектами являются федеральной собственностью. Земельные  участки в границах национальных парков не подлежат приватизации. Земли  и другие природные объекты закрепляются за национальными парками в пользование. Одновременно допускается существование  в границах национальных парков земельных  участков иных пользователей, а также  собственников. Национальные парки  учреждаются решением Правительства  РФ на основании представления органов  государственной власти субъектов  РФ и Министерства природных ресурсов и экологии России. Правовой режим  земель национальных парков неоднороден  и определяется на основе зонирования. Предусматривается выделение нескольких функциональных зон с различным  режимом природопользования, включая  зоны заповедного режима, заказного  режима, познавательного туризма, рекреационного использования, охраны историко-культурных объектов, зоны обслуживания посетителей, зоны хозяйственного назначения. Наиболее строгий режим, связанный с запретом на любую хозяйственную деятельность и рекреационное использование, действует в зоне заповедного режима. В других зонах допускаются ограниченное природопользование и хозяйственная деятельность, включая ведение сельского хозяйства, размещение гостиниц, палаточных лагерей, других объектов туристического сервиса, ведение хозяйственно - производственных работ, необходимых для обеспечения функционирования национального парка, а также удовлетворения основных нужд проживающего на его территории населения.

Информация о работе Особо охраняемые природные территории