Особо охраняемые природные территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Определить понятие и состав земель особо охраняемых территорий и объектов;
Охарактеризовать правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, земель рекреационного назначения, земель историко – культурного назначения и особо ценных земель.

Содержание работы

Введение с.3
Глава 1. Понятие и состав земель особо охраняемых
территорий и объектов. с.5
Глава 2. Правовой режим земель особо охраняемых
территорий и объектов. с.10
§ 2.1. Правовой режим земель особо охраняемых
природных территорий. с.14
§ 2.2. Правовой режим земель природоохранного
назначения. с.25
§ 2.3. Правовой режим земель рекреационного назначения. с.26
§2.4. Правовой режим земель историко – культурного
назначения. с.27
§2.5 Правовой режим особо ценных земель. с.30
Заключение. с.33
Список использованной литературы. с.34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб  природным комплексам, объектам растительного  и животного мира, культурно-историческим объектам, в том числе:

разведка и разработка полезных ископаемых;

деятельность, влекущая нарушение  почвенного покрова и геологических  обнажений;

строительство магистральных  дорог, трубопроводов, линий электропередачи  и других коммуникаций;

рубка главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство  и др.

Государственные природные  заказники учреждаются в интересах  сохранения или восстановления отдельных  объектов природы с правом на использование  других природных объектов.

Государственные природные  заказники расположены на землях природно-заповедного фонда. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов  и поддержания экологического баланса.

Отличительной чертой заказников является возможность их упразднения  по истечении надобности в охране того или иного объекта или  в связи с выполнением задач  по восстановлению состояния охраняемых объектов. Так, восстановление популяции  вида животного или растения, состояния  водного объекта или ландшафта  может служить основанием для  упразднения заказника. Изменение  границ, реорганизация и упразднение  государственных природных заказников осуществляются в том же порядке, что и их образование, то есть решением Правительства РФ либо органа исполнительной власти субъекта РФ. Заказники могут быть как федерального, так и регионального значения.

Государственные природные  заказники учреждаются решением Правительства РФ либо решением исполнительной власти субъектов РФ (соответственно для заказников федерального и регионального  значения) и находятся либо в федеральной, либо в собственности субъектов  РФ. Допускается сохранение земельных  участков в частной собственности, владении, пользовании граждан и  организаций, а также изъятие  земельных участков в порядке  выкупа.

В зависимости от видов, выделяемых в пределах каждого заказника  охраняемых объектов они могут иметь  различный профиль и соответственно различный правовой режим. По своему профилю заказники могут быть комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов), биологическими (ботаническими и  зоологическими), палеонтологическими, гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими) и др.

 В зависимости от  целей создания и профиля заказника  на его территории могут быть  запрещены отдельные виды землепользования, например распашка земель, предоставление  земельных участков под застройку,  а также для коллективного  садоводства и огородничества, строительство  зданий и сооружений, дорог и  трубопроводов, линий электропередачи  и прочих коммуникаций, применение  ядохимикатов, минеральных удобрений,  химических средств защиты растений  и стимуляторов роста, проезд  и стоянка автотранспорта.

Для заказников характерен относительно гибкий правовой режим. Перечисленные  выше запреты и ограничения вводятся по усмотрению органов управления и  могут носить как постоянный, так  и временный характер. Нет ограничений  на свободное посещение гражданами заказников.

Земли, занятые памятниками  природы, относятся к землям природно-заповедного  фонда. Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в  экологическом, научном, культурном и  эстетическом отношениях природные  комплексы, а также объекты естественного  и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального или регионального значения.

Памятники природы - отдельные, небольшие по площади природные  ландшафты или одиночные природные  объекты, в том числе участки  живописных местностей, эталонные участки  нетронутой природы, старинные парки, аллеи, места обитания редких и исчезающих видов животных, реликтовые растения, уникальные геологические обнажения, группы скал, ущелья, пещеры, места нахождения редких и особо ценных палеонтологических объектов и др.

Основная цель объявления природных комплексов и объектов памятниками природы — их сохранение в естественном состоянии.

Памятники природы учреждаются  соответствующими решениями исполнительных органов на уровне Федерации или  субъектов РФ. Упразднение памятников природы не предусматривается. Создание памятников природы обычно не связано  с изъятием земель у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов. В случае необходимости изъятие  земель производится в соответствии с процедурой изъятия земель для  государственных и муниципальных  нужд, предполагающих выкуп земельного участка.

В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных  воздействий на прилегающих к  ним участках земли и водного  пространства могут создаваться  охранные зоны с регулируемым режимом  хозяйственной деятельности. Создание администраций (дирекций) индивидуально  для каждого памятника природы  не предусматривается. Памятники природы  передаются под охрану физическим или  юридическим лицам, в том числе  государственным органам, в собственности, владении, пользовании которых находится  данный земельный участок. Права  и обязанности таких лиц подтверждаются выдаваемыми им специально уполномоченными  органами в области охраны окружающей среды охранными обязательствами. На лиц, получивших охранные обязательства, возлагаются обязанности по обеспечению  режима особой охраны на территории памятника  природы. Пользование памятниками  природы осуществляется в соответствии с разрешительными документами, которые выдаются специально уполномоченными  государственными органами РФ в области  охраны окружающей среды и их территориальными подразделениями, контролирующими соблюдение режима особой охраны памятников природы.

На землях памятников природы  не допускаются природопользование и хозяйственная деятельность, влекущие за собой нарушение сохранности  памятников природы. Запреты и ограничения  определяются для каждого памятника  в индивидуальном юридическом акте - паспорте памятника природы. Копии  паспортов хранятся всеми физическими  и юридическими лицами, на землях которых  расположены памятники природы  и их охранные зоны.

 К землям лечебно-оздоровительных  местностей и курортов относятся  земельные участки, в недрах  которых имеются месторождения  лечебных минеральных вод, природных  газов, лечебных грязей, других  полезных ископаемых, отнесенных  к категории лечебных, земли, занятые  лесами, древесно-кустарниковой растительностью,  обладающими лечебно - оздоровительными  свойствами, земли природных комплексов, создающие лечебный микроклимат,  и др.

Лечебно-оздоровительные  местности и курорты бывают федерального, регионального и местного значения7.

В пределах лечебно-оздоровительных  местностей и курортов допускаются  любые формы собственности на землю. Не запрещены приватизация земельных  участков и совершение земельно-правовых сделок. Обязательное изъятие земельных  участков у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов не предусматривается. Вместе с тем действует положение, в соответствии с которым природные  лечебные ресурсы являются государственной  собственностью, что практически  ограничивает возможности приватизации8.

Земельные участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов выделяются в виде округов  санитарной либо горно-санитарной охраны. В составе округа выделяются зоны с различным правовым режимом. В  первой зоне запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной  деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях. Во второй зоне допускаются размещение объектов промышленного розлива минеральных вод, объектов курортной инфраструктуры, строительство подъездных путей. Использование земельных участков для работ, не связанных с развитием курортного лечения, запрещено.

Третья зона устанавливается  для земель, охватывающих ближайшие  области питания минеральных  вод и водосборных площадей месторождений  лечебных грязей, других лечебных полезных ископаемых. Здесь допускаются любые  виды землепользования при условии, что они не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы  и санитарное состояние лечебно-оздоровительной  местности или курорта.

 Размещение и строительство  объектов в пределах округов  санитарной и горно-санитарной  охраны производятся при наличии  положительного заключения государственной  экологической и санитарно-эпидемиологической  экспертизы9.

Для лечебно-оздоровительных  местностей и курортов, где природные  лечебные ресурсы относятся к  недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются  округа горно-санитарной охраны. В остальных  случаях устанавливаются округа санитарной охраны

Земельные участки предоставляются  физическим и юридическим лицам  для организации лечения и  профилактики заболеваний, а также  для добычи природных лечебных ресурсов, промышленного розлива минеральных  вод. Природные лечебные ресурсы  добываются на основании лицензии и  в соответствии с требованиями горного  законодательства.

§ 2.2. Правовой режим  земель природоохранного назначения.    

В соответствие с Земельным  Кодексом Российской Федерации к  землям природоохранного назначения относятся  земли запретных и нерестоохранных  полос, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством, за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий; иные земли, выполняющие природоохранные функции10.

Основным критерием, по которому земельные участки могут быть отнесены к категории, земель природоохранного назначения, является особая роль в  охране ценных природных объектов.

Такой статус не возникает  автоматически, а требует вынесения  государственного решения об объявлении отдельных земельных участков землями  природоохранного назначения.

На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при  соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления.

 Юридические лица, в  интересах которых выделяются  земельные участки с особыми  условиями использования, обязаны  обозначить их границы специальными  информационными знаками.

 В пределах земель  природоохранного назначения вводится  особый правовой режим использования  земель, ограничивающий или запрещающий  виды деятельности, которые несовместимы  с основным назначением этих  земель. Земельные участки в пределах  этих земель не изымаются и  не выкупаются у собственников  земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов  земельных участков.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей  в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

§ 2.3. Правовой режим  земель рекреационного назначения.  

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные  и используемые для организации  отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной  и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические  базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные  лагеря, дома рыболова и охотника, детские  туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Что касается режима использования  таких земель, то на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Использование учебно-туристических  троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные  участки не изымаются из использования.

Земли рекреационного назначения неоднородны по составу, который  определяется по признаку размещения на них различных объектов. Разрешенные  виды деятельности включают строительство, размещение домов отдыха, пансионатов, их обслуживание и эксплуатацию, сооружение необходимой инфраструктуры, обустройство учебно-туристических троп и трасс. Эти земли могут быть в государственной, муниципальной и частной собственности. Допустимыми в зависимости от формы собственности на передаваемый земельный участок могут быть практически все виды пользования, включая безвозмездное срочное  и постоянное (бессрочное) пользование, аренду. На часть земельного участка  может быть установлен сервитут.

§2.4. Правовой режим  земель историко – культурного назначения.

Согласно ст. 99 Земельного Кодекса РФ к землям историко-культурного  назначения относятся земли:

1) объектов культурного  наследия народов Российской  Федерации (памятников истории  и культуры), в том числе объектов  археологического наследия;

Информация о работе Особо охраняемые природные территории