Экологическое право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:33, лекция

Описание работы

Экологическое право – это самостоятельная, комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.
Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета и методов правового регулирования.
Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы (ядро права) и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производственных (вторичных).

Файлы: 1 файл

1. Экологическое право как отрасль российского права.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Государственный экологический контроль. Задача государственного экологического контроля – проверка и обеспечение экологических требований всеми государственными органами, предпринимателями, органами и гражданами, к которым такие требования адресованы.

Существующими особенностями государственного контроля, является, то, что он:

  1. Ведётся от имени государства.
  2. Специально уполномоченными органами и должностными лицами.
  3. Носит ведомственный и подведомственный характер.
  4. Представляет собой одну из функций государственного экологического управления.
  5. Применение в необходимых случаях, мер административного принуждения.

Правовые основы организации и осуществление государственного контроля установлены в КРФ, законами и рядом подзаконных актов, в частности ФЗ «об охране окружающей среды». Выделяются несколько видов государственного экологического контроля:

  1. В зависимости от стадии контролируемой деятельности: текущей, предупредительной. Задача предупредительно контроля – недопущение хозяйственного управления и иной деятельности, которая в будущем может оказать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования (проектирование этой деятельности, реализация проекта, ввода объекта в эксплуатацию). Текущий контроль осуществляется на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов в процессе природа пользования.
  2. По критерию субъекта контроля выделяют:                                                                                                               - общий                                                                                                                                                                         - специальный

Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции. Специальные - органы специальной компетенцией.

Государственный экологический контроль проводится органами над ведомственной компетенцией. Данный вид контроля характеризуется тем, что он не связан с подведомственными органами, а осуществляется в пределах своей компетенции по всем вопросам природа пользования и охраны окружающей среды. Между субъектами и объектами отсутствует организационная подчинённость. Важные положения касаются органами  и проведение мероприятий по контролю предусмотренным ФЗ «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля, надзора» от 8 августа 2001г. Для обеспечения защиты законных интересов экологического права, законом установлены требования о порядке проведения контроля, в частности для проведения контроля органами государственного контроля издаётся приказ, распоряжение, в нём указано: - лицо, уполномоченное на проведение контроля, должностные лица.                                                         - цели, задачи проведения контроля.                                                                                                                      - правовые основы проведения контроля, проверка НПА.                                                                               - срок проведения контроля.

Контроль может  проводится теми лицами, которые указаны  в распоряжение. Контроль не превышает 1 месяца. В исключительных случаях  определённых законом, срок проведения контроля либо продлён, но не более  чем на 1 месяц. Контроль за выполнением  юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экологических требований должен быть плановым. При этом в отношении 1 юридического лица или индивидуального предпринимателя. Каждым органом государственного контроля плановым предприятием по контролю может быть проведено 1 раз в течение 2 года.

Закон также  предусматривает проведение внепланового контроля (устранение выявленных нарушений  в деятельности юридического лица или  индивидуального предпринимателя). Внеплановый контроль через год. Внеплановый контроль проводится так же в случаях:

  1. Получение информации от индивидуальных лиц, организаций и т.п. О возникновении аварийных ситуаций, о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу граждан.
  2. Возникновение угрозы, здоровья, жизни граждан, загрязнение окружающей среды, повреждение имущества, в том числе в отношении однородных товаров, работ или услуг юридических лиц и или индивидуальных предпринимателей.    
  3. Обращение граждан, юридических лиц индивидуальных предпринимателей с жалобами за нарушение их экологических прав. Действий, бездействий юридических лиц, граждан, индивидуальных предпринимателей связанных с невыполнением ими необязательных требований, получение информации, документов, свидетельств о нарушении.

 

 При этом решение государственных органов или надзора о проведении внепланового контроля должно быть мотивировано.                                                                                                                          По результатам проведения контроля должностными лицами составляют акт в установленной форме, в 2 экземплярах. Помимо таких данных как, дата, место составления акта, наименование органа государственного контроля, фамилии, имя, должность лица, проводившего контроль, дата контроля в акте указывается:                                                                                                                                                  - сведения о результатах по мероприятия о контроле, в том числе о нарушениях,                                        - об их характере,                                                                                                                                                - о лицах на которых возлагается ответственность за нарушение,                                                                         - об ознакомлении лица с актом,                                                                                                                        - о лицах которые присутствуют на составленном акте.

К акту прилагаются  акты об отборе образцов, обследование объектов окружающей среды, протоколы (заключение проведённых исследований, испытаний и экспертиз, объяснение начальников, работников, на которых  возлагается ответственность и другие документы, копии связанные с результатом контроля). Один экземпляр акта с копиями прилагается вручить руководителю или его заместителю, индивидуальному предпринимателю или его представителя под расписку, либо отправить по средствам почтовой связи с уведомлением о вручении. Должностные лица, органы контроля обязаны принять меры по выявлению нарушений.

IV. Ведомственный и производственный экологический контроль.

Ведомственный (отраслевой) экологический  контроль – это сущность – обеспечение центральными органами исполнительной власти выполнение требований по рациональному природа пользованию подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении.

Ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но не является государственным контролем.

Различия: в  сфере осуществления, а именно ведомственный  контроль ограниченный отраслевой сферой, государственный контроль носит  над ведомственный характер. Другие отличия: объекты над ведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов. Содержание ведомственного контроля определяется факторами:

  1. Спецификой отрасли.
  2. Экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами.
  3. Конкретными правами и обязанностями подразделения и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.

Сферой производственного  контроля является производственно  – хозяйственная деятельность и  деятельность иных хозяйственных субъектов. Важность его проведения высоко эффективности обусловлено тем, что предприятия это основная категория природа пользования, преимущественно им адресованы требования по рациональному  природа пользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий.

Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководитель функциональных служб и производственных подразделений. ФЗ «об охране окружающей среды» устанавливает обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые государственный и муниципальный экологический контроль.

Главной задачей  производственного экологического контроля является проверка:

  1. Выполнение планов, мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды.
  2. Соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятием.
  3. Выполнение иных требований законодательства об охране окружающей среды.

Муниципальный и общественный экологический контроль. Важность организации и осуществления муниципального экологического контроля обуславливается тем обстоятельством, что источники вредных воздействий окружающей среды расположены на территории муниципальных образований; многие экологические проблемы носят локальный характер. Требования о муниципальном экологическом контроле предусмотрены в экологическом законодательстве и законодательстве местного самоуправления, а также в иных актах. Общие требования о муниципальном экологическом контроле предусмотрены ФЗ «об охране окружающей среды». Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными органами или органами в соответствии с законодательством РФ. Полномочия по обеспечению муниципального экологического контроля устанавливает ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Решение органов  и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, на муниципальной территории образуются, предприятиями, учреждениями, органами, независимы от их организационно – правовой формы, а так же обязаны для исполнения самими органами государственного исполнения и гражданами. Такие решения могут быть отмечены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны не действительными решением суда. Не исполняется, не надлежащим образом исполняются решения органов и должностных лиц местного самоуправления влечёт ответственность в соответствии с законодательством.

Общественный экологический контроль – это важный правовой институт, который основан на многих международных документов экологических документов, предусмотренных участие общественности в принятии решений, способных повлиять на окружающую среду, уменьшающих экологические риски и угрозу наступления экологического вреда.  

Задачи общественного  экологического контроля следующие:

  1. Выявление нарушения экологического законодательства.
  2. Пресечение экологических правонарушений.
  3. Обеспечение доказательной базы для последнего расследования и наказания виновного.
  4. Поддержание законности и правопорядка.
  5. Предотвращение нарушений экологических требований и наступления экологического вреда.

Общественный  экологический контроль может осуществляться в следующих формах:

  1. Общественные слушания и их специальная форма: парламентские слушания.
  2. Референдум.
  3. Общественная экологическая экспертиза.
  4. Направление жалоб, заявлений в правоохранительные органы, направление исков в суд.
  5. Обращение в СМИ.

Результаты  общественного экологического контроля предоставляются в органы государственной власти (органы местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению).

Экологический контроль проводится на ряду с иными  формами (видами) контроля и надзора, органами санитарного, строительного, радиационного и других видов контроля.

V. Правовые основы экологического мониторинга.

Мониторинг окружающей среды (экологический  мониторинг) – комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки, прогноза изменения состояний окружающей среды под воздействием природа антропогенных факторов.

Существуют  различные виды экологического мониторинга:

  1. В зависимости от масштабов мониторинга:

а) глобальный,                                                                                                                                                              б) национальный,                                                                                                                                            в) региональный,                                                                                                                                                    г) локальный.

(а) Осуществляются в соответствии с международным соглашением системой станций наблюдения, расположенных в различных точках земли, обмена полученных данных в следующих целях:                                                                                                                                                                           - наблюдение за состоянием окружающей среды, происходящие в ней изменения в климате.                       - создание системы данных, их распространение.                                                                                       - прогноз развития свойств окружающей среды и их влияний на человека.

(б) Осуществляются отдельными государствами в пределах своей территории.

Информация о работе Экологическое право как отрасль российского права