Экологическое право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:33, лекция

Описание работы

Экологическое право – это самостоятельная, комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.
Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета и методов правового регулирования.
Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы (ядро права) и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производственных (вторичных).

Файлы: 1 файл

1. Экологическое право как отрасль российского права.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Нормы правила предусматривают экологические требования императивов, применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяется на:                                                                                                                                          - обязанные,                                                                                                                                                               - запретные,                                                                                                                                                                        - разрешительные,                                                                                                                                                       - восстановительные,                                                                                                                                                     - карательные,                                                                                                                                                          - предупредительные,                                                                                                                                           - поощрительные.

Предупредительные направлены на то, чтобы помешать, которые могут повлечь последствия.

Цель запретных императивов – не допустить, чтобы был причинён вред окружающей среде. Так вот запрещает ввод в эксплуатацию объекта неоснащённого средства очистки, не разрешает использовать просроченных препаратов. Не разрешается применение полученных в ходе научных химикатов, природа которых не выявлена.

Разрешительные  и обязательные нормы определяют порядок деятельности природопользования. В 1-ом случае (разрешительные) по решению органов, хозяйственный субъект получает право выполнять определённые действия, по средствам которых осуществляется воздействия на окружающую среду. Во 2-ом случае природа пользователь как участок экологического правоотношения вынужден выполнять следующие требования.

Восстановительные (компенсационные) нормы предусматривают адресованное правонарушение требованию о нарушении состояния окружающей среды и компенсации не только расходов, но и затраты на проведение природа охранных мероприятий.

Карательно  – императивные имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско – правовой и дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения или преступления.

Основаниями для наложения взыскания является соответственно кодекс об административных правонарушениях, УК, гражданско – правовое и избирательное законодательство.

Поощрительные экологические нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей среды.

Закон устанавливает, например, возможность применение налоговых  и иных льгот. При внедрении предприятия  безотходных технологий, обеспечивающих природа – охранный эффект, надбавок за экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующие мероприятия по охране окружающей среды.

В числе таких мероприятий  можно назвать вывод за приделы населённого пункта экологически небезопасных производственных комплексов.

VII. Экологически правоотношения – это реально существующие общественные отношения, урегулированные нормами экологического права, участники которых являются носителями субъективных прав и обязанностей. Экологические правоотношения характеризуются следующими признаками:                                                                                                                                          1. Складываются на основе норм экологического права.                                                                                    2. Субъективные правоотношения, являются носителями конкретных прав и обязанностей, при том если на 1-е субъективные правоотношения являются носители прав, то на другие налагаются соответствующие обязанности.                                                                                                                         3. Экологически правоотношения носят осознанный волевой характер. Субъекты правоотношения по средствам волевых и осознанных действий реализуют свои права и обязанности, предусмотренными соответствующими нормами                                                                                                  4. Они гарантируются государством и определяются в необходимом случае его принуждения силы. Государство создаёт политические, экономические и социальные условия для реализации экологических правовых норм. В случае нарушения участниками правоотношений при реализации ими прав и обязанностей меры свободы определённой правовыми нормами, государство исполняет принудительную силу.

В соответствии с формами норм права экологические правоотношения подразделяются на:               - регулятивные                                                                                                                                                            - охранительные.

Регулятивные правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природа пользованию и охраны окружающей среды. Это правоотношение по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, аудита, мониторинга и т.д.

К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различают общие и конкретные правоотношения. Общие экологические правоотношения возникают из-за закона. Такие правоотношения складываются между физическим и юридическим лицом и государством. В этом случае закон является юридическим пактом, порождающим экологические правоотношения. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов. Например: разрешение на выброс загрязнённых веществ в атмосферу.

По степени  определённости субъективные экологические  правоотношения подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные экологические правоотношения – это те, в которых определена только 1-на сторона, носитель субъективного права. Направлено право на благоприятную окружающую среду или на достоверную информацию о её состоянии. 2-ая сторона правоотношения, на которую возлагается обязанность соблюдать права, является не определённой. В относительных экологических правоотношениях стороны определены. Правоотношения о государственной экологической экспертизе, проекта строительства нефти – провода. По средствам экологических правоотношений, реализуется, предусмотренное в нормах экологического права, меры по обеспечению рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, реализации охраны экологического права. Юридических лица, экологических правоотношений имеют свою структуру. Элементы: субъекты, объекты, права и обязанности.

Под содержанием экологических  правоотношений понимаются права и  обязанности его участников по использованию  и охране окружающей среды.  

Содержание  прав и обязанностей зависит от состава  участников правоотношений и объекта  этого правоотношения.

Субъективное экологическое  право представляет собой предусмотренного юридической нормой меру возможного поведения участников правоотношений, обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от исполнения принадлежащего ему права, за исключением случаев, когда субъективное право является и юридической обязанностью. Например, полномочия государственных органов и должностных лиц.

Юридическая обязанность предусмотрена нормой права мера должного поведения участника экологических правоотношений. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от неё субъект правоотношений не может отказаться. Неисполнение обязанностей есть основание для применения юридической ответственности. Юридическая обязанность является мерой поведения субъективных экологических правоотношений определённой законом, в целях охраны окружающей среды, обеспечение рационального природа пользования, соблюдение экологических прав. Нарушение этой меры влечёт нарушение субъективного права.

Субъекты экологических  правоотношений ст.9 КРФ земля и  другие природные ресурсы использования  и охраны в России, как основа жизни и деятельности народа, проживающих  на соответствующей территории.  Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Одним из участников экологических правоотношений, т.е. выступает государство в лице своего компетентного органа. Другим субъектом экологических правоотношений являются физическое и юридическое лицо, воздействие на окружающую среду с целью её потребления. Исполнение охраны воспроизводства.

 Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия учреждённые органами, возникающие на окружающей среде, а также граждане занятые предпринимательской деятельностью или граждан осуществляющие общие или специальное природа получение.              

Государственные органы применительно экологическим  правоотношениям выступают в  качестве носителей полномочий контроля окружающей среды, они определяют порядок  и условия использования и  охраны окружающей среды, её отдельных объектов. Хозяйственные субъекты, граждане, в том числе иностранные обязаны выполнять экологические предписания.

Объектами правоотношений являются предметы материального мира, а так же действия субъектов, по поводу которых возникают и осуществляются экологические правоотношения. К объектам экологических правоотношений относятся:                                                                                         - компоненты окружающей среды.                                                                                                                    - вещества, поступающие в окружающую среду в результате химических, биологических, воздействий на неё, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.                                                                                           - деятельность в виде выбросов и сбросов, отходов производства и потребления.                                                                  - действия, поведение субъектов экологических правоотношений.

Основное свойство естественное происхождение и неразрывная  связь с природой.

Основные возникновения  правоотношений: общие и конкретные. Общие правоотношения возникают  на основании нормы закона, их субъекты конкретно не определены, создаётся лишь правовое состояние. Конкретные правоотношения возникают на основе иных юридических фактов.

 

ТЕМА 2. Экологические права и обязанности физических и юридических лиц.

I. Экологические права и обязанности граждан.

Экологические права граждан – центральный институт системы экологического права. Признание этих прав можно рассмотреть, как 1-ну из более существенных тенденций развития российского экологического права. Закреплено в ст.42 КРФ права каждого на благоприятную окружающую среду и др. экологических прав важно, прежде, всего, с точки зрения вовлечения граждан в механизм охраны обеспечения контроля за природа – охранную деятельность государственных органов и предприятий. Право граждан на благоприятную окружающую среду относятся к субъективным правам. В теории права признаются, что субъективное право, т.е. право принадлежащее тому или иному субъекту представляет собой единство 3-х возможностей:                      1. Вид и объём возможного поведения самого обладателя субъективного права.                                     2. Возможность требовать собственного поведения в совершённых известных действий (воздержаться от действий) от других обязанных лиц.                                                                                         3. Возможность прибегнуть в необходимых случаях к содействию государственного аппарата для осуществления 2-ой возможности.

Ограничитель, а тем более отсутствие любой  из этих возможностей делает ущербным, то или иное субъективное право, порождает  лишь видимость в обеспечении личности определёнными социальными благами.

Для реализации конкретного права каждого на благоприятную окружающую среду  предусмотренных рядом существующих уполномочий граждан в области  охраны окружающей среды. В соответствии со ст.11 закона граждане имеют право:                                                                                   - создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.                                                                - направлять обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам о получение своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране.                     - принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, в сборе подписей под петиции, референдумах, по вопросам окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях.                                                                                                                                   - выдвигать предложения по проведению экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке.                                                                                                                  - оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.                                                                                                           - обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся вопросов охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду и получать обоснованный и своевременный ответ.                                                                                                                                                - предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среды.                                                                       - осуществлять другие предусмотренные законом права.

Информация о работе Экологическое право как отрасль российского права