Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:33, лекция
Экологическое право – это самостоятельная, комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.
Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета и методов правового регулирования.
Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы (ядро права) и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производственных (вторичных).
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, порчи, уничтожения и иного воздействия хозяйственной и иной деятельности является: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетически фон, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, озоновый слой.
Природные ресурсы более узкое понятие с природными объектами это компоненты природной среды, природный объект и природный антропогенный объект, который использовался или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного наследия и в Список всемирного природного наследия: государственные и природные заповедники, памятники природы, государственные и природные заказчики, национальные и природные парки, ботанические сады, лечебно – оздоровительные комплексы, курорты.
Места традиционного проживания и хозяйственной коренных и малочисленных народов РФ. Объекты, имеющие особо охранное, научное, исторически – культурное, эстетическое, реакционное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф, и исключительная экологическая цена РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Закон также определяет иные охраны, части отдельных природных объектов, совокупность природных объектов, составляющие природы (например, климат, режим погоды, характерный для определённой территории).
III. Принципы экологического права составляют основу рассмотренной отрасли. А их соблюдение может служить мерилом природного и социального характера государства, эффективности все деятельности по обеспечению рационально природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и интересов человека и гражданина, обеспечение экологической безопасности.
Экологическое
право основано как на общих принципах
права, так и на принципах данной
отрасли (отраслевых принципах). Основные отраслевые принципы
экологического права определены в ст.
3 ФЗ “об охране окружающей среды” установлено,
что хозяйственная и иная деятельность
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, юридических
и физических лиц, оказывающая воздействие
на окружающую среду должна осуществляться
на основе следующих принципов:
Приведённый перечень принципов не является исчерпывающим. Процесс формирования принципов экологического права продолжает параллельно с совершенствованием развития экологического права и в большей степени может служить увеличением числа отраслевых принципов с 6 до 23.
IV. Источник экологического права – это нормативно – правовой акт, содержащий нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Источники экологического
права могут быть квалифицированы
по следующим основаниям: 1.
по юридической силе:
Официальная систематизация экологического законодательства отсутствует и экологическое право представляет собой совокупность различных актов, не сводимы в какой – либо единый акт (кодекс). Вместе с тем закон об охране окружающей среды охватывает широкий круг вопросов регулирования отношений по использованию и охране природных ресурсов, предупреждение экологических правонарушений, государственного мониторингу, контролю в области охраны окружающей среды, ответственности за правонарушение. Этот ФЗ отчасти можно отнести к кодификационному акту.
Систему источников экологического права образуют:
1. Международный договор РФ,
общепризнанные принципы и нормы международного
права. 2. Конституция
РФ.
V. Общая характеристика некоторых источников экологического права.
(1) Конституция РФ
принята 12 декабря 1993г. При анализе Конституции
России можно выделить 2 группы норм:
В соответствии со ст.7 К РФ: социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, эти нормы имеют непосредственное отношение к экологическому праву. Прежде всего, в части обеспечения, соблюдения и защиты экологического права каждого.
Достойная жизнь человека, которая должна обеспечить в социальном государстве включает в своё содержание наряду с материальным обеспечением и благополучием, также экологический аспект.
Конституция устанавливает, что земля и др. природные ресурсы используются и охраняются в РФ, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9 К). Это положение может оценивается как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов природопользования. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.
Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2 К.), К. устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённое её здоровью (имуществу экологического правонарушения ст.42). Одновременно с признанием Конституция возлагает обязанность на сохранение окружающей среды (ст.53).
С учётом федерального устройства
России, Конституция определяет, какие
вопросы в сфере охраны окружающей среды
должны быть решены исключительно на федеральном
уровне и совместно федерацией и её субъектами. В частности,
в исключительном ведении РФ находятся: - установление
основной федеральной политики федеральные
программы в области экологического развития.
В основном в вопросе природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе развития водного, лесного, недрах и др. находящихся в совместном ведении РФ и её субъектов (ст.72).
(2) Локальные НПА. Локальными называются нормативные акты, которые принимаются на предприятиях и становятся источником экологического права, при условии, что они санкционированы государством. Локальные акты подразделяют на: акты общего и специального характера. Локальные акты общего характера – уставы предприятий, правила внутреннего порядка и др.
В уставах содержаться нормы относительно правового режима, имущества и земли, организацию управления, включая сферу охраны окружающей среды.
Специальные локальные акты направлены планы организационно – технических мероприятий охраны окружающей среды, должностные инструкции и др. Действие экологических правовых норм содержатся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.
(3) Правовой обычай. Обычай имеет большое практическое значение в регулировании исполнительных природных ресурсов, в контексте традиции природопользования.
Конституция РФ (ст.72)
выделяют защиту исконной
(4) ФЗ “об охране окружающей среды” как источник экологического права.
Применят государственной думой 20 декабря 2001г.
Одобрен советом федерации 26 декабря 2001г. 16 человек, ст.84.
ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды обеспечивающие сбалансированное решение социально – экологических задач, сохранять благоприятную окружающую среду, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
VI. Нормы экологического
права – это правила, регулирующие
деятельность человека в области охраны
и использования окружающей среды. Различные нормы:
Исходя из содержания
юридического предписания нормы подразделяются
на:
Нормы – принципы закреплены (ст.3 ФЗ).
Нормы
– приоритеты устанавливают правовые преимущества
в охране и использовании природных объектов
в интересах обеспечения и качества природной
среды. Нормы – приоритеты означают, что
любые нормы хозяйственного запрещаются,
если они угрожают здоровью и экологической
безопасности человека. 3 уровня приоритета:
Информация о работе Экологическое право как отрасль российского права