Специфика и особенности правового регулирования участников перевозочных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Перевозка грузов автомобильным транспортом является одним из многочисленных видов перевозок. Ежедневно по территории Республики Беларусь автомобильным транспортом перевозится несколько сот тысяч грузов. Такие объёмы перевозки грузов связаны не только с географическо-территориальным положением государства, но и экономическими показателями в этой сфере транспорта. В последнее время увеличилось численность грузоперевозчиков в нашей республике, это связано с благоприятными условиями, созданными государством для осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Общие условия перевозки грузов автомобильным транспортом в
сфере предпринимательской деятельности ………………………………6
1.1. Права и обязанности участников перевозки грузов автомобильным
транспортом ……………………………………………………………….17
1.2.Юридяческах ответственность сторон при перевозки грузов
Автомобильным транспортом ……………………………………………23
Глава 2. Специфика и особенности правового регулирования участников
перевозочных правоотношений…………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемых источников………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач по хоз праву.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Общие условия перевозки грузов автомобильным транспортом в

сфере предпринимательской деятельности ………………………………6 

1.1. Права и обязанности участников  перевозки грузов автомобильным

транспортом ……………………………………………………………….17 

1.2.Юридяческах ответственность  сторон при перевозки грузов

Автомобильным транспортом ……………………………………………23

Глава 2. Специфика и особенности правового регулирования участников

перевозочных правоотношений…………………………………………26 

Заключение………………………………………………………………..31

Список используемых источников………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Перевозка грузов автомобильным транспортом является одним из многочисленных видов перевозок. Ежедневно по территории Республики Беларусь автомобильным транспортом перевозится несколько сот тысяч грузов. Такие объёмы перевозки грузов связаны не только с географическо-территориальным положением государства, но и экономическими показателями в этой сфере транспорта. В последнее время увеличилось численность грузоперевозчиков в нашей республике, это связано с благоприятными условиями, созданными государством для осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере.

Целью, курсовой работы является выявление особенностей правового регулирования перевозки грузов автомобильным транспортом и обоснование экономической эффективности перевозки автомобильным транспортом по сравнению с другими видами транспорта. Данная тема курсовой работы выбрана неслучайно, поскольку данный вид предпринимательской деятельности приносит определённый доход, а это в свою очередь содействует материальному благосостоянию не только отдельных лиц, но и способствует укрепления финансового положения нашего государства.

Исходя, из целей курсовой работы вытекают следующие задачи: во-первых, раскрытие особенностей перевозки грузов автомобильным транспортом, во-вторых, показать на примерах экономическую эффективность использования именно автомобильного транспорта при перевозке.

Правовое регулирование перевозки грузов автомобильным транспортом, подразумевает под собой воздействие юридическими средствами (нормами права, нормативно правовыми актами, правоотношениями между сторонами в сфере транспорта и другими средствами правового регулирования) на общественные отношения, возникающие  из  договора перевозки грузов грузовым автомобильным транспортом [3.6, с.49].

Поскольку единственным правовым основанием выполнения перевозки грузов служит договор перевозки, то все правовые отношения между перевозчиком и клиентом складывающиеся при выполнении перевозок основаны на договоре перевозки грузов и реализуются в его рамках.  Об этом свидетельствует Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 1998г. в части того, что перевозка грузов   производится  по   договору  перевозки.   Общие   условия перевозки, определяются самим Кодексом, транспортным правом (совокупностью норм права, нормативно правовых актов регулирующих общественные отношения в сфере транспорта), иными актами законодательства и издаваемыми в соответствии с ними актами республиканских органов управления.

Отличительными особенностями правового регулирования перевозки грузов автомобильным   транспортом  в сфере предпринимательской   деятельности выступает следующее:

Во-первых, условия перевозки грузов автомобильным транспортом, а также ответственность участников по этим перевозкам, определяется соглашением сторон,  если Гражданским Кодексом и иными актами законодательства не установлено иное.

Во-вторых, к каждому отдельному виду транспорта применяется не только общие положения Кодекса в части положений касающиеся обязательств, но и специальные нормы, однако,   при   этом   необходимо   иметь   в   виду,   что   любая специальная норма  транспортного   права  исключает  применение  общих гражданско-правовых норм. Такие специальные нормы содержатся в законах "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" от 21.07.2001г №50 - 3 ,"Об основах транспортной деятельности" от  05.05.1998г № 140 - 3., постановление «О порядке   формирования   тарифов   на   перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь» от 12.04.2001 № 74/8. В-третьих, в целях государственного регулирования, перевозка грузов автомобильным видом транспорта, подлежит лицензированию (Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным, водным, морским, воздушным транспортом и транспортно-экспедиционная деятельность от 20.10.2003 № 1388). Сюда относят и обязательное страхование автотранспортных средств.

В-четвёртых, перевозка автомобильным транспортом, являющимся источником повышенной опасности, осуществляется согласно установленным правилам (Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» от 28.11.2005 № 551), а перевозка опасных грузов, плюс ко всему, согласно Закону Республики Беларусь "О перевозке опасных грузов" от 0б.0б.2001г. и соответствующим правилам автомобильных перевозок грузов.

Особенностью договора перевозки является их обязательная претензионность, перед подачей иска в суд.

Таким образом, перевозка грузов автомобильным транспортом это один из важнейших видов перевозки обладающий своей спецификой и отличительной чертой правового регулирования. Важность и распространённость автомобильного транспорта связано не только с благоприятным географически - политическим положением, а скорее с экономическо-стоимостными показателями (к примеру, авиа перевозка грузов на среднее расстояние, в несколько раз дороже обходится перевозки аналогичного груза автомобильным транспортом, однако здесь следует сказать о том, что единственным конкурентом на сегодняшний день по перевозкам грузов выступает железнодорожный транспорт, который представляет собой государственную монополию (Закон Республики Беларусь "О естественных монополиях" от 16.12.2002г.)).

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие условия перевозки грузов автомобильным транспортом

в сфере предпринимательской деятельности.

Транспорт, наряду с промышленностью и сельским хозяйством, представляет собой одну из важнейших отраслей народного хозяйства. Экономическая особенность транспорта состоит в том, что он, хотя и не создаёт каких-либо материальных  объектов,   но  без  него  не  может  осуществляться процесс общественного производства. Транспорт    обеспечивает связь между различными  регионами   республики,   ритмичный  процесс   производства  и обращения товаров промышленности и сельского хозяйства,  обеспечивает потребности населения в перевозках.

Транспортная      система     Республики     Беларусь     включает в себя железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной транспорт. Особым  видом  является трубопроводный   транспорт.   В  зависимости  от участвующих в перевозке транспортных организаций различают перевозки:

- в местном сообщении;

- прямом сообщении;

- прямом смешанном сообщении; [2.6, с.40-241, 2.8., с.96-197].

Важность  и экономическая значимость транспортной деятельности,   вот основные   критерии по которым  этот  вид  деятельности  подпадает   под государственное регулирование, которое осуществляет Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления транспортным комплексом. Республиканским    органом    государственного    управления    транспортным комплексом является Министерство транспорта и коммуникаций, которое с не давнего    времени    выдаёт    специальные    разрешения   на   осуществление предпринимательской деятельности в сфере оказания транспортных услуг. Ранее   такие   разрешения   на   оказания   некоторых  транспортных услуг выдавались и исполнительными комитетами,   но после издания  Декрета Президента Республики Беларусь №17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 14.07.2003г. все   полномочия в области транспортной деятельности перешли к выше указанному министерству [1.11, ст.З]. Как уже указывалось выше перевозка  грузов автомобильным транспортом является одним из важнейших видов перевозок.

Услуги, оказываемые автомобильным транспортом, имеют ту основную особенность, что не выступают в какой-либо овеществлённой форме, ибо потребляются пользователями сразу же при их оказании. Но пространственное перемещение груза, как основная транспортная услуга имеет возмездный и товарный характер. Поэтому предоставление такой услуги обычно происходит в форме гражданско-правового договорного обязательства, возникающего между перевозчиками и их клиентурой.

Однако транспортные обязательства возникают не только на основе договора. Транспорт относится к числу наиболее монополизированных государством отраслей   хозяйства. До последнего времени большинство  перевозок осуществлялось исключительн государственными       транспортными организациям (предприятиями) соответствующих министерств и ведомств (автотранспортными   предприятиями   и   т.д.).   При   этом   такой   широко используемый у нас вид транспорта, как железнодорожный, вообще опирается на естественную, объективно существующую монополию[1.9, ст.З ].

В   настоящий   момент   в   нашей   республике   имеет   место   две   формы собственности: государственная и частная [ 1.1, ст. 13].

Так, к государственной форме относится железнодорожный транспорт, воздушный, автомобильный и т.д. Наличие частной собственности, предполагает участие частными лицами в оказании транспортных услуг (предпринимательской деятельности) лишь некоторыми видами транспорта, к такому числу относится автомобильный вид транспорта. В собственности   юридических  лиц   или   индивидуальных предпринимателей    могут находиться объекты транспортной деятельности, необходимые для выполнения автомобильных перевозок и не отнесённые законодательными актами Республики Беларусь к исключительной собственности государства [1.5, ст. 7; 1.4, ст. б].

Вообще, перевозка грузов автомобильным транспортом, как отдельный вид предпринимательской деятельности может осуществляться в нескольких формах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская  деятельность), с образованием юридического лица (предпринимательская деятельность в предусмотренных ГК организационно- правовых формах) [2.5,c.3G; 1.8, ст.З].

Под предпринимательской деятельностью понимают самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления [1.2, ч.2п. 1 ст.1].

Следует отметить, что услуга на автомобильном транспорте оказываются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства по обеспечению условии для эффективного функционирования рынка автомобильных перевозок, осуществлению демонополизации в сфере деятельности на автомобильном транспорте, содействию и развитию добросовестной конкуренции автомобильных перевозчиков и защите прав потребителей транспортных услуг.

На автомобильные перевозки приходится значительная доля в перевозочном процессе республики. Практически нет таких предприятий, организаций, предпринимателей, которые не пользовались бы услугами автомобильного транспорта.  Автомобильным транспортом перевозятся грузы на различные расстояния. В зависимости от этого критерия выделяют виды автомобильных перевозок. Так, автомобильные  перевозки   подразделяются   на   внутри республиканские (выполняемые в пределах Республики Беларусь: городские, пригородные, междугородные) и международные.

  • городские автомобильные перевозки  (перевозки, выполняемые в пределах или  за пределы     города или  иного     населённого  пункта  до  пунктов, установленных  решением     местных исполнительных и распорядительных органов).
  • пригородные автомобильные перевозки (перевозки, которые не могут быть отнесены к городским и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с  протяжённостью  маршрута не  более  50 километров, измеряемого от границ города (населённого пункта).
  • междугородные автомобильные перевозки (перевозки, выполняемые за пределы города (населённого пункта), которые не могут быть отнесены к городским или пригородным ).

Международные автомобильные перевозки - перевозки, выполняемые между пунктами, расположенных на территории разных государств[2.4, с. 155; 1.5, ст.б].

Автомобильные перевозки могут выполняться в регулярном или нерегулярном сообщении.

Автомобильные перевозки в регулярном сообщении - перевозки, выполняемые по    определённому  маршруту,    расписанию    (интервалу    движения), с установленным началом и окончанием работы, местами посадки и высадки пассажирами, тарифами.

Перевозки в нерегулярном сообщении - перевозки, которые не могут быть отнесены к перевозкам в регулярном сообщении.

Деятельность по перевозке грузов автомобильным транспортом подлежит обязательному  лицензированию. Лицензирование   осуществляется  в  целях государственного    регулирования    транспортной    деятельности,    развития транспортных работ и услуг, защиты интересов потребителей транспортных работ и услуг, обеспечения безопасности транспортной деятельности и необходимого уровня: обязательного и добровольного страхования в области транспортной деятельности, соблюдения экологических иных требований, установленных актами законодательства Республики Беларусь [1.4, ст. 15]. Выдача специальных  разрешений (лицензий) на осуществление перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд ) автомобильным транспортом, их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений, отказ в выдаче лицензий, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращения их действия, контроль за осуществлением перевозок пассажиров и грузов, производится Министерством транспорта и коммуникаций в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности", и положением "О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным, внутренним водным, морским транспортом" от 20.10.2003г. № 1388 [3.7,с.57].

Информация о работе Специфика и особенности правового регулирования участников перевозочных правоотношений