Шпаргалка по "Хозяйственное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 15:57, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие и возникновение хозяйственного права.
Первые существующие тенденции возникновения хозяйственных отношений предопределили социально-экономические предпосылки для возникновения хозяйственного права. Данные отношения носили характер торговых.
Развитие торговли в средние века в европейских странах вызвало необходимость принятия специальных правовых норм, регулирующих торговую деятельность. Данные нормы составили торговое право.

Файлы: 1 файл

otvety_k_ekzamenu_po_discipline_hozyaistvennoe_pravo.docx

— 180.48 Кб (Скачать файл)

Технические требования – это технические нормы, правила, характеристики и иные требования к объектам технического нормирования или стандартизации.

Техническое нормирование – это деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов её разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Субъектами технического нормирования и стандартизации являются:

  1. РБ в лице уполномоченных государственных органов;
  2. Юридические и физические лица, в том числе и ИП;
  3. Иностранные ЮЛ, иностранные граждане;
  4. Лица без гражданства;
  5. Иные субъекты правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации.

Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом, Советом Министров, Государственным комитетом по стандартизации и др.

49.Понятие, цели и задачи стандартизации.

Стандартизация – это деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации продукции или оказания услуг.

Объектами технического нормирования и стандартизации является продукция, процессы её разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

  1. Защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
  2. Повышение конкурентоспособности продукции (услуг);
  3. Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  4. Единства измерений;
  5. Национальной безопасности;
  6. Устранения технических барьеров в торговле;
  7. Рационального использования ресурсов.

Стандартизация основ на принципах:

  1. Обязательности применения технических регламентов;
  2. Доступности технических  регламентов;
  3. Приоритетного использования международных и межгосударственных стандартов;

Стандарт – это технический нормативно-правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации, содержащий технические требования к продукции, процессам её разработки и т.д.

В Республике Беларусь существуют два вида стандартов:

  1. государственный стандарт, который утверждается Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства;
  2. стандарт организации, утвержденный ЮЛ или ИП самостоятельно.

Стандарты организаций разрабатывают и утверждают ЮЛ или ИП и распоряжаются ими по собственному усмотрению, причем их технические требования распространяются только на ЮЛ или индивидуального предпринимателя, их утвердивших.

Государственные стандарты и стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.

50.Понятие оценки соответствия продукции.

Оценка соответствия  - это деятельность по определению соответствия объектов требования технических НПА в области технического нормирования и стандартизации.

Цель оценки соответствия:

  • обеспечение защиты жизни, здоровья и наследственности человека;
  • повышение конкурентоспособности продукции и услуг и д.р.

Принципы  оценки соответствия:

  1. Гармонизация с международными и межгосударственными подходами в области оценки соответствия;
  2. Обеспечение идентичности вправил и процедур подтверждения соответствия продукции отечественного и иностранного производства;
  3. Соблюдение требований конфиденциальности сведений, полученных при выполнении работ по оценке соответствия.

Оценка соответствия осуществляется в виде аккредитации и подтверждения соответствия.

К документам об оценке соответствия относятся:

  1. Аттестат аккредитации;
  2. Сертификат соответствия;
  3. Декларация о соответствии;
  4. Сертификат компетентности.

Сертификация – это форма подтверждения соответствия, осуществляемого аккредитованным органом о сертификации.

Подтверждение соответствия бывают 2 видов:

  1. Обязательное;
  2. Добровольное.

 Субъектами оценки  соответствия являются:

  1. Республика Беларусь;
  2. Аккредитованные органы по сертификации;
  3. Аккредитованные испытательные лаборатории;
  4. Заявители на аккредитацию;
  5. Заявители на подтверждение соответствия.

51.Цена как экономическая и правовая категория. Виды цен и тарифов.

Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара. Тариф – это денежное выражение стоимости единицы работы и услуги.

Признаки присущие цене:

  1. Цена является условием и элементом хозяйственного договора;
  2. Цена является  основой для взаиморасчетов субъектов хозяйствования;
  3. Цена является основой для определения налоговой базы.

В зависимости от способа определения, степени влияния государства на процесс установления цены законодательство РБ различает 2 вида цен:

  1. Свободные цены (тарифы) – цены (тарифы), складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;
  2. Регулируемые цены (тарифы) – цены (тарифы), устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемые субъектами ценообразования с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину:
    1. Фиксированная цена (тариф) – регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;
    2. Предельная цена (тариф) – регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или нижним пределами.

В зависимости от субъекта, устанавливающего цены, и цели приобретения товара различают:

  1. Отпускные цены – это цена, устанавливаемая:
    1. На произведенный товар собственного производств, а также товар, полученный в результате выполнения договора подряда из материала заказчика, в том числе переработки сырья;
    2. На импортированный товар при его оптовой продаже
  2. Розничная цена – это цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи из розничной торговли ФЛ для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, - ЮЛ, ИП.

Процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательства, порядка ценообразования ЮЛ, ИП и другими субъектами ценообразования является процессом ценообразования.

52.Права субъектов хозяйствования в области ценообразования.

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь являются:

  • Президент Республики Беларусь;
  • государственные органы (организации), осуществляющие регулирование цен (тарифов);
  • ЮЛ, не являющиеся государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов);
  • индивидуальные предприниматели;
  • иные ФЛ, имеющие право в соответствии с законодательством осуществлять определенные виды деятельности, не относимые законодательными актами к предпринимательской деятельности, на товары (работы, услуги) которых применяются регулируемые цены (тарифы).

Субъекты хозяйствования вправе:

  1. Устанавливать цену или тариф на товар, работу или услугу, если в отношении их не применяется государственное ценовое регулирование;
  2. Обжаловать решения, принятые в отношении их уполномоченными государственными органами с нарушением законодательства.

Обязанности субъектов хозяйствования:

  1. Соблюдение законодательства о ценообразовании;
  2. Выполнение решений уполномоченным государственным органом применяется в соответствии с законодательством;
  3. Соблюдение установленного порядка ценообразования;
  4. Представление уполномоченным государственным органом информации для установления регулируемых цен  и тарифов, а также контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Для совершенствования порядка проведения внешне торговых операций отпускные цены на ввезенные РБ, предназначенные для дальнейшей продажи на территории РБ, устанавливаются импортерами исходя из контрактных цен расходов по импорту с учетом конъектуры рынка и т.д.

Контрактные цены, установленные в иностранной валюте, пересчитываются по официальному курсу НацБанка на дату установления.

Отпускные цены (тарифы), устанавливаемые производителями, должны быть подтверждены экономическими расчетами. Отпускные цены (тарифы) устанавливаются за принятую единицу измерения в белорусских рублях. Отпускные цены (тарифы) на товары, работы, услуги устанавливаются без налога на добавленную стоимость.

Тарифы на оказываемые населению услуги устанавливаются с учетом налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством.

Производители при реализации товаров могут предоставлять покупателям скидки с отпускных цен и тарифов.

Изменение фиксированных цен (тарифов), установленных уполномоченными государственными органами, а также реализация товаров, работ, услуг ниже предельных минимальных отпускных цен (тарифов), установленных уполномоченными государственными органами, не допускается.

Розничные цены определяются субъектами хозяйствования путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей в размерах, не превышающих установленных уполномоченными государственными органами.

Изменение фиксированных розничных цен, установленных уполномоченными государственными органами, запрещено.

53.Государственное регулирование цен и тарифов. 

Государственное регулирование цен и тарифов представляет собой один из способов осуществления регулирования и контроля за ценовой политикой, осуществляемой хозяйствующими субъектами со стороны органов государственного управления.

Принципы ценообразования:

  1. Определение основ государственной политики в области ценообразования;
  2. Сочетание свободных и регулируемых цен и тарифов;
  3. Установление регулируемых цен (тарифов) на товары, работы и услуги на уровне обеспечивающем хозяйствующим субъектом покрытие экономически обоснованных затрат и получение прибыли.

Ценообразование – это процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования хозяйствующими субъектами.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственное право"