Шпаргалка по "Хозяйственное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 15:57, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие и возникновение хозяйственного права.
Первые существующие тенденции возникновения хозяйственных отношений предопределили социально-экономические предпосылки для возникновения хозяйственного права. Данные отношения носили характер торговых.
Развитие торговли в средние века в европейских странах вызвало необходимость принятия специальных правовых норм, регулирующих торговую деятельность. Данные нормы составили торговое право.

Файлы: 1 файл

otvety_k_ekzamenu_po_discipline_hozyaistvennoe_pravo.docx

— 180.48 Кб (Скачать файл)

Государственный контроль предусматривает два вида контроля:

  1. Предварительный контроль, он включает в себя выявление субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, регистрацию субъектов и все сведения о них;
  2. Последующий контроль, он осуществляется в целях принятия мер реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Выполнение функций по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции осуществляется уполномоченным республиканским органом государственного управления через соответствующее структурное подразделение - на товарных рынках и структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов - на товарных рынках областей (города Минска).

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных законодательными актами.

За разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники антимонопольного органа несут ответственность.

Антимонопольный орган и иные государственные органы в пределах компетенции взаимодействуют между собой в сфере противодействия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе за экономической концентрацией, развития конкуренции на товарных рынках и осуществляют взаимное информирование в этой сфере.

59.Понятие и формы проявления недобросовестной конкуренции.

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Не допускается недобросовестная конкуренция в качестве:

  1. Незаконного использования хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака и т.д.;
  2. В качестве незаконного копирования высшего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей обусловлена техническим применением и др.

Субъектами этой деятельности могут быть ЮЛ и иностранных государств, ИП, за исключением органов государственной власти. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности может проявляться только в активных действиях, которые будут рассматриваться как правонарушение, даже если они противоречат не только законодательству, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, при этом конкурентам могут быть причинены убытки или ущерб их деловой репутации, либо может существовать угроза их причинения.

Недобросовестная конкуренция может проявляться в следующих формах:

  1. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  2. введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара;
  3. некорректное сравнение товаров хозяйствующих субъектов производимых или реализуемых ими с товарами других хозяйствующих субъектов;
  4. продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  5. получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

60.Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

За виновные противоправные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты хозяйствования несут юридическую ответственность. В зависимости от вида ответственности и необходимых мер, подлежащих применению к субъекту хозяйствования, они могут налагаться антимонопольным органом или судом. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство, могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.

В случае нарушения антимонопольного законодательства юридические лица, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане-предприниматели, обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольных органов прекратить правонарушение, восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в соответствие с нормами, предписывающими антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предприятия или совершить иные действия.

Предписания антимонопольных органов подлежат исполнению в установленный ими срок.

Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, в результате злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, заключением соглашений и осуществлением действий ведущих к ограничению конкуренции или осуществляющим недобросовестную конкуренцию, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты.

В соответствии с ГК лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции. В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции вправе требовать от недобросовестного конкурента в судебном порядке возмещения причиненных убытков.

В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных действий, нарушающих требования антимонопольного законодательства, антимонопольный орган может налагать административную ответственность в виде штрафа на виновных лиц за:

  • Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или ЮЛ от исполнения предписаний антимонопольных органов;
  • Ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций;
  • Представление заведомо ложной информации и т.д.

Уголовная ответственность субъектов предусмотрена ст.ст. 244–250 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Это действия, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, установлением или поддержанием монопольных цен, принуждение к совершению сделки или отказу от нее, ограничение конкуренции, незаконное использование деловой репутации конкурента и ее дискредитация, распространение ложной информации о товарах (услугах) и иные нарушения антимонопольного законодательства.

61.Понятие и структура рынка ценных бумаг. Правовые основы рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг – это совокупность общественных отношений, возникающих в сфере выпуска, размещение, обращения и погашения ценных бумаг.

В зависимости от субъектного состава можно рассматривать первичный и вторичный рынок.

  1. Первичный рынок позволяет осуществить первичное размещение ценных бумаг среди инвесторов (первичных) после их выпуска (эмиссии) эмитентом.
  2. Вторичный рынок – отношения, складывающиеся при обращении ранее выпущенных и размещенных на первичном рынке ценных бумаг.

Структуру рынка ценных бумаг составляют:

  1. Инструменты (ценные бумаги);
  2. Субъекты рынка – инвестор (кредитор, владелец) и эмитент (должник), а также инвестиционные институты, включающие всех профессиональных участников, осуществляющих свою деятельность с ценными бумагами как исключительную;
  3. Нормативная база для обеспечения легального функционирования инструментов и урегулирования правоотношений между субъектами рынка;
  4. Способы организации торговли ценными бумагами.

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на рынке ценных бумаг всех его участников и операций между ними со стороны организаций уполномоченных на эти действия.

Основные цели государственного регулирования рынка ценных бумаг:

  • Упорядочение функционирования рынка ценных бумаг;
  • Соблюдение установленных правил его участниками;
  • Поддержание доверия к рынку ценных бумаг;
  • Обеспечение его динамичного развития.

В РБ порядок выпуска, обращения и погашения ценных бумаг определяются:

  1. Советом Министров – по всем видам ценных бумаг, за исключением ценных бумаг НацБанка;
  2. НацБанк РБ по согласованию с уполномоченным республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, – по ценным бумагам НацБанка, банковской сберегательной книжки на предъявителя, чекам, депозитным и сберегательным сертификатам.

62.Понятие, признаки  и виды ценных бумаг.

Ценная бумага – документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.

Признаки ценной бумаги:

  1. Ценная бумага – это вещь, формализованный документ, составленный в форме, установленной законодательством или в предусмотренном им порядке для каждого вида ценной бумаги и (или) с соблюдением требуемых для нее реквизиторов;
  2. Ценная бумага – это документ, удостоверяющий имущественные (как правило, обязательственные) права;
  3. Осуществление или передача прав, удостоверенных ценной бумагой, возможны только при предъявлении ценной бумаги;
  4. Ценность бумаги заключается в неразрывной связи документа и зафиксированного в нем имущественного права.

В ст.144 ГК перечисляются виды ценных бумаг которые встречаются в обороте, к ним относятся:

  • Государственная облигация – государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени Правительства и размещаемые среди инвесторов на добровольной основе;
  • Облигация – ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги её номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска);
  • Вексель – ценная бумага, подтверждающая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) или иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлению предусмотренного векселем срока определенную сумму векселедержателю;
  • Чек – составленное на специальном бланке письменное поручение владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку произвести перечисление указанной на чеке денежной суммы получателю средств (чекодержателю);
  • Депозитный и сберегательный сертификаты – письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение после истечения установленного срока суммы вклада и процентов по ней.
  • Банковская сберегательная книжка на предъявителя – ценная бумага, удостоверяющая заключение договора банковского вклада с гражданином и внесение денежных средств по вкладу;
  • Коносамент – ценная бумага, выдаваемая перевозчиком или его представителем, которая удостоверяет:
    • Факт заключения договора перевозки;
    • Факт приема груза к перевозке;
    • Условия договора перевозки;
    • Указывает на грузоотправителя;
    • Описывает груз, принимаемый к транспортировке, способом, позволяющим его идентифицировать;
    • Содержит обязательство передать товар в определенном месте грузоотправителю или лицу, которому будет передан коносамент.
  • Акция – бессрочная эмиссионная ценная бумага, свидетельствующая о вкладе в уставный фонд акционерного общества, удостоверяющая права ее владельца на участие в управлении этим обществом, получение части его прибыли в виде дивидендов и части имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимости в случае ликвидации акционерного общества. Различают:
    • Простая акция – ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение части прибыли и на участие в управлении обществом (размер определяется полученной прибылью и решением общего собрания акционеров);
    • Привилегированная акция – ценная бумага, дающая право владельцу на получение дивиденда в виде фиксированного процента, право на долю в имуществе при ликвидации общества и не дающая права голоса в управлении обществом.
  • Приватизационные ценные бумаги. Именной приватизационный чек является государственной ценной бумагой РБ, выпущенной на определенный срок, установленный Правительством по согласованию с Президентом РБ.
  • Другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг ( складские свидетельства и закладная).

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственное право"