Шпаргалка по "Хозяйственное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 15:57, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие и возникновение хозяйственного права.
Первые существующие тенденции возникновения хозяйственных отношений предопределили социально-экономические предпосылки для возникновения хозяйственного права. Данные отношения носили характер торговых.
Развитие торговли в средние века в европейских странах вызвало необходимость принятия специальных правовых норм, регулирующих торговую деятельность. Данные нормы составили торговое право.

Файлы: 1 файл

otvety_k_ekzamenu_po_discipline_hozyaistvennoe_pravo.docx

— 180.48 Кб (Скачать файл)

Право пользования позволяет собственнику извлекать выгоду, пользу, эксплуатировать, использовать по назначению принадлежащее ему имущество.

Право распоряжаться предоставлено только собственнику. Распоряжение позволяет определять юридическую судьбу имущества, т.е. возможность заключать сделки и совершать иные действия, в результате которых имущество реализуется третьим лицам, передается в дар, обменивается залогом, сдается в аренду, уничтожается, перерабатывается, утилизируется и др.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц.

В состав имущества, принадлежащего субъекту хозяйствования, на основе которого он осуществляет свою предпринимательскую деятельность, могут входить: здания, сооружения, земельные участки, машины и т.д.

21.Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления.

Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право, состоящее в возможности владения, пользования, и распоряжения имуществом, совершении в отношении его любых действий, не противоречащих законодательству.

Субъектами права хозяйственного ведения являются коммерческие организации, а именно государственные или частные унитарные предприятия, созданные или дочерние предприятия, а так же государственные концерны.

Собственниками  имущества, находящегося в хозяйственном  ведении, могут быть:

  1. Республика Беларусь;
  2. Административно-территориальные единицы Республики Беларусь;
  3. Физические и юридические лица.

Право оперативного управления представляет собой, производное от права собственности вещное право, закрепленное за государственным или иным учреждением, финансируемым за счет средств собственника, в соответствии с законом, целями деятельности и заданием собственником.

Субъектами права оперативного управления являются коммерческие и некоммерческие организации, а именно казенные предприятия и учреждения.

Собственником имущества, находящегося в оперативном управлении может быть Республика Беларусь, а учреждения - Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, ЮЛ и ФЛ.

22.Право аренды. Правомочия распоряжения.

Договор аренды – это соглашение, в силу которого одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) имущество за плату во временное владение и пользование.

Аренда – срочное возмездное владение и пользование или временное пользование имуществом в целях осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Право распоряжаться арендованным имуществом арендатору не принадлежит. Однако арендатор в отношении плодов, продукции и доходов, полученных им в результате использования арендованного имущества, обладает правом собственности.

Право сдачи в аренду имущества принадлежит собственнику, хотя последний может уполномочить и иных лиц сдавать имущество в аренду. Правоотношения между арендодателем и арендатором по содержанию – обязательственные, возникающие на основании договора аренды. Однако в правоотношениях арендатора с третьими лицами аренда является вещным правом и защищается как вещное право.

Объектами аренды могут выступать земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

23.Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы.

Источниками формирования имущества субъектов хозяйствования могут выступать:

  1. Уставный фонд;
  2. Имущество, полученное в качестве безвозмездной (спонсорской) помощи;
  3. Имущество, закрепляемое по решению собственника за унитарным предприятием, учреждением или государственным объединением;
  4. Имущество, приобретаемое организацией в ходе осуществления предпринимательской деятельности, в том числе приобретаемое и используемое для собственного потребления; прибыль (доходы), получаемая от реализации продукции, товаров, оказания услуг, выполнения работ, а также поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы).

Уставной фонд определяет минимальный размер имущества организации, гарантирующего интересы е кредиторов, и составляет материальную базу для последующего функционирования субъекта хозяйствования. Уставный фонд подлежит формированию при создании коммерческих организаций.

Минимальный размер уставного фонда устанавливаются в сумме, эквивалентной:

  1. 100 БВ – для ЗАО;
  2. 400 БВ – для ОАО.

Минимальные размеры уставных фондов организаций определяются в белорусских  рублях из установленного Национальным Банком официального курса рубля к евро.

Помимо уставного фонда организации могут, а в отдельных случаях – обязаны создавать денежные фонды.

Коммерческие организации имеют различные фонды:

  1. Фонд накопления – это средства, направляемые на производственное развитие или иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами.
  2. Амортизационный фонд – является специальным фондом для полного восстановления основных средств предприятия.
  3. Резервный фонд –формируется в добровольном или обязательном порядке, за счет отчислений для покрытия непредвиденных расходов (долгов) предприятия.

24.Понятие, организация и правовое регулирование бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет – это система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Хозяйственная деятельность организации – это совокупность определенных хозяйственных операций, т.е. таких действий или событий, которые вызывают изменения в объеме, составе, размещении и использовании активов и (или) пассивов организации.

Учет должен быть постоянным, адекватным по времени всем совершаемым операциям.

Каждая совершаемая операция отражается одновременно на двух корреспондирующих счетах , а точнее – по дебету одного счёта и по кредиту другого (двойная запись).

Субъекты бухгалтерского учёта – ЮЛ РБ, филиалы и представительства, в том числе представительства иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества, государственные органы, не являющиеся ЮЛ, с учётом особенностей, определяемых законодательством.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также ИП ведут учёт доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РБ.

Правовое регулирование бухгалтерского учёта:

  1. Закон «О бухгалтерском учете и отчётности»;
  2. Гражданский кодекс;
  3. Налоговый кодекс.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество, в том числе активы, обязательства, а также хозяйственные операции, осуществляемые организациями в ходе предпринимательской деятельности. Объекты представлены в форме информации – сведений о хозяйственной деятельности организации, выражающихся в денежной форме.

25.Права и обязанности руководителя по организации бухгалтерского учета. Правовое положение главного бухгалтера.

Ответственность за организацию, состояние и достоверность учета и отчетности в организации, своевременное представление бухгалтерской, статистической и иной отчетности в соответствующие государственные органы несут организации и их исполнительные органы в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Обязанность организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения, возложено на руководителя организации.

Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

  1. создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  2. возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;
  3. передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или ИП, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Руководитель организации обязан:

  1. организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия;
  2. обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований главного бухгалтера, организации или ИП, в части соблюдения порядка оформления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции.

На должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков, страховых организаций) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

  1. наличие сертификата профессионального бухгалтера;
  2. отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. Требования главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.

В обязанности главного бухгалтера организации, руководителя организации, организации или ИП, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, входят:

  1. формирование учетной политики организации;
  2. постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
  3. составление и своевременное представление отчетности организации;
  4. иные обязанности в области бухгалтерского учета и отчетности.

В случаях возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций, документы по этим хозяйственным операциям должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя организации. В таких случаях руководитель организации единолично несет ответственность за совершение этих хозяйственных операций, их оформление и отражение в бухгалтерском учете.

26.Учетная политика организации. Понятие, состав и сроки представления бухгалтерской отчетности.

Учетная политика организации – это совокупность используемых методов и способов организации ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного изменения и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Правовое регулирование учетной политики осуществляется Законом о бухучёте, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов от 17 апреля 2002 г. №62.

Обязанность по формированию учетной политики возложена на главного бухгалтера. Учетная политика оформляется соответствующей документацией (решением, приказом, распоряжением, другим документом) и утверждается руководителем организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственное право"