Правовой режим свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Свободные экономические зоны являются одним из рычагов привлечения внешних инвестиций в определенные сектора экономики Республики Беларусь и создаются с целью развития внешнеэкономических связей и отдельных регионов, создания новых рабочих мест; капиталовложения в свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь позволяют создать инфраструктуру, необходимую для увеличения белорусского экспорта, а также собственную производственную базу для стабильного снабжения нашей страны различными товарами и т.д

Содержание работы

Введение 3
Правовой режим свободных экономических зон 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Составить проект договора страхования 23
Задача 24
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

Хозяйственное право.docx

— 60.88 Кб (Скачать файл)

Все расчеты по операциям  между резидентами СЭЗ и нерезидентами  осуществляются в свободно конвертируемой валюте, расчеты в иных иностранных  валютах производятся, если это предусмотрено  межправительственными соглашениями или соглашениями между Национальными  банками сторон, осуществляющих расчеты.

Расчеты между резидентами  СЭЗ и нерезидентами в валюте Республики Беларусь могут осуществляться, если это предусмотрено межправительственными  соглашениями или соглашениями между  Национальными банками сторон, осуществляющих расчеты [17, с. 92].

Расчеты в валюте Республики Беларусь с субъектами хозяйствования государств, с которыми не заключены  межправительственные соглашения или  соглашения между Национальными  банками об использовании в расчетах валюты Республики Беларусь, запрещаются.

Расчеты между резидентами  СЭЗ и нерезидентами по операциям  с государственными ценными бумагами Республики Беларусь и ценными бумагами Национального банка Республики Беларусь, номинированными в валюте Республики Беларусь, производятся только в валюте Республики Беларусь.

В отношениях между резидентами  СЭЗ, между резидентами СЭЗ и  иными резидентами Республики Беларусь валюта Республики Беларусь принимается  без ограничений в оплату любых  требований и обязательств, в ней  выраженных, а также может приниматься  в оплату требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте.

 

Резидент СЭЗ может  использовать для платежа по своим  обязательствам перед иным резидентом, а этот резидент получить от резидента  СЭЗ в оплату своих требований любую иностранную валюту, официальный  курс которой установлен Национальным банком.

Резидент Республики Беларусь, не являющийся резидентом СЭЗ, вправе осуществить оплату требований резидента  СЭЗ иностранной валютой, официальный  курс которой установлен Национальным банком Республики Беларусь. Открытие текущих и иных счетов и совершение по ним операций за границей резидентами  СЭЗ осуществляется только при наличии  разрешения Национального банка.

Национальный банк Республики Беларусь рассматривает заявления  на выдачу разрешения на открытие счета  резидентом СЭЗ за границей с учетом специфики проведения конкретных валютных операций и при невозможности  открытия такого счета в уполномоченных банках Республики Беларусь.

Резиденты СЭЗ, которым было разрешено размещать средства на счетах за пределами Республики Беларусь, обязаны представлять отчетность по установленной форме.

Все сделки купли-продажи  и конверсии иностранной валюты осуществляются резидентами СЭЗ  только при посредстве уполномоченных банков. Такие сделки заключаются  уполномоченным банком по поручению  резидента СЭЗ на торгах Межбанковской  валютной биржи либо на внебиржевом  рынке.

Для покупки иностранной  валюты резидент СЭЗ представляет в  уполномоченный банк, при посредстве которого; будет проводиться покупка  иностранной валюты, заявку.

Резиденты СЭЗ вправе покупать иностранную валюту без предварительного декларирования целей ее дальнейшего  использования. Купленная валюта подлежит обязательному зачислению на специальный  счет.

Использование купленной  иностранной валюты может осуществляться только на следующие цели:

для проведения расчетов с  нерезидентами Республики Беларусь;

для осуществления платежей по выплате процентов и основного  долга по кредитам;

для оплаты расходов, связанных  с направлением работников в зарубежные командировки и обучением специалистов за пределами Республики Беларусь;

для формирования за счет чистой прибыли страховыми компаниями-резидентами  СЭЗ фонда в иностранной валюте для осуществления страхования  в иностранной валюте;

для осуществления дилинговых операций с безналичной иностранной  валютой небанковскими финансовыми  организациями-резидентами СЭЗ.

Использование приобретенной  иностранной валюты на иные цели допускается  только с разрешения Национального  банка Республики Беларусь.

Для использования купленной  валюты резидент СЭЗ в обязательном порядке представляет в уполномоченный банк копии документов, подтверждающих правомерность использования купленной иностранной валюты.

Резидент СЭЗ вправе продать  ранее купленную иностранную  валюту, находящуюся на специальном  счете, на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.

Валютные операции, связанные  с движением капитала, осуществляются резидентами СЭЗ при наличии  у них разрешения Национального  банка Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь выдает разрешения резидентам СЭЗ проводить операции по получению отсрочки платежа по импорту и экспорту товаров, работ, услуг на срок, превышающий 180 дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Свободные экономические  зоны, используемые во всём мире для  экономического оздоровления определённой территории, имеют положительный  эффект для национальной экономики, являясь плацдармом для привлечения  иностранных инвестиций. Однако, Республика Беларусь имеет небогатый опыт создания и обеспечения функционирования СЭЗ.

В практике экономических  зон в настоящее время применяется  широкая гамма льгот и стимулов для иностранных вкладчиков капитала. Как правило, они зависят от специфических  условий каждой экономической зоны. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, предусматриваются следующие льготы: отмена какого-либо налогообложения  в счет права на экспорт, освобождение от других налогов, прежде всего на недвижимое имущество, а также местных (областных) налогов, имеющихся в  ряде стран; отмена налогов на доход  иностранного персонала, работающего  в свободной экономической зоне;- полная или частичная отмена налогов  на прибыль зональных предприятий  на определенный срок и в зависимости  от ряда условий.

Например, в Южной Корее  предприятия, созданные в свободной  экономической зоне, в первые пять лет полностью освобождаются  от налогов, а в последующие три  года налоги им снижаются на 50%. В  Шри Ланке полная отмена налогообложений длится от двух до десяти лет в зависимости от специфики функционирования предприятий экономической зоны, при этом учитывается число занятых на предприятии, приток конвертируемой валюты, применяемая технология и т.д.

Создание свободных экономических  зон в разных странах в настоящее  время предполагает достижение таких  целей: обеспечение более полной занятости рабочей силы как непосредственно  в экономической зоне, так и  за ее пределами; привлечение инвестиций, особенно в свободно конвертируемой валюте; организация в экономических  зонах таких производств, продукция  которых шла бы на экспорт, не ущемляя  при этом уже существующие местные  предприятия, действующие на внутреннем рынке.

Кроме того, многие страны, создающие  свободные экономические зоны, считают, что они будут способствовать развитию отсталых в экономическом  отношении районов, модернизации технологий, получению новых ноу-хау, обучению собственных специалистов и рабочих  новым методам труда, а также  использованию собственных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции.

Среди "классических" свободных  экономических зон, наиболее распространенных в настоящее время, можно отметить следующие: беспошлинные зоны, расположенные  на основных перекрестках международных  транспортных систем; экспортные промышленные зоны, ориентированные главным образом  на внешнюю торговлю; парки технологического развития, которые создаются на основе существующего в принимающей  стране научно-технического потенциала, но с участием иностранного капитала и с использованием прогрессивного оборудования, ноу-хау, а также зарубежного  управленческого, коммерческого или  маркетингового опыта; зоны страховых и банковских услуг, способствующие укреплению этой исключительно важной сферы экономики; импортно-промышленные зоны и зоны по замещению импорта, которые призваны обеспечить принимающую страну современными товарами, а местные предприятия передовой технологией.

Учредители некоторых  свободных зон пошли по другому  пути и стали способствовать развитию предприятий тяжелой промышленности. Например, в экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго преобладает  переработка нефти и нефтехимическая  промышленность. В экономических  зонах Объединенных Арабских Эмиратов действует целый ряд химических, нефтехимических и автомобильных  компаний.

Одна из характерных черт промышленного развития большинства  свободных экономических зон  заключается в том, что находящиеся  там компании, как правило, стремятся  к минимальному использованию местных  ресурсов. Слабые обратные связи этих компаний с предприятиями принимающей  страны объясняются закрытым характером экономических зон, профилем действующих  там предприятий и относительно неразвитым потенциалом национальных поставщиков. И в этом смысле практика указанных выше государств является исключением.

Обычно считается, что  свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям  относительно крупных и имеющих  хорошую репутацию компаний. Однако, как свидетельствует мировой  опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуждаются в привилегиях  и возможностях свободных зон.

Они могут успешно функционировать  в обычных условиях практически  любой страны. И если условия какого-либо государства слишком неблагоприятны, то пре имущества, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию  международного развития.

Это одна из основных причин того, что в большинстве стран  инвесторами в свободных зонах  являются не крупные, хорошо известные  транснациональные корпорации, а  небольшие фирмы, которые часто  выходят на рынок иностранных  инвестиций в первый раз.

Опыт таких стран, как  Мексика, Ямайка или Маврикий, намеренно  привлекающих в свои экономические  зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что средние или  мелкие фирмы промышленно развитых государств или стран, недавно вставших на путь индустриального развития, с пользой для дела дополняют  деятельность крупных компаний. Мелкие фирмы более гибко реагируют  на быстроменяющуюся обстановку и в  состоянии удовлетворить насущные потребности внутреннего рынка  этих стран. Учитывая стремление многих государств как можно быстрее  привлечь иностранных инвесторов, такие  компании оказались лучшей краткосрочной  альтернативой, чем крупные транснациональные  корпорации, которые действуют гораздо  медленнее.

Как видно, создание свободных  экономических зон получило на Западе большое развитие, Во многом их развитие зависит от того, что такая зона может дать национальной экономике в конкретных условиях хозяйствования и в данной экономической ситуации.

Специальный правовой режим  в СЭЗ представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного  регулирования в СЭЗ, и устанавливается  в целях:

1) создания благоприятных  условий для инвестиций и развития  отдельных регионов и экономики  Республики Беларусь;

2) внедрения наиболее  прогрессивных ресурсосберегающих  малоотходных и безотходных технологий;

3) содействия международной  интеграции и сотрудничеству;

4) гармоничного сочетания  на основе Конституции Республики  Беларусь республиканских и местных  интересов, интересов субъектов  хозяйствования и граждан.

Свободные экономические  зоны (СЭЗ) как институт рыночной экономики  занимают особое место в правовой системе Республики Беларусь. Внимание, которое уделяется государством совершенствованию законодательства о СЭЗ, свидетельствует о том, что их развитие является одним из приоритетных направлений государственной  инвестиционной политики. Сегодня каждый областной центр Беларуси может  предложить как иностранному, так  и отечественному инвестору привлекательные  условия для инвестирования на территории СЭЗ.

Цели и задачи создания СЭЗ в Республике Беларусь:

увеличение притока иностранных  инвестиций, улучшение инвестиционного  климата и привлечение стратегических инвесторов;

обеспечение дополнительных благоприятных условий для привлечения  новых и высоких технологий, передового зарубежного опыта;

содействие международной  интеграции и сотрудничеству;

стимулирование экспорта и импортозамещающих производств;

создание новых рабочих  мест, повышение загрузки имеющихся  производственных мощностей;

развитие и расширение сферы работ и услуг;

развитие инфраструктуры территорий, эффективное использование  имеющихся;

получение практических результатов  функционирования СЭЗ в целях  дальнейшего их использования для  проведения реформ в республике.

Правовые и организационные  основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены Законом Республики Беларусь от 07.12.1998 N 213-З (ред. от 02.07.2009) "О свободных экономических  зонах", Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 N 66 (ред. от 21.08.2009) "Об утверждении Положения о свободных  таможенных зонах, созданных на территориях  свободных экономических зон" Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 N 262 (ред. от 21.08.2009) "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь" и другими нормативными актами.

Информация о работе Правовой режим свободных экономических зон