Правовое положение производственных кооперативов в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Нынешний этап рыночных преобразований в Республике Беларусь сопровождается поиском таких путей развития, которые позволили бы оптимально сочетать преимущества цивилизованного рынка с решением социальных проблем, реальным продвижением к повышению уровня жизни населения. На первый план выдвигаются задачи по формированию социально ориентированной рыночной экономики.

Содержание работы

I. Введение
II. Законодательство о производственных кооперативах
III. Понятие производственного кооператива
IV.Образование производственных кооперативов
V. Имущество производственных кооперативов
VI. Управление в производственном кооперативе
VII. Членство в производственном кооперативе
VIII. Реорганизация и ликвидация производственных кооперативов
IX. Заключение
X. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовое положение производственных кооперативов.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

Однако заметим, что  такое основание для ликвидации коммерческой организации как неоднократное либо грубое нарушение требований законодательства действующим законодательством о ликвидации субъектов хозяйствования не предусмотрено. В связи с этим разъяснения, содержащиеся в названном выше письме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, утратили свою актуальность и значимость.

В результате включения в перечень оснований  для ликвидации коммерческой организации внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием, особую значимость в данной ситуации приобрел Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания» [156].

Статья 60 ГК Республики Беларусь и п. 11 Положения о ликвидации содержат порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается собственнику его имущества (учредителям, участникам), имеющему (имеющим) вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица.

При ликвидации производственного кооператива возникает имущественная ответственность как самого кооператива, так и его членов. Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размерах и порядке, предусмотренных законодательством о производственных кооперативах и уставом кооператива. Из этого следует, что в случае недостаточности имущества кооператива для удовлетворения требований кредиторов эти требования удовлетворяется за счет имущества членов производственного кооператива. Минимальный размер такой ответственности установлен ст. 107 ГК Республики Беларусь и равен величине полученного годового дохода в производственном кооперативе. По общему правилу члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях. Уставом же размер и порядок данной ответственности может быть изменен.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое  лицо - ликвидированным с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении юридического лица из этого регистра (п. 8 ст. 59 ГК Республики Беларусь, п. 21 Положения о ликвидации).

Юридическое лицо обязано  прекратить свою деятельность с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого юридического лица.

Кроме названных  выше нормативных правовых актов  ликвидация юридических лиц регулируется нормами Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [194], которым, в частности, регулируются вопросы ликвидации субъектов хозяйствования, признанных банкротами, а также порядок рассмотрения дел о банкротстве в отношении ликвидируемых субъектов хозяйствования.

Ликвидация посредством  процедуры банкротства происходит в том случае, если стоимость имущества  должника - юридического лица, в отношении  которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Закон «Об  экономической несостоятельности (банкротстве)»  распространяется на все коммерческие организации, в том числе и на производственные кооперативы, и содержит общую для всех названных организаций процедуру банкротства.

Особо следует выделить ст. 112 Закона, в соответствии с которой  сделки должника, в том числе совершенные  должником до момента открытия в  отношении его конкурсного производства, по заявлению управляющего признаются хозяйственным судом недействительными в случаях, когда они были совершены в течение шести месяцев до начала производства по делу о банкротстве или после возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве, если эти сделки связаны с выплатой члену кооператива (лицу), выходящему (исключенному) из кооператива, стоимости пая, выдачей иного имущества члену кооператива, выходящему из кооператива, либо осуществлением иных выплат, предусмотренных уставом кооператива.

Отметим, что  нормы, касающиеся ликвидации юридического лица и обязанностей ликвидационной комиссии, содержатся и в Налоговом кодексе Республики Беларусь [140], введенным в действие Законом Республики Беларусь от 4 января 2003 г. [143]. Так, ст. 38 Налогового кодекса определяет, что налоговое обязательство ликвидируемой организации исполняется и причитающиеся к уплате его пени уплачиваются ликвидационной комиссией (ликвидатором) этой организации, если иное не предусмотрено законодательством, за счет денежных средств этой организации, в том числе от реализации ее имущества.

Таким образом, процедура ликвидации (прекращения  деятельности) субъектов хозяйствования предполагает соблюдение определенных требований. Данный процесс находится под контролем уполномоченных государственных органов, однако законодательство в этой сфере требует совершенствования [201, с. 60].

В настоящее  время практическая работа по решению  проблем, возникающих в процессе ликвидации, ведется в направлении реформирования законодательства, регулирующего государственную регистрацию и ликвидацию субъектов хозяйствования, в том числе разработки проекта Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [54, с. 42].

Вопросы реорганизации  и ликвидации коммерческих организаций, в том числе производственных кооперативов, регулируются множеством нормативных правовых актов, что зачастую приводит к определенным трудностям при применении норм таких актов. На наш взгляд, целесообразно принятие единого закона, который регулировал бы порядок реорганизации и ликвидации всех коммерческих организаций. Вместе с тем в ГК Республики Беларусь (п. 2 ст. 112) следует предусмотреть конкретную норму, в соответствии с которой решение о реорганизации производственного кооператива (за исключением преобразования в хозяйственное товарищество или общество, а также в унитарное предприятие) будет приниматься не менее чем тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании членов производственного кооператива.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование правового положения  производственных кооперативов в Республике Беларусь позволяет сделать следующие выводы:

1. В настоящий момент существует объективная необходимость совершенствования законодательства о производственных кооперативах. Это возможно посредством принятия Закона Республики Беларусь «О производственных кооперативах», который позволит:

  • выстроить иерархию нормативных правовых актов, определяющих правовое положение производственных кооперативов, что в свою очередь позволит придать законодательству о производственных кооперативах системность и обозримость;
  • более детально регулировать правовое положение производственных 
    кооперативов с момента их образования и до реорганизации или ликвидации;
  • создать необходимую основу для судебной практики в данной области;
  • устранить пробелы и противоречия в правовом регулировании такой организационно-правовой формы коммерческих организаций как производственный кооператив.

Кроме того, Закон Республики Беларусь «О производственных кооперативах» создаст новую правовую базу для возрождения и развития подлинных кооперативов в сферах производства, услуг и других видах деятельности.

2. Легальное определение производственного кооператива необходимо расширить путем закрепления возможности принимать в деятельности кооператива не только личное трудовое, но и иное участие, а также допущения участия в деятельности кооператива юридических лиц.

Здесь следует предусмотреть  помимо трудового участия в производственном кооперативе также иное участие в его деятельности. Иное участие членов производственного кооператива может выражаться в выполнении для производственного кооператива подрядных работ, в оказании услуг по хранению его имущества, в предоставлении производственному кооперативу в безвозмездное пользование своего имущества и т.д.

Гражданский кодекс Республики Беларусь не предусматривает также  возможности участия в производственном кооперативе юридических лиц. Безусловно, говорить о трудовом участии такого члена производственного кооператива не приходится. Зато юридическое лицо может принимать активное иное участие в деятельности кооператива, выполняя для него различные работы, услуги, предоставляя помещения, транспорт и т.д. Такие «финансовые участники» должны способствовать укреплению имущественной базы кооператива (получая взамен доход на вложенный в кооператив капитал), но не могут быть обязаны к личному трудовому участию в его деятельности.

В связи с этим в  ст. 107 ГК Республики Беларусь необходимо закрепить уточненное понятие производственного кооператива: «Производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое и (или) иное участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе. Законодательством и уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц».

Учредителям производственного  кооператива до утверждения его  устава целесообразно заключать  договор о создании производственного  кооператива. Заключение договора о создании производственного кооператива позволит более подробно и четко регламентировать действия учредителей производственного кооператива по его созданию до государственной регистрации, а также данный договор будет служить определенной гарантией исполнения обязательств по образованию кооператива каждым учредителем, заключившим договор. Договор о создании производственного кооператива не должен являться учредительным документом и прекращает свое действие с момента государственной регистрации производственного кооператива. Учредительным документом производственного кооператива должен быть только устав, утверждаемый членами кооператива единогласно.

В связи с этим предлагается в ст. 108 ГК Республики Беларусь закрепить  следующие положения, касающиеся порядка создания производственного кооператива:

- «До момента государственной  регистрации производственного  кооператива его учредители могут заключить договор о создании производственного кооператива, содержащий основные условия создания производственного кооператива. Договор о создании производственного кооператива заключается в письменной форме и признается заключенным с момента его подписания всеми учредителями. Договор о создании производственного кооператива не является учредительным документом и его действие прекращается с момента государственной регистрации производственного кооператива»;

- «Учредительным документом производственного кооператива является устав, утвержденный единогласно общим собранием его членов».

3. Необходимо сформулировать и законодательно закрепить понятие члена производственного кооператива, в соответствии с которым членом кооператива может быть физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, принимающее личное трудовое и (или) иное участие в деятельности кооператива и внесшее имущественный паевой взнос. Целесообразно ввести в законодательство Республики Беларусь понятие ассоциированных членов производственного кооператива и предоставить членам кооператива право самостоятельно проводить оценку паевых взносов при образовании производственного кооператива.

На основании  этого в Законе «О производственных кооперативах» нужно закрепить следующие нормы о членстве в производственном кооперативе:

  • понятие члена производственного кооператива: «Членами кооператива могут быть граждане (физические лица), достигшие шестнадцатилетнего возраста, принимающие личное трудовое и (или) иное участие в деятельности кооператива и внесшие имущественный паевой взнос. Число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать двадцать пять процентов числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности»;
  • норму об ассоциированном членстве в кооперативе: «Члены производственного кооператива могут переоформить свое членство в кооперативе в ассоциированное членство в случае:

 

  1. выхода на пенсию по возрасту или состоянию здоровья;
  2. перехода на выборную должность вне кооператива;
  3. службы в рядах Вооруженных Сил;
  4. в других случаях, предусмотренных уставом кооператива. 
    Ассоциированные члены производственного кооператива не имеют права

Информация о работе Правовое положение производственных кооперативов в РБ