Правовое положение производственных кооперативов в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Нынешний этап рыночных преобразований в Республике Беларусь сопровождается поиском таких путей развития, которые позволили бы оптимально сочетать преимущества цивилизованного рынка с решением социальных проблем, реальным продвижением к повышению уровня жизни населения. На первый план выдвигаются задачи по формированию социально ориентированной рыночной экономики.

Содержание работы

I. Введение
II. Законодательство о производственных кооперативах
III. Понятие производственного кооператива
IV.Образование производственных кооперативов
V. Имущество производственных кооперативов
VI. Управление в производственном кооперативе
VII. Членство в производственном кооперативе
VIII. Реорганизация и ликвидация производственных кооперативов
IX. Заключение
X. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовое положение производственных кооперативов.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

Из этого  следует, что данные диспозитивные  нормы позволяют членам кооператива самостоятельно регулировать определенные правоотношения, связанные с имуществом производственного кооператива, посредством закрепления соответствующих положений в уставе. Например, в уставе может быть закреплено, что прибыль кооператива распределяется между его членами пропорционально размеру их вкладов в уставный фонд кооператива, а не в соответствии с их трудовым участием.

Отметим, что  личное трудовое участие может выражаться и в том, что член кооператива, к примеру, возьмет на себя организацию вопроса, возникающего не чаще одного раза в год. Тогда, если следовать строго статьям ГК Республики Беларусь, он может претендовать на очень маленькую долю прибыли, несмотря на то, что внес значительные паевые взносы при создании кооператива. Следовательно, интересы члена кооператива как инвестора могут быть защищены, и ему не придется принимать трудовое участие в деятельности кооператива на постоянной основе, если в уставе будет оговорено его право на получение прибыли пропорционально паевому взносу [5, с. 78].

Источники формирования имущества производственного кооператива  по своему характеру могут быть самые  разнообразные: денежные и материальные взносы его членов; произведенная продукция и доходы, получаемые от ее продажи, а также от реализации работ и услуг; кредиты банка; доходы, получаемые от продажи ценных бумаг кооператива. Кроме того, имущество кооператива может формироваться за счет предоставляемых на договорных началах материальных и денежных взносов иных организаций, а также имущества граждан, которые работают в кооперативе по трудовому соглашению, но не являются его членами [119, с. 35].

Согласно ч. 1 п. 2 ст. 47 ГК Республики Беларусь вкладом в  уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.

В отношении требования к производственным кооперативам о  формировании уставного фонда сложилась неоднозначная ситуация. В ГК Республики Беларусь не упоминается об уставном фонде применительно к производственным кооперативам, хотя из смысла норм ГК Республики Беларусь вытекает необходимость формирования паевого фонда, который составляет имущественную основу кооператива. Кроме того, в соответствии с п. 12 Положения о государственной регистрации до подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, предусмотренных названным Положением, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны сформировать уставный фонд. В п. 1 ст. 107 ГК Республики Беларусь содержится норма о том, что участники производственного кооператива обязаны внести имущественный паевой взнос. Однако из содержания указанной нормы не вытекает непосредственно, что речь идет о формировании именно уставного фонда.

Кроме того, в п. 2 ст. 108 ГК Республики Беларусь указано, что  устав кооператива должен содержать  помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 48 настоящего Кодекса, условия о  размере уставного фонда; о размере  паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива. В связи с этим остается неясным, понимает ли законодатель под уставным фондом производственного кооператива паевой фонд, или же речь идет о различных фондах. Нет ясного указания на то, что уставный фонд производственного кооператива формируется за счет паевых взносов его членов. Например, в п. 1 ст. 96 ГК Республики Беларусь четко определено, что уставный фонд акционерного общества разделен на определенное число акций.

В производственном кооперативе применительно к  имущественным отношениям его членов с кооперативом используется понятие «имущественный паевой взнос», «пай». При этом термин «имущественный паевой взнос» применяется для обозначения обязанностей лица при создании производственного кооператива либо при его вступлении в действующий кооператив. Пай - понятие более широкое, включающее в себя как собственно имущественный паевой взнос, так и распределенную прибыль, причитающуюся члену кооператива. Статьи 107-112 ГК Республики Беларусь не определяют понятие имущественного паевого взноса, может ли он быть оплачен ценными бумагами, имущественными правами, не потеряется ли при этом его «имущественный» характер.

Таким образам, представляется, что паевой фонд должен иметь несколько иное назначение, нежели уставный фонд, если исходить из требований ГК Республики Беларусь о том, что имущество производственного кооператива делится на паи его членов. Паевые взносы и паи членов в имуществе кооператива не тождественные понятия, так как имущество кооператива формируется не только за счет паевых взносов, но и за счет имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности, а, следовательно, размер пая в случае успешной деятельности кооператива, будет увеличиваться и уже не будет совпадать с размером паевого взноса. Именно данный процесс должен найти отражение в паевом фонде.

Статья 47 ГК Республики Беларусь носит общий характер, и, следовательно, распространяется на все коммерческие организации, в том числе на производственные кооперативы.

Часть 2 п. 2 ст. 47 ГК Республики Беларусь устанавливает, что денежная оценка вклада в уставный фонд коммерческой организации подлежит экспертизе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Положение о государственной регистрации, Положение о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица (далее - Положение о проведении экспертизы), утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. № 92 [169], оперируют таким понятием, как «неденежный вклад». Этот термин по смыслу указанных нормативных правовых актов объединяет собой все виды имущества, исключая деньги, и имущественных прав, вносимых в виде вклада в уставный фонд юридического лица. Поэтому в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд производственного кооператива такой вклад необходимо оценить в деньгах.

Однако ГК Республики Беларусь определяет порядок  денежной оценки вкладов только участников хозяйственных обществ (п. 6 ст. 63), указывая, что денежная оценка вклада учредителя (участника) хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества, и не определяет этого порядка для производственных кооперативов и некоторых других видов коммерческих организаций.

На наш  взгляд, в ГК Республики Беларусь необходимо включить норму, которая четко регламентировала бы порядок формирования уставного фонда производственного кооператива, предусматривала возможность производить денежную оценку вклада в уставный фонд кооператива по соглашению между учредителями, определяла понятие имущественного паевого взноса и указывала на то, какие виды имущества или имущественных прав могут являться вкладом в уставный фонд производственного кооператива [26, с. 113].

В вопросе  экспертизы денежной оценки вклада в  уставный фонд коммерческой организации ст. 47 ГК Республики Беларусь отсылает к иному законодательству, которое может устанавливать случаи и порядок такой экспертизы. Положение о проведении экспертизы предписывает, что в соответствии с требованиями данного Положения в обязательном порядке экспертизе подлежит достоверность оценки любого имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица (п. 5).

Следует отметить, что  конкретное материальное (вещественное) содержание уставного фонда не должно сохраняться неизменным, имеет значение лишь его денежное выражение [6, с. 49].

На основании изложенного  предлагаем в ст. 109 ГК Республики Беларусь предусмотреть следующую норму, касающуюся оценки паевого взноса члена производственного кооператива при его образовании: «Оценка паевого взноса проводится при образовании производственного кооператива по взаимной договоренности членов кооператива на основе сложившихся на рынке цен, а при вступлении в производственный кооператив новых членов - комиссией, назначаемой правлением кооператива. В случае недостижения между членами производственного кооператива или комиссии договоренности, касающейся оценки паевого взноса, денежная оценка подлежит независимой экспертизе».

Объекты гражданских  прав, которые согласно ст. 47 ГК Республики Беларусь могут быть внесены в уставный фонд коммерческих организаций в качестве вклада, объединяют такие общие черты, как оборотоспособность и возможность их денежной оценки. При внесении в уставный фонд коммерческой организации эти объекты становятся вкладом учредителя (участника) этой организации. Значит объектом оценки является имущество, имущественные права, вносимые в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Целью экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, как это предусмотрено Положением о проведении экспертизы, является подтверждение правильности этой оценки. Поэтому объектом экспертизы следует считать оценку неденежного вклада, т.е. тот денежный эквивалент, которым выражена стоимость того или иного имущества, имущественных прав, являющихся в конкретной ситуации неденежным вкладом в уставный фонд юридического лица.

Важным является и такой вопрос: когда, на каком  этапе формирования уставного фонда коммерческой организации должна быть проведена экспертиза достоверности оценки неденежного вклада. На наш взгляд, ответ на него напрямую зависит от сроков формирования уставных фондов коммерческих организаций, установленных законодательством, и избранного учредителями той или иной коммерческой организации варианта поведения в допускаемых пределах. Отсюда следует, что если имущество, являющееся неденежным вкладом в уставный фонд коммерческой организации, вносится учредителем (передается на баланс) единовременно, оценка такого имущества, экспертиза оценки должны быть проведены до такой передачи. Если же в соответствии с законодательством учредители договорились о поэтапном внесении имущества, каждая из «частей неденежного вклада» должна быть оценена отдельно, оценка каждой из частей также отдельно должна быть подвергнута экспертизе.

Часть 3 п. 2 ст. 47 ГК Республики Беларусь предусматривает, что в уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено собственником, законодательством или договором. Как видим, эта норма носит императивный характер. Из этого следует, что даже если имущество (вещи, ценные бумаги, имущественные права и т.д.) объективно обладает оборотоспособностью и имеет денежную оценку, но конкретный правообладатель ограничен собственником, законодательством или договором в праве на отчуждение такого имущества, данное имущество не может быть внесено в уставный фонд коммерческой организации.

 

VII. Управление в производственном кооперативе

Система органов  управления в производственном кооперативе  внешне очень схожа с системой органов управления, предусмотренной ГК Республики Беларусь для коммерческих организаций. Управлению в производственном кооперативе посвящена ст. 110 ГК Республики Беларусь.

Гражданский кодекс предусматривает  следующую структуру органов управления в производственном кооперативе:

а) общее собрание членов кооператива;

б) наблюдательный совет;

в) исполнительный орган (единоличный и (или) коллегиальный).

Общее собрание членов производственного кооператива  является высшим органом управления кооперативом. Любой вопрос, возникающий в процессе образования и деятельности кооператива, может быть рассмотрен и решен общим собранием его членов. К исключительной компетенции общего собрания производственного кооператива согласно п. 3 ст. 110 ГК Республики Беларусь относятся:

  1. изменение устава кооператива;
  2. образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;
  3. прием и исключение членов кооператива;
  4. утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;
  5. решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Как видим, данная норма  носит императивный характер. Поэтому  ограничить исключительную компетенцию общего собрания нельзя. Также следует отметить, что перечень вопросов, содержащихся в п. 3 ст. ПО ГК Республики Беларусь и относящихся к исключительной компетенции общего собрания кооператива, не является исчерпывающим. Законодательством о производственных кооперативах и уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания может быть отнесено решение и иных вопросов. В выше названном перечне отсутствуют, например, такие важные вопросы как утверждение устава производственного кооператива, определение основных направлений деятельности, установление размера паевого взноса, размеров и порядка образования фондов кооператива, в том числе и неделимых, определение направлений их использования, создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них, решение вопросов о вступлении кооператива в союзы (ассоциации) и др. Все эти вопросы также должны решаться исключительно общим собранием кооператива, так как имеют особую важность.

В соответствии с п. 3 ст. 110 ГК Республики Беларусь вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания или наблюдательного совета кооператива, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов кооператива. Но, обратим внимание, не установлено, могут ли подобные вопросы передаваться общим собранием наблюдательному совету.

В отличие от хозяйственного общества или товарищества в кооперативе  невозможно оказывать влияние на решения общего собрания в зависимости  от размера внесенного пая. В управлении кооперативом (при принятии решений общим собранием) каждый член кооператива имеет только один голос.

Ни ГК, ни иное законодательство Республики Беларусь о производственных кооперативах не содержат норм о правомочности общего собрания членов кооператива. Что касается сельскохозяйственных производственных кооперативов, то в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» общее собрание правомочно решать вопросы, если на нем присутствует не менее двух третей всех членов колхоза.

Информация о работе Правовое положение производственных кооперативов в РБ