Правовое положение производственных кооперативов в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Нынешний этап рыночных преобразований в Республике Беларусь сопровождается поиском таких путей развития, которые позволили бы оптимально сочетать преимущества цивилизованного рынка с решением социальных проблем, реальным продвижением к повышению уровня жизни населения. На первый план выдвигаются задачи по формированию социально ориентированной рыночной экономики.

Содержание работы

I. Введение
II. Законодательство о производственных кооперативах
III. Понятие производственного кооператива
IV.Образование производственных кооперативов
V. Имущество производственных кооперативов
VI. Управление в производственном кооперативе
VII. Членство в производственном кооперативе
VIII. Реорганизация и ликвидация производственных кооперативов
IX. Заключение
X. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовое положение производственных кооперативов.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

Из этого следует, что  решение о реорганизации производственного  кооператива может быть принято вопреки воле той части членов кооператива, которая проголосовала против такой реорганизации. При этом действующее в настоящее время законодательство о производственных кооперативах не предусматривает каких-либо гарантий для тех членов, которые голосовали против реорганизации производственного кооператива, либо не принимали участия в общем собрании. У таких членов кооператива есть одна единственная возможность - подчиниться принятому решению.

Реорганизации производственного  кооператива посвящена лишь ст. 112 ГК Республики Беларусь. Пункт 1 данной статьи гласит, что производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов. Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации кооператива определяются законодательством.

Пункт 2 ст. 112 ГК Республики Беларусь содержит норму о том, что  производственный кооператив по единогласному  решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество в случаях, когда в составе кооператива осталось менее трех членов, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе кооператива остался один член.

Как видим, ГК Республики Беларусь допускает преобразование производственного кооператива в любую другую организационно-правовую форму юридического лица, но только это должна быть коммерческая организация.

Статьи 53, 54 ГК Республики Беларусь имеют характер общего правового  регулирования, поэтому в них  говорится о юридических лицах  без определения конкретной организационно-правовой формы юридического лица, которое образуется в результате реорганизации. Более конкретные решения содержатся в ст. ст. 65, 91, 104, 112 ГК Республики Беларусь, однако в них говорится только о преобразовании хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов. Например, производственный кооператив может быть разделен таким образом, что следствием этого разделения будет образование унитарного предприятия (одного или нескольких). Идеальным вариантом такого разделения является случай, когда в производственном кооперативе останется только два участника, каждый из которых становится учредителем своего унитарного предприятия, образуемого в результате разделения, хотя такая возможность не исключается и для случаев, когда число участников больше двух. Также из производственного кооператива может быть выделено унитарное предприятие, которое не будет являться собственником переданного ему имущества. Данный вывод базируется на том, что в законодательстве Республики Беларусь отсутствуют нормы, запрещающие разделение коммерческой организации, являющейся собственником своего имущества, на несколько унитарных предприятий, либо выделение из нее одного или нескольких унитарных предприятий [45, с. 48].

Из п. 2 ст. 112 ГК Республики Беларусь также следует, что гарантии членам производственного кооператива в части возможности каждого члена кооператива повлиять на принимаемое решение о реорганизации предоставляются, если реорганизация будет проходить в форме преобразования. Только в данном случае, если хотя бы один из членов производственного кооператива проголосует против реорганизации, решение о ее проведении принято не будет. Это не касается остальных форм реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение), так как вопрос о порядке принятия членами производственного кооператива решения о реорганизации, проводимой в названных формах, в законодательстве не решен [27, с. 175].

Среди действующего законодательства Республики Беларусь, касающегося реорганизации производственных кооперативов, особо следует выделить Закон Республики Беларусь от 9 июня 2003 г. «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций». Это связано с тем, что данный Закон затрагивает убыточные сельскохозяйственные производственные кооперативы, в которых денежные поступления от реализации продукции, работ (услуг) не компенсируют ее расходы, не образуется прибыль в течение последних трех лет. Решения о реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций принимаются уполномоченными органами в одностороннем порядке. Статья же 10 Закона предусматривает особые гарантии прав членов сельскохозяйственного производственного кооператива. Эти гарантии заключаются в том, что решения о реорганизации производственного кооператива, а также о реализации и стоимости имущества могут быть приняты уполномоченным государственным органом только с согласия общего собрания членов колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива).

Ликвидация  производственных кооперативов

Основными нормативными актами, регулирующими ликвидацию коммерческих организаций, являются: ГК Республики Беларусь и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (далее - Положение о ликвидации).

В целях обеспечения  правильного и единообразного применения хозяйственными судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 22 декабря 2006 г. принял постановление № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» [158].

В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК Республики Беларусь ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Согласно п. 2 ст. 57 ГК Республики Беларусь юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

а) собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;

б) суда в случаях:

  • непринятия решения о ликвидации собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
  • осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
  • уменьшения стоимости чистых активов коммерческих организаций, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

в) в иных случаях, предусмотренных ГК и иными законодательными актами.

Согласно п. 2 ст. 58 ГК Республики Беларусь собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации, если иное не установлено законодательными актами.

С момента создания ликвидационной комиссии полномочия руководителя коммерческой организации переходят к этой комиссии, которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, предоставленных законодательством. Если решение о ликвидации юридического лица принимает не собственник или уполномоченный им орган, а, скажем, суд или регистрирующий орган, оно принимается помимо воли собственника. Как принятие решения о ликвидации в этом случае не зависит от воли собственника, так и действия ликвидационной комиссии, созданной управомоченным на то органом, не должны зависеть от решения собственника [42, с. 35].

Анализ установленных  законодательством оснований ликвидации коммерческих организаций позволяет  сделать вывод о том, что такое  решение может быть принято в любое время, на любом этапе деятельности организации [40, с. 44].

Процесс ликвидации коммерческой организации в добровольном порядке начинается с принятия решения учредителями о ее ликвидации.

Процедура ликвидации коммерческой организации, а, следовательно, и производственного  кооператива, в добровольном порядке  осуществляется следующим путем:

1) Подача в регистрирующий орган следующих документов (п. 7 Положения о ликвидации):

а) заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;

б) решения о ликвидации коммерческой организации (в отношении производственного кооператива - решение общего собрания его членов).

2) После принятия регистрирующим органом выше названных документов ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган для исключения коммерческой организации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следующие документы (п. 12 Положения о ликвидации):

а) печати и штампы организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации 
объявлений об их утрате;

б) ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

в) подлинник свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

г) копию публикации в газете «Рэспублика» о ликвидации.

Относительно  ликвидации юридических лиц в  судебном порядке отметим тот факт, что законодатель не допускает, чтобы по результатам второго и последующих финансовых годов размер уставного фонда субъекта хозяйствования, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов превышал стоимость чистых активов, и требует регистрации уменьшения уставного фонда. В противном случае это влечет ликвидацию субъекта хозяйствования. Отметим, что к производственным кооперативам данная норма не применяется, так как Положением о государственной регистрации минимальный размер уставного фонда производственного кооператива не установлен.

Что касается ликвидации юридических лиц по решению  иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 2 ст. 57 ГК Республики Беларусь), то согласно подпункту 3.3 п. 3 Положения о ликвидации в отношении коммерческих организаций таким уполномоченным органом является регистрирующий орган.

Основаниями для ликвидации по решению регистрирующего органа являются:

а) неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

б) внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

При наличии  основания, которое названо последним, коммерческие организации ликвидируются регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии. Решение о начале такой процедуры ликвидации принимается регистрирующим органом при обнаружении указанного основания либо при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа.

Как показывает судебная практика, требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования чаще всего предъявляются налоговыми органами в связи с наличием задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды [16, с. 53], а также в связи с допущением субъектами хозяйственной деятельности грубых нарушений законодательства [15, с. 59].

Кроме названных правовых источников, вопросы ликвидации юридических лиц нашли свое отражение и в письме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 4 февраля 2005 г. № 04-03/242 «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел по искам о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» [155]. В данном письме Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь разъяснил, что нарушение требований законодательства может являться основанием для ликвидации субъектов хозяйствования в том случае, если хозяйственный суд квалифицирует такое нарушение как неоднократное либо грубое. Критерии оценки характера допущенного нарушения законодательства должны определяться судом с учетом обстоятельств конкретного дела и действий, которые были предприняты ответчиком для устранения допущенных нарушений. Оценивая нарушение законодательства как грубое, хозяйственный суд принимает во внимание те негативные последствия, которые повлекло данное нарушение: причинение ущерба государственным интересам, гражданам или субъектам предпринимательской деятельности [83, с. 7-8].

Информация о работе Правовое положение производственных кооперативов в РБ